Понятие и классификация издержек производства
Издержки производства среди категорий экономической теории играют особую, важнейшую роль, так как оказывают воздействие на судьбу предприятия в конкурентной среде, его размер и перспективы экономического роста бизнеса и, наконец, величину дохода и прибыли. Именно издержки фирмы на производство предопределяют динамику и вид кривой предложения, как отдельной фирмы, так и всей их совокупности.
Издержки представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства и реализации производимых фирмой товаров, благ, услуг.
Издержки можно считать по-разному. Внимание на их величину в экономической науке обращали А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. К. Кларк и др. Каждый из них создавал свою особую систему анализа издержек производства. В первой половине XX в. сформировались современные методы анализа издержек производства.
Среди многообразных видов классификации издержек хозяйственной деятельности фирм для экономической теории имеют особое значение две классификации: по методу оценки затрат и по отношению к величине производства.
На рынок и процессы обмена, которые на нем протекают можно смотреть не только глазами постороннего наблюдателя, но и продавцов и покупателей. Экономические издержки - это взгляд продавца, фирмы, которая стремится окупить свои затраты. При этом, как свидетельствует схема, возникает много особенностей в оценке издержек.
Первая из них связана с необходимостью различать идеальное состояние фирмы с ее реальным положением на рынке. Для этой цели используются понятия экономических и бухгалтерских издержек.
Экономические издержки - это стоимость ресурсов при наилучших из всех возможных вариантов их использования (идеальный подход). Бухгалтерские издержки представляют собой денежные расходы, платежи, осуществленные фирмой на приобретение ресурсов со стороны (реальный подход).
Экономические издержки тесно связаны с действием в экономике закона редкости, рассмотренным ранее. Если фирма использует для производства товара конкретный ресурс, то это всегда означает невозможность одновременно произвести другой альтернативный продукт. Поэтому фирме необходимо постоянно делать выбор. Так возникают издержки упущенных возможностей или альтернативные издержки.
Альтернативные издержки - это затраты, связанные с производством товара, который фирма не будет производить с помощью используемых ресурсов. Так, издержки, связанные с чтением учебника по экономической теории, зависят от других (альтернативных) вариантов использования времени студента, от которых ему придется отказаться. Альтернативные издержки играют в рыночной экономике важную роль.
Во-первых, альтернативные издержки включаются в состав экономических издержек, а это означает, что предприниматель в свои затраты включает упущенную выгоду и тем самым, занижает получаемый реальный доход на ту часть прибыли, которая является нормальной в данном виде бизнеса. Она действительно нормальная, так как обеспечивает обычное вознаграждение за предпринимательскую деятельность. Если это нормальное вознаграждение предприниматель не получает, то он меняет вид своей деятельности, на альтернативный, более привлекательный для него.
Во-вторых, альтернативные издержки позволяют определить преимущество одних фирм перед другими в производстве выбранного товара. Так, фирма-производитель, обладающая самыми низкими альтернативными издержками, имеет преимущество перед остальными фирмами. Зато остальные фирмы имеют преимущества по производству других товаров. Подобные «сравнительные преимущества» одних фирм перед другими существуют практически всегда, поскольку фирмы не обладают абсолютно равными издержками упущенных возможностей хотя бы потому, что каждый бизнесмен их определяет сам, исходя из собственных соображений.
Различие альтернативных издержек и вытекающие из них «сравнительные преимущества» создают рынку постоянный стимул развития: пока издержки упущенных возможностей фирм различаются, обмен товарами выгоден всем его участникам, поскольку каждый получает товар по более низкой цене, чем его альтернативные издержки производства этого товара. Специализация на его выпуске фирмы увеличивает объем производства, а также вклад в общий национальный продукт, рациональное использование которого позволяет повышать уровень жизни всех членов общества.
Экономические и бухгалтерские издержки производства взаимосвязаны, и в те и в другие входят внешние издержки. Любая фирма для производства товаров расходует денежные средства на приобретение ресурсов у внешних поставщиков. Встречное движение уплаченных денег и приобретенных материалов, сырья происходит ощутимо и реально, т.е. в явном виде и учитывается в системе бухгалтерского учета фирмы. Поэтому явные внешние издержки отражаются как бухгалтерские издержки.
Бухгалтерские издержки в своем составе имеют прямые издержки и косвенные. Прямые издержки состоят из затрат непосредственно на производство товара, а косвенные включают расходы, без которых не может функционировать фирма, - накладные расходы, амортизационные отчисления, зарплата управленческого аппарата, процентные платежи банкам и др.
Но не все необходимое для производства товаров фирма приобретает на рынке. Она может использовать собственные ресурсы: продукцию, произведенную внутри фирмы, средства производства. Они в отличие от внешних представляют собой внутренние издержки. Собственные здания, землю, финансовые активы фирма может сама не использовать для производства товаров, а передать в аренду или продать, получив в итоге дополнительный доход. Тем самым эти ресурсы можно использовать альтернативно: либо самой, либо передать другим фирмам. Таким образом, внутренние издержки являются важной частью экономических издержек фирмы. В целом соотношение издержек, рассчитанных по методу оценки затрат можно выразить следующей формулой:
Бухгалтерские издержки (явные, внешние) + Альтернативные издержки (неявные, внешние и внутренние) = Экономические издержки (вмененные)
Важным в анализе издержек производства является разграничение их по признаку связи с величиной произведенной фирмой продукции. По этому признаку они делятся на постоянные и переменные издержки.
Для данного вида деления издержек особое значение имеет фактор времени, в течение которого задействованы производственные мощности предприятия. Фактор времени может проявляться в виде как краткосрочного, так и долгосрочного периода работы фирмы. Соотношение краткосрочного и долгосрочного периодов количественно выразить чрезвычайно сложно, так как производство различных товаров отдельными фирмами в каждой отрасли имеет свои особенности: например, в легкой промышленности, особенно на мелких предприятиях, за несколько дней можно увеличить производственные мощности, а в тяжелой промышленности расширение производства может потребовать даже несколько лет. Однако в экономической теории принято краткосрочным периодом считать время в один год и менее, долгосрочным - более года. Качественно периоды различаются более четко: краткосрочный период - время, в течение которого фирма не может изменить свои производственные мощности, долгосрочный период - время, которое позволяет это сделать.
В данной системе экономических ограничений под постоянными издержками понимаются затраты фирмы, которые она несет вне зависимости от размеров производственной деятельности. Постоянные издержки существуют даже тогда, когда фирма временно вообще не производит продукцию. К ним относят: плату за аренду помещений; затраты на оборудование; оплату труда управленческого и административного аппарата, амортизацию; налоги на имущество, займы и др.
Под переменными издержками понимаются затраты фирмы, которые она несет в зависимости от количества производимой продукции. С расширением производства они увеличиваются, а с сокращением - уменьшаются. К ним относят: затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию; расходы на рекламу; оплату труда наемных рабочих; транспортные услуги; налог на добавленную стоимость и др.
Деление на постоянные и переменные издержки довольно условно, так как происходит только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде постоянных издержек не существует: все издержки становятся переменными из-за того, что все факторы подвержены изменению, совершенствованию и обновлению.
Ведя бизнес, предприниматель учитывает как постоянные, так и переменные издержки, которыми предприниматель может управлять, изменяя их за короткий срок с помощью регулирования объема выпускаемой продукции. Постоянные издержки находятся вне прямого контроля администрации фирмы и должны быть оплачены вне зависимости от размеров производства. Для более четкого анализа постоянные издержки, в свою очередь, делят на две группы: стартовые издержки; остаточные издержки. Остаточные издержки возникают тогда, когда фирма прекращает на время производство и реализацию своей продукции, а стартовые - при его возобновлении. Предприниматели свои постоянные и переменные издержки суммируют. Таким образом, появляются валовые (общие) издержки, которые представляют собой денежные расходы фирм на производство продукции. Если на один график поместить постоянные, переменные и валовые издержки, он будет иметь следующий вид.
С – издержки фирмы; FC – постоянные издержки; VC - переменные издержки; ТС – валовые (общие) издержки.
График одновременно иллюстрирует простейшие формулы издержек, применяемые в экономических расчетах:
FC + VC = TC, TC – FC = VC, TC - VC = FC.
На графике наглядно видно, что кривая общих издержек фирмы имеет как бы три отрезка: сначала она резко поднимается вверх, затем имеет относительно пологий участок, сменяющийся, в свою очередь, растущим отрезком. Данная конфигурация кривой ТС является типичной в рыночной экономике, хотя не исключены и другие ее формы. Типичный вид кривой ТС связан с общим действием в экономике закона убывающей предельной доходности (возрастания затрат). На начальном отрезке общие издержки на фоне небольшого количества выпускаемой продукции относительно высоки. Затем следует участок, позволяющий за счет расширения производства уравновесить их с выпуском продукции. В конце концов неизбежно наступает момент, когда на фоне увеличения продукции еще быстрее растут общие издержки и фирма должна вступить в полосу экономических преобразований, иначе она перестанет быть конкурентоспособной на рынке.
Расчет общих издержек лишь свидетельствует о том, сколько ресурсов тратит предприниматель на производство товара. Несмотря на то, что эта информация важна, и ее можно развернуть в целую систему экономических показателей и оценок деятельности фирмы, она недостаточна для выработки поведения фирмы на рынке.
Такой пробел предприниматель восполняет с помощью расчета производного от общих издержек показателя - средних издержек.
Средние издержки - это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции. В экономической теории и хозяйственной практике анализируется целое семейство средних издержек, поскольку их можно рассчитывать также и на уровне постоянных и переменных издержек.
Формулы выглядят следующим образом:
АТС = ТС/Q - средние общие издержки;
АFС = FС/Q - средние постоянные издержки;
АVС = VС/Q - средние переменные издержки.
С исходными формулами возможны следующие преобразования, сохраняющие их экономический смысл:
ATC=AFC+AVC, АFС = ATC-AVC, AVC = ATC-AFC.
Взаимосвязь семейства кривых средних издержек можно отразить на графике.
Средние общие издержки на графике расположены выше средних переменных и постоянных, так как АТС - сумма последних. Но не только средние общие издержки всегда имеют дугообразную форму из-за того, что до точки М на них преимущественное воздействие оказывает AFC, a затем, после точки М, - AVC.
Причина такого положения - рассмотренное ранее на графике общих издержек действие закона убывающей предельной доходности (возрастания затрат). Точка М на графике фиксирует минимальное значение средних общих издержек фирмы, т.е. наилучшее в данный момент использование ресурсов при выпуске единицы продукции.
В любой немонополизированной отрасли производства всегда существует много различных фирм. У них разная организация производства, не совпадают масштабы деятельности, а, следовательно, неизбежно отличаются и средние издержки. Если их индивидуальные средние общие издержки сравнить с уровнем цены, сложившейся на рынке, а она всегда указывается в расчете на единицу продукции, то можно оценить экономическое положение фирмы на этом рынке.
Средние издержки на единицу продукции для предпринимателя более содержательны, чем просто общие, постоянные и переменные, но все же не окончательно удовлетворяют его запросы. Любая фирма хочет знать минимальные издержки не только и не столько на единицу продукции, сколько на весь объем ее производства. Для того чтобы это сделать, необходимо рассчитать еще один вид издержек - предельные.
Предельные издержки - это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции наиболее дешевым и рациональным способом. В основе расчета предельных издержек лежит разность между издержками производства n единиц продукции и n-1. Формула расчета:
МС = ΔТС / ΔQ, где МС - предельные издержки, ΔТС - изменение общих издержек, ΔQ - изменение выпуска продукции.
Построим кривую предельных издержек, используя для этого предыдущий график семейства средних кривых. При этом учтем, что кривая предельных издержек никак не связана с постоянными издержками, они существуют вне зависимости от того, сокращает или увеличивает выпуск продукции фирма. По этой причине в данном случае не будем их изображать на графике вообще.
График иллюстрирует взаимоположение кривых средних и предельных издержек. Первоначально предельные издержки снижаются, оставаясь ниже средних издержек: если издержки на единицу продукции убывают, то каждая последующая единица продукции стоит меньше предыдущей. Последующий рост средних издержек приводит к противоположному результату - предельные издержки растут быстрее средних. В результате неизбежно пересечение кривых между собой, причем в минимальном для средних издержек значении.
В теории рыночной экономики точка S имеет особое название: точка равных возможностей, или минимальной доходности фирмы. Спроецированная на горизонтальную ось графика, она показывает общий объем производства QS, при котором фирма не имеет ни дохода, ни убытка. Имея объем производства соответствующий этой точке, фирма никогда не прекращает производства, в противном случае постоянные издержки приведут ее к убыточности.
Точка В также несет фирме информацию, показывая объем QB, при котором она должна прекратить производство данного вида продукции. Однако это не означает, что фирма становится банкротом. Постоянные издержки на данный вид выпускаемой продукции она может перекрыть доходом от продажи других товаров.
Подавляющее большинство фирм в рыночной экономике стремится выработать стратегию своего развития. Но очень многие российские фирмы не дотягиваются до стандартов современного рынка и довольствуются, к сожалению, сиюминутными результатами своей деятельности.
Между тем развитие фирм невозможно без наращивания и технического совершенствования производственных мощностей, а оно протекает достаточно долго. Это ведет к дискретности (прерывистости) состояния фирмы по краткосрочным периодам. В каждом из краткосрочных периодов имеющиеся мощности условно считаются неизменными и вместе с переменным фактором лимитируют предел кривой краткосрочного предложения товара фирмой на рынке. В целом же, как уже известно, на длительном отрезке времени любые издержки предприятия выступают как переменные.
Графически данная ситуация может быть проиллюстрирована следующим образом.
Расширение производственных мощностей (строительство новых предприятий) приводит к сокращению средних общих издержек на единицу продукции с n-2 до n - размеров предприятия, затем издержки начинают расти: n + 1, n + 2 и т.д. Линии пересечения кривых АТС, спроецированные на горизонтальную ось графика, показывают, при каких объемах производства необходимо изменить размер предприятия, чтобы гарантировать дальнейшее снижение средних издержек на единицу продукции.
Кривую LAТС, получившуюся на графике в виде жирной линии, огибающей различные кривые средних издержек, принято называть кривой выбора. Для большинства фирм возможность выбора размеров производства значительна шире, чем изображено на графике, и даже самые малые изменения размере предприятия можно отследить с помощью множества кривых АТС. Поэтому средние издержки формируют уже не ухабистую, а плавную кривую долгосрочных АТС.
Дугообразность LATC связана с положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства. Положительный эффект масштабапредопределяет снижение средних долгосрочных издержек вследствие:
• специализации труда работников;
• специализации управленческого персонала;
• применения масштабных технологий;
• производства побочных продуктов из отходов.
Однако у издержек имеется предел, за которым наступает перелом и возникает отрицательный эффект масштаба. Среди факторов его обусловливающих:
• управленческие трудности на крупных предприятиях;
• противоречивые интересы у отдельных структурных подразделений фирмы;
• высокие экономические нагрузки на территорию;
• сбои в координации, пропорциях развития составных частей фирмы;
• снижение гибкости реакции на изменение рынка.
Отрицательный эффект масштаба не во всех ситуациях непосредственно сменяет положительный эффект. Между ними может быть зона постоянной отдачи от роста размеров производства, где АТС будут неизменны, т.е. на каждый процент прироста ресурсов будет возрастать соответственно и производство. На рисунке перечисленные эффекты выглядят следующим образом.
В рыночной экономике те фирмы, которые учитывают эффект масштаба в своей деятельности и правильно на него реагируют, успешно преодолевают трудности рынка и процветают. Остальным фирмам не всегда удается расширить производство, их издержки высоки, и они выступают аутсайдерами в конкурентной борьбе.
Предприниматель заинтересован в расширении масштаба производства за счет снижения издержек и использует для этого различные методы: от систем научного управления Тейлора и Форда, до популярных сегодня приемов японских фирм.
Именно японцы опровергли устойчивое мнение, бытующее и сегодня, что для производства высококачественных товаров необходимы значительные издержки. Однако оказалось, что данное утверждение не носит универсального характера. Повышение качества может идти на фоне роста производительности труда и снижения издержек. Доказав это, японские фирмы завоевали в 1970-х гг. мировой рынок и потеснили конкурентов.
В современной России, несмотря на последствия десятилетнего экономического кризиса, появляется все больше фирм, функционирующих на базе перечисленных принципов японского предпринимательства.