Глава 2. Особенности модернизации в Индии
Реферат по дисциплине «Мировая экономика».
Тема: Модернизация в Индии в 2000-2010 годах.
Выполнила: студентка ФК-1-09 Мельникова Е.В.
Проверила: Рогова Нина Васильевна
Волгоград 2010
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Экономическая история Индии ……………………………………… 4
Глава 2 Особенности модернизации в Индии ………………………………. 11
Глава 3 Воздействие модернизации на различные сферы жизни общества .... 16
Заключение ………………………………………………………………………. 21
Глоссарий ………………………………………………………………………… 24
Список литературы ………………………………………………………………. 26
Введение
Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии имели далеко идущие последствия. Это уникальная, быстрорастущая страна, на мой взгляд, в недалеком будущем превратиться в глобальный источник. Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.
Рассмотрим экономическую историю Индии, особенности модернизации в 2000-2010 годах и воздействие модернизация на уровень жизни общества.
Глава 1. Экономическая история Индии.
В древнем мире Индию представляли как страну сказочного изобилия и немыслимых чудес. Индия открыла и подарила миру рис, хлопок, сахарный тростник, ряд специй, домашнюю птицу, шахматы, десятичную систему исчисления, пришедшую на Запад через арабские земли в измененном виде.
Почти полуторавековое колониальное господство затормозило хозяйственное развитие страны. Была сформирована специфическая колониальная экономика с ее низкопродуктивным сельским хозяйством, слаборазвитой промышленностью. Страна была превращена в сельскохозяйственный придаток Британии, ведущие позиции в экономике занимал британский капитал, который в основном функционировал отдельно от национального. Преобладали докапиталистические уклады и раннекапиталистические формы хозяйства.
На кануне Второй мировой войны Индия производила на душу населения чугуна в 36 раз меньше Британии, в 7 раз меньше Японии. Промышленность имела однобокое развитие: преобладала легкая промышленность, не было собственного машиностроения, деградировало сельское хозяйство. Доля страны в мировом производстве не превышала 1%, средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла около 32 лет, число грамотных – 18%. В 1947 году страна была расколота на две части – Индию и Пакистан.
Завоевание политической независимости создало предпосылки для ликвидации традиционных социально-экономических структур. Основными направления экономических преобразований стали перевод хозяйства на промышленную основу и ускорение экономического роста.
Развитие экономики независимой Индии характеризуется достаточно четко выраженными режимами воспроизводства, или этапами развития.
Первое десятилетие относится к стабилизационному периоду, когда формировались основы хозяйственного механизма. Завоевание независимости положило конец внеэкономическому принуждению и торговой экспансии со стороны Британии, прямому контролю английского капитала над отдельными отраслями экономики. Условием создания внутреннего рынка и подъема национального хозяйства на этом этапе становилось устранение диспропорций, возникших вследствие искусственного раздела страны, который нарушил сложившиеся отраслевые и особенно территориальные пропорции. Важным направление политики стало устранение наследия феодализма. В этот период была выдвинута и разработана концепция сочетания централизованного планирования и рыночных отношений.
Создание исходных предпосылок для развития национальной экономики включало осуществление умеренного стимулирования крупного капитала в промышленности, введение импортного протекционизма и валютного контроля. В первые годы существовал относительно открытый торговый режим. Неограниченная конкуренция иностранных товаров создавала серьезный инвестиционный барьер на пути формирования индийского капитала, увеличила минимальную сумму, которой должен был располагать отдельный владелец денег или товара для того, чтобы превратиться в капитал. Массовый рост мелкого и среднего предпринимательства задерживался, и сильно ограничивался процесс перерастания мелких и средних капиталов в более крупные. Индийское государство поддерживало мелкое производство с использованием массового традиционного ручного труда, чтобы поддержать уровень занятости и производство дешевых потребительских товаров.
Второй период – с середины 1950-х до середины 1960-х годов – выделяется интенсивной индустриализацией. На этом этапе были предприняты меры по перестройке существовавших производственных отношений, ограничению свободы рыночных сил, иностранного капитала, усилению государственной собственности. Важной целью индустриализации было создание единого рынка. Идеологически с середины 1950-х годов это оформлялось лозунгом построения «общество социалистического образца». Однако при существовавшем соотношении социальных и политических сил усилия государства были направлены на то, чтобы форсировать переход от колониальной социально-экономической структуры к капиталистической.
Государственный капитализм — главный рычаг подъема экономики в 1950-1960−е годы.
Все основные программные документы правительства Индии 1950–1960−х годов подчеркивали важнейшую роль государства в строительстве национальной экономики. Пятилетние планы экономического развития страны были нацелены на ускоренную индустриализацию страны. Политика государственного капитализма и создание государственного сектора стали решающим фактором экономического развития Индии в этот период.
К середине 1960−х в государственном секторе были созданы основные предприятия тяжелой индустрии — черной и цветной металлургии, нефтехимии, тяжелого машиностроения, производства строительных материалов и электроэнергетики. Общий объем промышленного производства в 1948–1964 годах вырос в два с половиной раза.
Индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве. Проведение аграрных реформ также способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель, строились оросительные сооружения, дороги, животноводческие и семеноводческие фермы. К 1965 году валовая продукция сельского хозяйства выросла на 65%. Основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политики самообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.
После 1948 года была заложена основа смешанной экономики, в которой частному сектору отводилась заметная роль при стратегическом контроле со стороны государства. Государственные предприятия должны создаваться в тех сферах, где частные предприятия не могут адекватно удовлетворять нужды страны.
Образование государственной собственности шло по основным направлениям: переход в руки национального государства собственности колониальных властей; национализация ряда частных компаний, принадлежащих национальному капиталу; строительство новых предприятий на государственные средства.
Индустриализация проводилась в форме импортзамещения. При осуществлении курса на развитие «самоподдерживаемой и самообеспечиваемой» экономики важное значение придавалось снижению зависимости от внешней помощи, диверсификации отечественной продукции. Главный сдвиг в основной период форсированной индустриализации заключался в резком увеличении удельного веса металлургической, машиностроительной и химической промышленности.
Опережающий рост импортзамещающих отраслей крупной промышленности стимулировался противоречиями между Индией и западными странами. Доля промышленности в чистых капиталовложениях возросла с 26,4 % в первой половине 1950-х годов до 41,1% в первой половине 1960-х.
Курс на развитие тяжелой промышленности позволил городской буржуазии опереться на поддержку широких патриотических сил, заинтересованных в укреплении политической независимости. Одновременно он допускал сосуществование промышленного капитала и верхушки традиционных укладов, располагавших большим политическим влиянием. Возросла роль государства в предпринимательской сфере. Все это способствовало формированию предпосылок для создания многоотраслевого комплекса, охватывающего производство промежуточной продукции и капитальных товаров. Одновременно возросли диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством.
На третьем этапе с середины 1960-х до середины 1970-х годов были предприняты целенаправленные усилия по ликвидации резких диспропорций между крупной промышленностью, сельским хозяйством и мелким производством. В эти годы было положено начало стратегии «зеленой революции», приняты программы помощи сельской бедности, оказывалось содействие мелкому производству. Новый цикл аграрных преобразований проходил путем очагового развития в силу противодействия им со стороны феодальных сил.
До середины 1970-х годов темпы роста производства продовольствия отставали от темпов роста населения. В целях сглаживания структурных и региональных отношений проводились аграрные преобразования. Они проходили на уровне штатов и растянулись на длительный срок. Проводившиеся аграрные реформы не обеспечивали существенного перераспределения земли.
Политика защиты и государственной поддержки промышленности и мелкого предпринимательства обеспечивала устойчивость предпринимательского сектора. Средний уровень банкротств стал наименьшим по сравнению с предыдущими периодами, но число убыточных предприятий возросло. Важной вехой в пересмотре экономической политики на этом этапе были национализация коммерческих банков в 1969 году, ослабление таможенного протекционизма – за десятилетие таможенные пошлины снизились с 200 до 69%. Переход основной части банков в руки государства усилил эффективность привлечения банковских вкладов, так как они гарантировались экономической мощью государства.
Середину 1970-х – конец 1980-х годов можно выделить как этап сбалансированного роста, который был ограничен внутренним спросом. Характерная черта этого этапа – спрос стал сдерживать развитие не только отдельных отраслей крупной промышленности, но и всего частного сектора, на что серьезное влияние оказали внешние условия воспроизводства, в частности повышение цен на сырьевые товары в 1975-1984 годах. В экономической политике задачи ускорения роста все больше уступали целям поддержания равновесия современного и традиционного секторов. Уже к концу 1970-х годов процесс форсированной товарной трансформации по ряду параметров приблизился к завершению. Развитие рыночных, капиталистических отношений в основных отраслях экономики приобрело самоподдерживающийся характер.
Усложнение проблем структурных преобразований вызвало необходимость принятие государством ряда стабилизирующих мер, включая осуществление специальных программ помощи сельской бедности. Эти программы предусматривали распределение среди бедности скота, других средств производства, а также организацию общественных работ в деревне с целью увеличения занятости. В середине 1980-х годов на эти цели было направлено 7% общих плановых ассигнований. Были предприняты попытки ускорить техническую модернизацию крупного производства на основе увеличения государственных капиталовложений и расширения действия рыночных сил. Особая политика проводилась в отношении «больных» предприятий. Для предотвращения их банкротства и связанной с этим безработицы государство национализировало ряд таких предприятий или установило над ними государственное управление. Одновременно проводилась политика развития мелкого предпринимательства в сельской местности (сельская индустриализация). Это требовало крупных государственных средств.
Во второй половине 1980-х годов дефицит государственного бюджета ежегодно составлял 7-9% ВВП. Государственный долг поднялся с 51 до 66% ВВП, а внешняя задолженность увеличилась с 16 до 29% ВВП.
Доля государственных компаний в масштабе всего хозяйства была небольшой. Она поднялась с 3% в 1950 году до 12% ВВП в 1986 году, составив 100% в железнодорожном, авиационном транспорте, 53 – в морском, 96 – в энергетике, 100 – в нефтяной промышленности, 98% - в угольной промышленности, 93% - в банковском и страховом деле. В обрабатывающей промышленности участие государства оставалось относительно небольшим – 10%. Поскольку госсектор развивался преимущественно в капиталоемких отраслях, его вклад в расширение занятости оказался значительно скромнее – с 4,2 до 7% экономически активного населения.
К концу этого периода произошли крупные изменения в отраслевой структуре обрабатывающей промышленности. В полтора-два раза сократилась доля продовольственных товаров, хлопчатобумажных тканей, джутовых и текстильных изделий. В середине 1950-х годов около 2/3 совокупной продукции промышленности приходилось на пищевые и текстильные товары, в конце 1980-х годов – около 1/3. В два-три раза возросла доля нефтепродукта, химических товаров, машиностроения. Доля инвестиционных товаров достигла почти 10% промышленного производства.
Развитие промышленности привело к созданию в стране многоотраслевого хозяйственного комплекса, превращению национального хозяйства в саморазвивающуюся, самодостаточную систему.
Пятый период охватывает 1990-2000-е годы и характеризуется постепенной либерализацией экономики. В этот период в силу кардинальных социально-экономических изменений в мировой экономике наиболее мощные монополистические группы пытаются решать экономические проблемы преимущественно путем активизации внешнеэкономических связей, в том числе сотрудничество с ТНК. Доля государственных компаний в промышленном производстве сократилось с 32% в 1991 году до 25% в 2002 году. Государственные предприятия получили большую автономию при осуществлении хозяйственной деятельности, им разрешено создавать совместные предприятия. Число отраслей, в которых развивался государственный сектор, было сокращено с 17 до 6.
Было проведено регулирование внешнеэкономической сферы. Курс рупии по отношению к доллару был понижен в 2,4 раза. Иностранный капитал получил возможность приобрести 51% акций в 34 приоритетных отраслях, было осуществлено реформирование рынка труда.
Вместе с тем правительство проводило политику приоритетной поддержки отечественных предпринимателей. Сокращение государственной собственности осуществлялось осторожно – путем коммерциализации предприятий. Поднялась прибыльность государственных компаний. Норма прибыли общественного сектора в конце 1990-х годов составила 15,1% против 7,8% в 1980 году.
Глава 2. Особенности модернизации в Индии.
Важным фактором модернизации стало растущее воздействие глобализации. Рост технологического и научного компонента в торгуемой продукции снизил значимость дешевого неквалифицированного труда, которым Индия располагала в избытке, ранее считавшегося преимуществом. На мировом рынке конкурентоспособность товаров перемещается от цены к качеству. Изменилось само ее содержание. Помимо соблюдения принятых стандартов продукции, возросло значение стиля, дизайна, точности поставок, разнообразие послепродажных услуг. Расширение экспорта зависит ныне не только от производства, но и создания сложных сетей продвижения и обслуживания национальной продукции. В целом многократно усилилось действие интенсивных факторов роста по сравнению с экстенсивными, преобладавшими в Индии в предшествующий период.
Приоритет роста, планирование, взаимодействие государства и частного сектора сохранялись. В рамках сложившихся институциональных условий правительство провело одно из основных либеральных мероприятий – отменило лицензирование. Другим столь же важным шагом было сокращение позиций государства как собственника, иными словами, проведение приватизации и коммерциализации предприятий госсектора. Эта позиция встретила сопротивление высших государственных чиновников, недовольных потерей своего контроля над частными предприятиями, и одновременно немногочисленных профсоюзов, опасавшихся сокращения рабочих мест в организованном секторе.
Модернизации способствовала расширение числа инновационных компаний, особенно мелких и средних, заложивших основы для последующего быстрого становления аутсорсинга, ставшего отраслью прорыва как с точки зрения экспортной продукции, так и роста численности инженерно-технического корпуса страны. В этой сфере государственное участие ограничивалось улучшением среды развития путем налоговых льгот.
Был заявлен переход к экспортоориентированной модели путем ограничения тарифных ставок. На капитальные товары, а также промежуточные товары для сталелитейной промышленности они были снижены с 25 до 20%. Была поставлена задача довести экспорт страны к 2002 году до 90 – 100 миллиардов долларов, одного процента мировой торговли, что и было достигнуто, но только к 2007 году.
Естественным ограничителем формирования олигархического капитализма стала массовая база низового мелкого и среднего предпринимательства, действующего во всех отраслях экономики. Не впадая в их идеализацию, надо признать, что они в силу своей специфики в известной мере ставят пределы присущим крупному капиталу монополистическим стремлениям. Мелкое производство качественно неоднородно – традиционные, самые массовые предприятия, и современные, в том числе венчуры, предпринимательские структуры, создающие новые товары и услуги, рост которых относится к концу 20 века и началу 21 века в Индии. Возросшие накопления местных бизнес структур существенно снижали экономическую потребность в сохранении обширной собственности государства в промышленности, особенно с учетом того, что его объекты отличались низкой эффективностью и нуждались постоянных бюджетных вливаниях.
Экономика положительно восприняла импульсы либерализации, была преодолена инерционность предшествующего периода определенной закрытости. Среднегодовые темпы роста, несмотря на их неустойчивость, превысили пятипроцентный рубеж. Но в 21 веке существенны не только темпы роста, сколько их содержание, особенно социально-культурная составляющая, которая во многом зависит от финансирования государством общественных благ.
Это особая задача государства на современном этапе, которую не способен выполнить частный бизнес в отставших странах, еще не набравший достаточного экономического веса и осознания своей ответственности перед обществом. Доля государственных расходов на образование поднялась в ВВП Индии с 3,7% до 4,1% с 1990 года по 2000 год, показатель, сближающий ее с развитыми странами. В наибольшей степени выросли расходы на начальное образование. Грамотность взрослого населения увеличилась с 49 до 61%, а в наиболее перспективной возрастной группе от 15 до 24 лет – с 64 до 76%. Более половины населения страны составляют люди до 25 лет. Повышение образовательного уровня усилило эмиграцию индийской молодежи.
Традиционно отрицательная оценка эмиграции нуждается в существенной переоценке в условиях глобализации. Во-первых, внешняя миграция есть один из признаков открытости национальной экономики, во-вторых, растущее разнообразие связей между зарубежными диаспорами и страной происхождения в случае Индии существенно ее обогащает. Это не только приток средств из-за рубежа, но и профессиональные контакты, особенно в научной и инновационной сферах, не просто утечка мозгов, но и циркуляция мозгов, обмен мозгами. Индийская диаспора постепенно начинает вкладывать средства в национальные предприятия.
Существенным негативом осталась массовая бедность населения и возрастающее неравенство в распределении доходов. Доля беднейших 10% населения в национальном богатстве ограничена 3,9% , доля десяти богатейших 28,5%, децильный коэффициент превысил 7 раз, но есть все основания считать его заниженным. Обширные слои бедноты, выживание как форма существования миллионов людей остаются нерешенной проблемой страны. Несмотря на десятилетия действия принятых правительством льгот для далитов и других низших каст в получении образования и поступлении на государственную службу, кастовая система сохраняет влияние в социально-экономических отношениях, особенно в сельских районах.
Низшие касты составляют одну из основ массовой бедности. Показательны некоторые психологические ее особенности, отмеченные в ходе обследований сельских районов Удайпура и трущоб Хайдарабада. При хроническом недоедании большинства опрошенных они тратят до 10% скудного бюджета своих домохозяйств на свадьбы, похороны, религиозные праздники, а также алкоголь и табак, что вызвано «социальным соперничеством», давно известная традиция, с которой не может справиться модернизация. Беднякам, владельцам мельчайших земельных наделов, мелким лавочникам не хватает средств, знаний, инициативы, чтобы улучшить свое положение. Сельские районы – гигантский потенциал урбанизации, но крупные города Индии, на которые в первую очередь ориентирован мигранты, уже не выдерживают их неконтролируемого притока.
Как правило, прибывшие расселяются в пригородах Дели, Бангалора и Хайдарабада, заметно усиливая влияние демонстрационного эффекта. Один из них описывает свое экономическое положение после возвращения как весьма комфортное – он нанял двух домашних работниц, постоянного водителя и еще одного по вызову для семьи, поскольку рабочая сила дешева, в США он этого себе не мог позволить. Рост спроса сказался на увеличении заработной платы специалистов, например, за 2006 г. на 6,1%, что превышает аналогичный показатель для Канады и Японии – 2%, Индонезии 4,3%, но ниже Китая – 8,1%. Усилилась текучесть рабочей силы, особенно на современных и крупных промышленных предприятиях, до 15 – 20% в год, поскольку спрос на квалифицированных работников увеличивается. Работодатели увеличивают спрос на квалифицированную рабочую силу, способную использовать новую технологию. Представитель крупной рекрутерской фирмы в Дели говорит о возрастающем спросе на экспатриантов («профессионалы – бумеранги», как их называют), менеджеров высшего звена, в услугах которых особо нуждаются такие отрасли как телекоммуникации, программное обеспечение, здравоохранение, розничная торговля, гостиничный бизнес.
Ответом на экономический бум и порожденный им спрос на специалистов стал быстрый рост числа бизнес школ с современной учебной базой и развитой инфраструктурой для проживания студентов и преподавателей. Началось широкое спонсирование и строительство новых колледжей, бизнес школ и университетов крупным частным капиталом. Так, миллиардер А. Агарвал, никогда не учившийся в университете, проделавший путь от торговца металлом до крупнейшего угольного барона, в 2006 г ассигновал миллиард долларов на создание университета в штате Орисса, где будет обучаться сто тысяч студентов. Это не только расширение системы образования, но и оживление экономики в одном из самых отсталых штатов Индии. Иностранные учебные заведения с глобальными брендами, прежде всего американские и итальянские, проявили заинтересованность в кооперации с индийскими университетами, создании при них своих филиалов с правом выдачи дипломов двух стран. Со своей стороны, правительство Индии готовит законы, позволяющие зарубежным учебным заведениям открывать свои филиалы в Индии, хотя, как отмечалось в печати, это будет обусловливаться рядом ограничений.
В последние десятилетия в индийском хозяйстве произошли значительные структурные изменения. Их двигателем была сфера услуг, доля которой поднялась с 40% в 1990 году до более 50% в 2004 году.
В этом обширном секторе наиболее быстрыми темпами развивается торговля, гостиничное дело, транспорт и связь.
Быстро развивается рынок капитала. Действуют 23 фондовые биржи, объем капитализации составляет 26% ВВП. Индийские компании в больших масштабах используют внешние источники финансирования.
Промышленное производство за 1995-2005 годы возросло в 2,1 раза. Быстро растут отрасли обрабатывающей промышленности такие как электроника, электротехника и производство транспортных средств. В целом доля машин, оборудования, транспортных средств превысила 20% продукции обрабатывающей промышленности. Значительное место занимает производство конторского, компьютерного и вычислительного оборудования – 4% обработанных товаров, что выделяет Индию среди бедных стран.
Самую крупную доля среди групп отраслей обрабатывающей промышленности занимает производство химических товаров, где доминирующие позиции принадлежат основной химии. Увеличивается производство фармацевтической промышленности.