Особенности модернизации в России

1) сильное влияние опыта других стран, ориентация на внешние образцы;

2) решающая роль государства в проведении необходимых реформ;

3) первоочередное преобразование политической, а не экономической сферы;

4) избирательность и противоречивость модернизации;

5) отчуждение значительной части населения от власти и проводимых ею мероприятий.

В настоящее время политическое развитие России имеет одновременно модернизаторский и антимодернизаторский характер. Первая тенденция проявляется в расширении возможностей участия в политической жизни социальных групп и индивидов. Вторая тенденция выражается в авторитарных методах осуществления власти, закрытом характере принятия важнейших решений. Сегодня крайне необходимо, чтобы модернизация была направлена в конечном итоге на опережение, учитывала завтрашний день социокультурного прогресса и взаимодействия политических структур.

Список использованных источников и литературы

1. Василенко, И. А. Политология : учебник для бакалавров / И. А. Василенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 421 с.

2. Политология : учебник / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – Москва : Юрайт, 2010. –691 с.

3. Комаровский, В. С. Конфликты и консенсус в процессе модернизации России // Власть. 2012, № 2. – С. 4-11.

4. Черняховский, С. Ф. Модернизация: противоречивость идеологического концепта и политический процесс в современной России // Власть. 2012, № 5. – С. 9-12.

5. Родства не помнящие. Исследования. Исследовательский холдинг Ромир. – URL: http://www.romir.ru/studies/279_1321905600/ (дата обращения 11. 05. 2012).

Аннотация статьи: Комаровский, В. С. Конфликты и консенсус в процессе модернизации России // Власть. 2012, № 2. – С. 4-11.

В статье анализируются возможности и условия модернизации России, наиболее приемлемые пути и методы, препятствия и трудности на пути модернизации. Особое внимание уделяется неизбежно возникающим в процессе модернизации конфликтам и методам их урегулирования. Автор обращает внимание на то, что отказ от модернизации сегодня означает стагнацию и полный распад, дележ страны более успешными странами, исчезновение России с политической карты мира. Замечает, что модернизация – это мегапроект, включающий в себя внедрение новых технологий в промышленности, совершенствование системы управления, смены парадигмы и др. Цель модернизации – возрождение России как великой державы и повышение уровня жизни россиян. Главным условием ее осуществления является достижение консенсуса в обществе. Сегодня только 11 % россиян понимают что модернизация предполагает становления правового общества с рыночной экономикой. С точки зрения автора, именно власть должна последовательно и целеустремленно реализовывать данную политику, при этом максимально снизив роль неблагоприятных факторов для модернизации

Определение терминов:

Анархизм(гр. anarchia— безначалие, безвластие)— 1) общественно-по­литическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью дости­жение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов вла­сти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добро­вольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, по­зиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм.

Развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем У. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию «общества без государства». Разработка экономической основы анархиз­ма была осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845), предложившим индивидуалистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и обмене товарами между независи­мыми производителями, и французским философом П.-Ж. Прудоном («Что такое собственность?», 1840; «Система экономических противоречий, или Фшософин нищеты», 1846). Последний утверждал: основа неравенства и несправедливости собственность и неэквивалентный обмен, которые могут быть устранены нерево­люционными, ненасильственными организационными мерами вроде безденежною и эквивалентного обмена продуктами труда, а это способствовало бы постепенно­му отмиранию государства. В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители М.А. Бакунин («Государственность и анархия», 1873), отстаивавший идею революционного уничтожения государства и создания «сво­бодной федерации» крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владею­щих орудиями труда (коллективистская версия анархизма), и П. А. Кропоткин («Вза­имная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920), на основании им же сформулированных биосоциальных законов «взаимной помо­щи» призвавший к переходу к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

Расцвет разных вариантов идеологии анархизма пришелся на первую полови­ну XX в.; сейчас анархизм занимает маргинальные позиции в идейно-политичес­ком спектре, действуя в союзе с другими движениями (например, либертаристского, антиглобалистского и экологического толка).

Миротворчество– совокупность операций по поддержанию мира. Первая из них была учреждена в 1948 году, когда Совет Безопасности ООН санкционировал развертывание военных наблюдателей на Ближнем Востоке с целью осуществления контроля за соблюдением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. За шестьдесят с лишним лет во всех уголках мира в общей сложности было проведено 64 операции ООН по поддержанию мира. Миротворческие акции осуществляют и другие многосторонние международные структуры.

Импичмент (англ. impeachment) — особый порядок привлечения к ответ­ственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должнос­тными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верх­ней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах.

Лига Наций — международная организация, учрежденная на Парижской мирной конференции (Устав был принят в 1919 г.; торжественно открыта в 1920 г.) по инициативе союзников-победителей в Первой мировой войне для развития со­трудничества между народами, обеспечения мира и безопасности (в Уставе был за­ложен принцип коллективной безопасности), мирного решения межгосударствен­ных противоречий (третейским разбирательством, Советом Лиги или ее Ассамбле­ей), сокращения вооружений и т.п. Лига не стала всемирной организацией — не все великие державы входили в нее (например, Германия и Япония вышли из ее состава в 1934 г., членство СССР — 1934-1939 гг.), потому была не в состоянии пресечь многочисленные агрессии в предвоенный период (из-за неспособности организо­вать коллективные действия) и предотвратить Вторую мировую войну. Она факти­чески прекратила свое существование с 1939 г. (формально распущена в 1946 г.), однако многие элементы ее структуры, процедуры и цели восприняла ООН.

Пакт (лат. pactum —договор) — формальное (открытое, закрепленное пись­менно) либо неформальное (тайное, неоформленное) соглашение об основопола­гающих правилах политического поведения, заключаемое между самыми влия­тельными политическими силами (например, оппозицией и правящими кругами или различными группировками правящей элиты, ни одна из которых не в состо­янии самостоятельно добиться всей полноты власти и эффективно ее реализо­вать). Эти силы, взятые в целом, придерживаются двух принципиальных устано­вок относительно перспектив (целей) развития политического режима, одна из которых — ориентация на сохранение существующего порядка (условно «консер­ваторы»), а вторая — нацеленность на проведение преобразований (условно «реформаторы»).

Созидательный демократический потенциал пакта выражается в «согласии быть несогласными» и в стремлении это согласие поддерживать в условиях, ког­да несовпадение основных политических мнений и отказ даже от минимального сотрудничества (взаимодействия) может привести к эскалации нестабильности, массовому насилию (вплоть до гражданской войны) и в итоге — к утрате имею­щейся или доступной в перспективе власти конкурирующими политическими си­лами. Своеобразный «джентльменский» характер пакта не устраняет разногла­сий, противоречий и конфликтов, однако вносит некоторую ясность в действия оппонентов и несколько снижает опасность односторонних акций.

Исторические примеры такого рода соглашений — Славная революция в Ан­глии, пакт в Ситхесе колумбийских либералов и консерваторов, венесуэльский пакт Пунто Фихо, пакт Монклоа в Испании и т.п.

Вклад Гарольда Лассуэллав развитие политической мысли

Особенности модернизации в России - student2.ru

Гарольд Лассуэлл (1902-1978 гг.) — американский психолог и политолог, разрабатывавший проблематику влас­ти, властных отношений и личности в политике; внес большой вклад в развитие бихевиоризма как метода политической науки.

Автор многих работ (около 60 книг и 300 статей), среди которых: «Технология пропаганды в Первой ми­ровой войне» (1927); «Психопатология и политика» (1930); «Мировая политика и личное чувство надви­гающейся опасности» (1935); «Политика: кто получает что, когда и как» (1936); «Мировая пропаганда революции» (1939, соавт. Д. Блюменсток); «Власть и лич­ность» (1948); «Власть и общество. Структура политического анализа» (1950, соавт. А. Каплан); «Науки о политике» (1951, соавт. Д. Лернер); «Сравнитель­ное изучение элит» (1952, соавт. Д. Лернер, И. Ротвелл); «Будущее политичес­кой науки» (1963); «Всемирный справочник политических и социальных инди­каторов» (1964, соавт.); «Революционные элиты мира» (1965, соавт. Д. Лернер); «Мировые приоритеты» (1977); «Печать власти» (1979. соавт. М. Фокс) и др.

В центре интересов Лассуэлла были проблемы политического поведения, пропаганды и выработки полити­ческих курсов, роль массовых коммуникаций в воспроизводстве символики политической власти, значение элит в обществе, политическое развитие, обще­теоретические проблемы и категориальный аппарат политической науки и т.д. Он призывал преодолеть барьеры, разделяющие разные науки о человеке и об­ществе, и сам выполнял роль посредника между отдельными дисциплинами и интегратора социальных наук в целом, ставившего новые исследовательские задачи. Лассуэлл также полагал, что развитие политической науки буде! спо­собствовать более полной реализации демократических устремлений людей.

Лассуэлл внес существенный вклад в развитие политической психологии, определив ее современную «повестку дня» и предложив использовать мето­ды социальной психологии, психоанализа и психиатрии в исследованиях че­ловеческого измерения политики. Он установил: политические мотивы во многом рождаются в сети межличностных связей, которые традиционно счи­тались сугубо частными, неполитическими, а также то, что отношение инди­вида к политике обусловлено преимущественно психологическими механиз­мами его личное™, и значит, для обеспечения политической стабильности весьма важно сохранение психологического равновесия индивида. Ученый предложил довольно точный психологический портрет сторонника демокра­тии, среди качеств которого выделяются открытость личности, критичность мышления, способность ориентироваться на несколько ценностей сразу, до­верять окружающим (проблема доверия в современном демократическом об­ществе является в настоящее время важным предметом исследований) и т.п.

Наши рекомендации