Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция

Экономический прогноз – это система научных исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и отдельных ее сфер.

Прогнозирование означает специальные научные исследования конкретных перспектив развития какого-либо явления и находится во взаимосвязи с планированием, программированием и управлением.

Прогнозирование для отдельного объекта исследования или отдельного предприятия означает процесс формирования прогнозов его развития на основе предыдущих тенденций развития, изменяющихся во времени, т.е. показателей рядов динамики.

Распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период или нахождение значений признака за пределами анализируемого периода называется экстраполяцией.

Экстраполяция, проводимая в будущее, называется перспективной, а в прошлое – ретроспективной.

Применение экстраполяции для прогнозирования должно основываться на предположении, что найденная закономерность развития внутри динамического ряда сохраняется и вне этого ряда.

Это означает, что основные факторы, сформировавшие выявленную закономерность изменения уровней ряда во времени, сохранятся и в будущем.

Возможность распространения тенденции как в будущее, так и в прошлое заложена в свойстве массовых явлений и процессов, называемой инерционностью. То есть, если массовое явление или процесс обладают определенным свойством, то они теряют или изменяют это свойство не мгновенно, а постепенно и не сразу.

Экстраполяция в прогнозировании базируется на двух основных предпосылках:

· развитие описывается плавной кривой;

· общая тенденция развития в прошлом и настоящем не претерпевает серьезных изменений.

Существует экстраполяция во времени и в пространстве.

Экстраполяция во времени применяется для перспективных расчетов показателей динамики в различных областях знаний.

Экстраполяция в пространстве – это распространение выборочных данных на другую часть совокупности, не подвергнутую наблюдению.

Чем короче срок экстраполяции (период упреждения), тем более надежные и точные результаты дает прогноз. В зависимости от того, какие принципы и исходные данные положены в основу прогноза, выделяют следующие методы экстраполяции:

· среднего абсолютного прироста;

· среднего темпа роста;

· выравнивания по аналитической формуле.

Эти способы экстраполяции тренда являются самыми приближенными.

Прогнозирование по среднему абсолютному приростуможет быть выполнено в том случае, если есть уверенность считать общую тенденцию линейной.

Если основная тенденция изменений признака близка к прямолинейной, то значение уровня ряда в последующий период (n +1) можно приблизительно определить по формуле:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru , где:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru - средний абсолютный прирост.

Период учреждения прогноза (L) не должен превышать 1/3 n, т.е.

L‹1/3 п , где:

п - число членов анализируемого динамического ряда.

Прогнозирование по среднему темпу роста осуществляется в случае, когда есть основание считать, что общая тенденция ряда характеризуется показательной (экспоненциальной) кривой. В этом случае экстраполяция осуществляется по формуле:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru , где

yn – последний уровень ряда динамики;

t – срок прогноза;

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru – средний коэффициент роста.

Наиболее распространенным методом прогнозирования считают аналитическое выражение тренда.

Нахождение по имеющимся данным за определенный период времени некоторых недостающих значений признака внутри исследуемого периода называется интерполяцией.

Как и экстраполяция, интерполяция может производиться на основе среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста и с помощью аналитического выравнивания.

При составлении прогнозов уровней социально-экономических явлений обычно оперируют интервальной оценкой, рассчитывая так называемые доверительные интервалы прогноза.

Решение типовых задач

7.6.1.Постройте модель, описывающую динамику процесса производства легковых автомобилей в РФ (тыс. шт.) и постройте линию тренда:

месяц выпуск легковых автомобилей, тыс.шт.(у)
87,2
81,0
82,4
85,8
90,4
84,0
96,3
85,5
83,0
итого 775,6

Решение:

1. Аналитически модель линейного тренда выражается следующим уравнением прямой линии: Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

2. подбираем функцию для описания ряда с условием Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ;

3. для нахождения значений параметров а0 и а1 системы уравнений необходимо сделать дополнительные расчеты и найти Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru и Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru .

Результаты запишем в таблицу:

месяц у t Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru
87,2 -4 -348,8 84,7
81,0 -3 -243,0 85,1
82,4 -2 -164,8 85,5
85,8 -1 -85,8 85,8
90,4 86,2
84,0 84,0 86,5
96,3 192,6 86,9
85,5 256,5 87,3
83,0 87,6
775,6 22,7 775,6

4. находим значения параметров а0 и а1 трендовой модели:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

5. модель динамики производства легковых автомобилей:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

6. подставляем имеющиеся в условии помесячные значения t и получаем средние помесячные уровни выпуска автомобилей:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

……………………………………….

7. проверим правило средних величин:

Сумма расчетного Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru должна быть равна сумме исходных Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru :

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Правило выполнено, значит модель построена и вычислена верно;

8. построим линию тренда в осях координат:

· сначала нанесем линию фактической динамики;

· затем нанесем линию средних значений динамики по месяцам и получим линейный тренд, выровненный методом наименьших квадратов;

· далее можно построить прогноз на будущее графически продлением линии тренда, т.к. Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

и аналитически: Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

7.6.2.Требуется провести анализ динамики продажи мясных консервов за 2006-2010 г.г. по условным данным, т.е. определить абсолютные приросты (Δ у), темпы роста или снижения продажи мясных консервов (Тр), темпы прироста

(ΔТ), абсолютное значение 1% прироста (А1%), темпы наращивания (Тнаращ.), а также средние показатели ( Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ).

Для удобства и наглядности исходные и рассчитанные показатели изложим в одной таблице:

год кон- сервы мяс- ные, млн. усл. банок абсолютные приросты (снижение), млн. усл. банок темпы роста, % темпы прироста, % абсо- лютное значе- ние 1% при- роста, млн. усл. банок темпы нара- щива-ния, %
с преды- дущим годом с 2006 г. с преды- дущим годом с 2006 г. с преды- дущим годом с 2006 г.
А
- - - 100,0 - 0,0 - -
-85 -85 90,5 90,5 -9,5 -9,5 8,91 -9,5
+789 +704 197,9 179,0 97,9 79,0 8,06 88,6
+42 +746 102,63 183,7 2,63 83,7 15,95 4,71
+14 +760 100,85 185,3 0,85 85,3 16,37 1,57
Итого +760 - - - - - - 85,3

Решение:

Для определения абсолютной скорости роста (снижения) продажи мясных консервов определяем абсолютные приросты ряда динамики по формулам:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru у Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = у Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru - у Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ,

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru у Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = у Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru - у Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Абсолютное уменьшение продажи консервов за 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило: 806-891 = -85 млн. усл. банок, а в 2010 году по сравнению с базисным 2006 годом продажа консервов возросла на 760 млн. усл. банок.

Интенсивность изменения уровней ряда динамики оценивается относительным показателем - темпом роста (Тр), который определяется по следующим формулам:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ; Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru .

Так, для 2010 года темп роста по сравнению с 2006 годом составил:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru (графа 5 таблицы)

Для выражения изменения величины абсолютного прироста уровней ряда определяем темпы прироста базисные и цепные (графы 5 и 6) таблицы:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Например, в 2010 году продажа консервов возросла по сравнению с 2006 годом на 85,3% ( Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru или 185,3 – 100 = 85,3%).

Показатель абсолютного значения прироста продажи консервов определяется по следующим формулам:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Для 2010 года абсолютное значение 1% прироста (графа 8 таблицы) равно:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru млн.усл.банок или Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru млн.усл.банок.

Для определения темпов наращивания продажи мясных консервов используем следующие формулы (графа 9 таблицы):

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Так, например в 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдалось уменьшение продажи мясных консервов на 9,5%, а в 2008 году по сравнению с 2006 годом продажа консервов увеличилась на 88,6%, в 2010 году по сравнению с 2006 годом продажа консервов предприятиями потребительской кооперации увеличилась лишь на 1,57%.

Средний абсолютный прирост определяем по формуле:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru млн.усл.банок.

Среднегодовой темп роста определяем по следующей формуле:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru или 116,7%.

Среднегодовой темп прироста получим, вычтя из среднегодового темпа роста 100%:

116,7% - 100% = 16,7%.

Следовательно, среднегодовой темп прироста продажи мясных консервов предприятиями потребительской кооперации региона составляет 16,7%

7.6.3.По данным о розничном товарообороте предприятия по кварталам 2009-2010 гг. произведите анализ основной тенденции развития товарооборота за указанный период времени и рассчитайте прогноз розничного товарооборота предприятия на ближайшую перспективу, т.е. определите вероятные значения розничного товарооборота на II, III и IV кварталы 2010 г. (в таблице, в графах 2-3 уже сделаны некоторые необходимые вычисления):

показатели розничный товарооборот, млн.руб. темп роста, цепной, % абсолютный прирост, цепной, млн. руб.
А
I кв-л 2009 г. 694,8 - -
II кв-л 2009 г. 753,0 108,4 58,2
III кв-л 2009 г. 1147,3 152,4 394,3
IV кв-л 2009 г. 1552,7 135,3 405,4
I кв-л 2010 г 1517,0 97,7 -35,7
В среднем 1133,0 115,0 205,6

Решение:

Для определения основной тенденции изменения товарооборота исчислим темпы роста по годам, свидетельствующие об интенсивности развития товарооборота по кварталам, и абсолютные приросты по годам по следующим формулам:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru , Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru , Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru , Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru .

Чтобы установить тип развития явления, определяющим фактором (признаком) берется характер изменения абсолютных приростов.

Абсолютные приросты стабильны, кроме последнего периода –

I квартала 2010 года. При среднем абсолютном приросте, равном 205,6 млн. руб., величина изменений абсолютных приростов колеблется и составляет

+/-29,9 млн. руб. ( Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ), т.е. является незначительной. Поэтому для упрощения расчетов и интерпретации полученных результатов анализируемый ряд динамики будем считать с равномерным развитием, пренебрегая последним результатом и применяя для аналитического выравнивания уравнение прямой линии.

Для этой же цели обоснования выбора уравнения на основании данных первых двух граф табличных данных построим график зависимости розничного товарооборота от времени:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

На основании графика можно сделать вывод в основном о прямой линейной зависимости между розничным товарооборотом и временем, т.е. выраженной уравнением прямой линии:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Для вычисления параметров уравнения способом наименьших квадратов

запишем систему нормальных уравнений:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ,

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru .

Для решения системы нормальных уравнений составим таблицу:

кварталы розничный товарооборот, млн. руб., (у) условные обозначения времени, (t) t Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru теоретические уровни, ( Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru )
А
I 2009 г. 694,8 694,8 643,65
II 2009 г. 753,0 1506,0 888,31
III 2009 г. 1147,3 3441,9 1132,96
IV 2009 г. 1552,7 6210,8 1377,61
I 2010 г. 1517,0 7585,0 1622,67
Итого: 5664,8 19438,5 5664,80

Подставляя значения расчетной таблицы, определяем параметры уравнения прямолинейной функции:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Делим каждое уравнение на коэффициенты при аМетоды прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru: каждый член первого уравнения делим на 5, а каждый член второго уравнения делим на 15 и получаем:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru .

Из второго уравнения вычитаем первое и находим параметр а Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru :

0,6666 а Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = 162,94,

отсюда

а Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = 244,65.

Значение а Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru подставляем в первое уравнение и находим а Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru :

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

а Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = 398,99.

Зная значения а Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru и а Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru , запишем уравнение прямой линии:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

На основании полученного уравнения рассчитаем теоретические уровни, т.е. объемы розничного товарооборота, вычисленные по уравнению прямой, за все кварталы 2005 г. и I квартал 2006 г.

Решаем уравнение связи пять раз, подставляя вместо t имеющиеся условные значения времени.

Для I квартала 2009 г.:

( Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ) = 398,99 + 244,65*1 = 643,65 млн. руб.

Для второго квартала 2009 г.:

( Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ) = 398,99 + 244,65*2 = 888,31 млн.руб.

и т.д. (графа 5 расчетной таблицы).

Для того, чтобы сделать прогноз розничного товарооборота на II, III и IV кварталы 2010 года, необходимо в данное уравнение подставить следующие значения времени:

для II квартала 2010 г. t= 6;

для III квартала 2010 г. t = 7;

для IV квартала 2010 г. t= 8.

Произведя все расчеты, находим прогноз товарооборота на II квартал 2010 г.:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = 398,99+244,65*6 = 18866,92 млн. руб.;

III квартал 2010 г.– 2111,58 млн.руб.; IV квартал 2010 г.– 2356,23 млн. руб.

Эта модель будет действительна при условии, что в дальнейшем сохранится та же тенденция развития данного экономического явления, каким является закономерность формирования розничного товарооборота имеющегося предприятия.

В полученном уравнении прямой линии ао является свободным членом и показывает то значение товарооборота, начиная с которого выполняется имеющаяся закономерность изменения товарооборота. Наибольшее значение имеет коэффициент регрессии а1 , который показывает, что при изменении времени на одну условную единицу (квартал) розничный товарооборот возрастает в среднем за квартал на 244,65 млн.рублей.

7.6.4.Реализация кондитерских изделий в магазинах области характеризуется следующими данными:

месяц год
Январь 131,8 132,1 137,3
Февраль 127,9 130,8 132,2
Март 128,9 133,0 142,0
Апрель 139,5 135,8 140,9
Май 136,2 129,1 136,8
Июнь 141,4 130,9 140,3
Июль 139,4 131,4 135,3
Август 134,3 129,3 134,0
Сентябрь 134,7 132,5 133,7
Октябрь 134,6 135,6 134,9
Ноябрь 136,3 134,7 135,3
Декабрь 141,6 138,2 142,7
Итого 1626,6 1593,4 1645,4

На основе проведенных данных:

1) определите характер общей тенденции динамики реализации кондитерских изделий;

2) применяя соответствующую формулу индекса сезонности, измерьте сезонные колебания реализации кондитерских изделий;

3) показатели сезонной волны изобразите графически;

4) на основе синтезированной модели сезонной волны сделайте прогноз объемов реализации по месяцам 2005 года возможного поступления в магазины 1700 тонн кондитерских изделий.

Решение:

Определим характер общей тенденции ряда динамики реализации кондитерских изделий:

Таблица А

год среднемесячный уровень, тонн базисные темпы роста, %
1626,6:12=135,55
1593,4:12=132,78 97,95
1645,4:12=137,12 101,15

Определенной закономерности здесь не выявляется, так как на основании базисных темпов роста можно сказать, что реализация кондитерских изделий в 2009 г. по сравнению с 2008 г. падает на 2,05% (97,95%-100%), а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возрастает на 1,15% (101,15%-100%).

Показатель среднегодового темпа роста также свидетельствует об отсутствии значительной тенденции роста, исчисленный по следующей формуле:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru или 100,57%.

Средний темп прироста Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru =0,57%.

Основная тенденция развития непосредственно не просматривается.

Следовательно, для дальнейшего решения суммируются данные по месяцам за три года Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru (из таблицы А):

для января 131,8+132,1+137,3=401,2

для февраля 127,9+130,8+132,2=390,9

для марта 128,9+133,0+142,0=403,9

и т.д.

Затем по формуле простой средней арифметической Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru , которая является постоянной для каждого месяца, находим среднее значение Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru реализации кондитерских изделий за каждый месяц в среднем за три года:

для января Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru =133,73 тонн

для февраля Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru февр = Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru 130,30 тонн и т.д.

Для каждого месяца эти значения определены в графе 2 таблицы Б.

В последней строке графы 1 определен знаменатель формулы индекса сезонности в виде общего для всего ряда динамики среднего уровня Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru , также по формуле средней арифметической простой:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru тонн

Таблица Б

месяцы всего за 3 года, тонн Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru в среднем за 3 года, тонн Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru индекс сезонности, % I Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru = ( Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru : Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru )*100% прогноз на 2007 г., тонн Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru
А
Январь 401,2 133,73 99,0 141,7*0,99=140,3
Февраль 390,9 130,30 96,4 136,6
Март 403,9 134,63 99,6 141,1
Апрель 416,2 138,73 102,7 145,5
Май 402,1 134,03 99,2 140,6
Июнь 412,6 137,53 101,8 144,3
Июль 406,1 135,37 101,2 143,4
Август 397,6 132,53 98,1 139,0
Сентябрь 400,9 133,63 98,9 140,1
Октябрь 405,1 135,03 99,9 141,6
Ноябрь 406,3 135,43 100,2 142,0
Декабрь 422,5 140,83 104,2 147,7
Итого 4865,4 1621,77 100,0 1700,0

Этот общий средний уровень ( Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ) и используется в качестве постоянной базы сравнения при определении средних индексов сезонности, которые помещены в графе 3 таблицы 3:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru и т.д.

Из графы 3 таблицы 3 видно, что сезонные колебания реализации кондитерских изделий характеризуются повышением реализации в декабре (+4,2%), апреле (+2,7%), июне (+1,8), июле (+1,2), ноябре (+0,2) и снижены в других месяцах.

Характер сезонных колебаний покажем на графике сезонной волны реализации кондитерских изделий в магазинах области в 2008-2010 годах по месяцам (в % к среднему уровню, который составляет 100%):

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

На графике видно, что наибольшая реализация кондитерских изделий приходится на апрель, июнь, июль, ноябрь и декабрь, а наименьшая реализация – на февраль и август, что подтверждает выполненные аналитические расчеты.

Эта же тенденция в реализации кондитерских изделий сохранится и на предстоящий период, т.е. на 2011 год.

Мерой сезонной колеблемости является среднее квадратическое отклонение (σ), расчет которого произведен в таблице В:

Таблица В

месяц в среднем за 3 года, тонн ( Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru ) отклонение от среднего, тонн Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru - Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru квадрат отклонения Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь 133,7 130,3 134,6 138,7 134,0 137,5 135,4 132,5 133,6 135,0 135,4 140,8 -1,3 -4,7 -0,4 +3,7 -1,0 +2,5 +0,4 -2,5 -1,4 +0,4 +5,8 1,69 22,09 0,16 13,69 1,00 6,25 0,16 6,25 1,96 0,16 33,64
итого 1621,77 - 87,05
в среднем 135,14 Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru 135,0 - Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru 7,25

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru тонн.

Коэффициент сезонной колеблемости (VS) определяется по формуле:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru

На основе значений сезонной волны по месяцам сделаем прогноз поступления в магазин кондитерских изделий по месяцам 2011 года, если общий объем реализации за весь год составит 1700 тонн.

Для этого найдем сначала средний месячный объем реализации:

Методы прогнозирования: интерполяция, экстраполяция - student2.ru тонн.

Чтобы определить или дать прогноз объемов реализации кондитерских изделий на каждый месяц, необходимо полученную сумму 141,7 тонн умножить на значения соответствующих индексов сезонности для каждого месяца:

для января - 141,7 * 0,99 = 140,3 т;

для февраля - 141,7 * 0,964 = 136,6 т

и т.д.

Указанные расчеты помещены в графе 4 таблицы Б, причем общая сумма реализации за все 12 месяцев равна исходной сумме 1700 тонн, что свидетельствует о правильности проведенных расчетов.

Наши рекомендации