ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ — часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей
Ход урока
I Проверка Д/З
Самостоятельная работа.
II Объяснение нового материала:
§ 21. Зачем создаются фирмы
Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем.
Мы уже выяснили, что фирма — это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма — организация, обладающая следующими признаками:
1) создана для производства товаров или услуг;
2) покупает или арендует факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ;
3) свои товары или услуги продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;
4) ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.
Если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась — производством самолетов, строительством садовых домиков или продажей цветов, — это фирма.
ФИРМА — коммерческая организация, приобретающая (и арендующая) факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
Ответ на вопрос: «Зачем создаются фирмы?» — зависит от того, кто его задает: покупатель, предприниматель или экономист.
С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставлять на рынок пользующиеся спросом блага. Следовательно, фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.
Сточки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды, в том числе просто удовольствие от успешного решения новой творческой задачи по созданию хорошо работающего бизнеса. Вот что говорит об этом известный российский предприниматель Владимир Мельников, владелец и управляющий компании «Глория Джине» с годовым объемом продаж 75 млн долл.: «Предприниматель, в отличие от собственника, не строит бизнес с тем расчетом, чтобы увидеть результаты своего труда, — это невозможно в принципе. Он строит, и когда заканчивает очередной этап, его горизонты все время раздвигаются. Предприниматель все время нацелен на развитие, это состояние. Вот смотрите: собственник потому так и называется, что оперирует своей собственностью, боясь ее растерять. А предприниматель не только не терять, но и развиваться умеет. У него нет собственности, он знает, что ему не принадлежит ничего — все временно. Вот менеджер, третье звено, знает «как». А предприниматель знает «куда» и собирает вокруг себя людей, знающих, «как» идти».
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесет ему прибыль.
Решить эту задачу успешно удается далеко не каждому предпринимателю. Большинство предпринимательских начинаний (порядка 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только не становятся богаче, но теряют все или почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.
Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:
1) какие товары или услуги производить;
2) в каком объеме их производить;
3) какую технологию использовать для производства;
4) какие факторы производства (ресурсы) приобретать для производства и в каком объеме;
5) как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;
6) как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;
7) как продвигать свои товары на рынок;
8) по какой цене предлагать товары к продаже и т.д.
Если владелец фирмы или нанятые им управляющие (менеджеры) решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточную не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцами прибыли.
Такова логика деятельности фирм в рыночной экономике (независимо от того, являются ли они частными или государственными). В командной системе нет фирм, принадлежащих частным лицам: здесь существуют только государственные предприятия, все аспекты деятельности которых предопределяются заданиями Госплана или министерств. Выполнение этих заданий становится главной целью предприятия (именно за это поощряются и руководство предприятия, и его персонал), а прибыль превращается в нечто сугубо второстепенное.
Но именно прибыль — наиболее естественный источник средств для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Если предприятия работают без прибыли, значит, хозяйство страны лишается средств для своего развития, и эти средства приходится заменять эмиссией ничем не обеспеченных, «пустых» денег, что неизбежно оборачивается инфляцией.
С тонки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, комбинируя (соединяя) факторы производства, решают задачи производства более эффективно, чем отдельный человек. Это связано с тем, что только в рамках фирмы можно задействовать весь набор факторов повышения производительности труда, а именно:
1) повышение технического уровня производства;
2) совершенствование управления, организации производства и труда;
3) изменение объема и структуры производства товаров в пользу тех, увеличение выпуска которых дает наибольший прирост производительности;
4) обучение персонала более совершенным методам осуществления трудовой деятельности.
Кроме того, производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм — только на основе индивидуального производства и рыночной торговли — невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.
Итак, фирмы создаются, чтобы:
1) рационально соединять факторы производства при создании нужных людям благ;
2) зарабатывать своим владельцам прибыль.
Закон допускает создание в России самых различных форм коммерческих организаций. Основные из них, а также круг их возможных участников или вкладчиков, представлены на рис. 10-1. Кроме показанных на этом рисунке форм, в Российской Федерации возможно также создание производственных кооперативов и государственных либо муниципальных унитарных предприятий. Наконец, в некоторых сферах деятельности возможно создание некоммерческих организаций (например, потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций). Остановимся на краткой характеристике отдельных форм коммерческих организаций.
Самая простая, древняя и распространенная форма хозяйственной организации — индивидуальная (частная) фирма. В российском законодательстве она теперь именуется предпринимателем без образования юридического лица.
Рис. 10-1. Виды фирм по российскому законодательству
Создатель такой фирмы — ее единоличный иполновластный хозяин. Ему никто не может указывать, что он должен делать, и он нискем не обязан делиться своей чистой прибылью.
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ — часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Индивидуальные фирмы обычно малы по размерам, так как им непо силам собрать те денежные средства, без которых невозможно создание крупного бизнеса. Действуют такие фирмы чаще всего в сфере торговли и обслуживания, там, где капитал фирмы может быть относительно невелик.
Индивидуальные фирмы и самые недолговечные. Ведь такой фирме особенно трудно выкраивать прибыль на развитие. Как правило, это приходится делать за счет прибыли, которая должна была служить доходом ее владельца и обеспечивать его семье хотя бы прожиточный минимум. А если доход невелик, то для содержания своей семьи хозяин вынужден забирать деньги из дела, что быстро приводит к банкротству. Вот почему индивидуальные фирмы, создаваемые обычно в огромном количестве, по большей части существуют лишь год-два.
Чтобы разрешить проблему нехватки денег для создания крупных коммерческих предприятий, а также улучшить управляемость фирмой за счет разделения связанных сэтим обязанностей, предприниматели освоили еще один вид хозяйственной организации — хозяйственное товариществов форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитное).
Вполном товариществе его участники:
— занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества;
— несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;
— управляют деятельностью товарищества по общему согласию;
— распределяют между собой прибыль и убытки пропорционально доле каждого в общем (складочном) капитале товарищества.
В товариществе на вере некоторые участники-вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков в пределах сумм внесенных вкладов и не участвуют в предпринимательской деятельности или управлении ею.
Хозяйственные товарищества и индивидуальные фирмы долго были основной формой коммерческих организаций. Но со временем развитие производства потребовало создания таких крупных фирм, что собрать средства для них в рамках прежних форм стало крайне трудно. Тогда предприниматели сделали следующий шаг: организовали хозяйственные общества в форме акционерных(открытых и закрытых) с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Такая форма хозяйственной организации представляет собой объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума. Участники передают имущество в собственность юридического лица инесут риск утраты в сумме своих вкладов.
Рождение акционерных компаний сыграло огромную роль в экономическом прогрессе человечества, резко расширив его возможности. Без огромных АО не удалось бы создать многие современные отрасли, изменившие в XIX—XX вв. образ жизни людей (машиностроение, химическую промышленность, авиационный транспорт и т. д.).
Таким образом, у каждого типа фирм есть свои достоинства и недостатки. Их сводный обзор содержит табл. 10-1.
Таблица 10-1
Вид фирмы | Достоинства | Недостатки |
Индивидуальная фирма | 1. Легко создать. | 1. Трудно найти средства для расширения фирмы. |
2. Легко контролировать. | ||
3. Обладает свободой действий. | 2. Фирма обладает меньшей стабильностью. | |
4. Отличается меньшим | ||
регулированием со стороны | 3. Владелец должен вести всю работу по управлению фирмой | |
государства | ||
Товарищество | 1. Легко создать. | 1. Возможны конфликты между партнерами. |
2. Можно разделить работу по управлению. | 2. Смерть или выход из дела одного из партнеров требуют переоформления документов фирмы. | |
3. Легче собирать более крупные суммы денег для развития фирмы, чем в индивидуальной фирме. | 3. Полные товарищи несут ответственность имуществом. | |
4. Регулирование со стороны государства не особенно жесткое | 4. Для крупных проектов средства собрать крайне трудно | |
Акционерное общество (корпорация, компания) | 1. Можно собирать огромный капитал путем продажи акций. | 1. Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций. |
2. Ответственность акционеров минимальна. | 2. Работа с акционерами требует больших усилий (надо вести реестр акционеров, организовывать выплату дивидендов и т. д.). | |
3. Стабильность фирмы при смене ее совладельцев максимальна. | 3. Владельцы фирмы подлежат двойному обложению налогом (на прибыль фирмы и на личные доходы, сформированные из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль) | |
4. Есть возможность найма профессиональных менеджеров |
Причины возникновения и сосуществования различных типов фирм обобщенно показывает рис. 10-2. На нем все типы хозяйственных (коммерческих) организаций размещены относительно двух осей. По одной — уровень возможностей для отдельного человека влиять на деятельность фирмы. По другой — возможности привлечения денежных средств для развития фирмы.
Как легко заметить, наибольшую свободу действий индивидуальному предпринимателю (владельцу) дает общество с ограниченной ответственностью. Но у такой фирмы и минимальные возможности для привлечения денег.
Рис. 10-2. Экономические различия между типами фирм
В какой бы форме ни создавалась хозяйственная организация, это всегда рисковое предприятие. Оно может обогатить своих зачинателей, но может и лишить их не только всех сбережений, но и здоровья, подорванного колоссальной нервной нагрузкой, необходимой для ведения дел. И хотя любая фирма — частное дело ее владельцев, успех этого дела вовсе не безразличен для общества в целом. От устойчивости и процветания фирм в любой стране зависит слишком многое: и насыщенность рынка, и уровень цен на товары, и возможности занятости, и многое другое.
III Закрепление изученного материала:
Задача. Если выручка от продаж составляет 3 млн. рублей, затраты на производство — 2,1 млн. рублей, а налог на прибыль — 30%, то какова величина чистой прибыли предприятия?
IV Д/З:Учебник Липсица 2 часть§ 35,36
Задача. Если выручка от продаж составляет 3 млн. рублей, затраты на производство — 2,1 млн. рублей, а налог на прибыль — 30%, то какова величина чистой прибыли предприятия?
Решение.
Задача. Предположим, что вы владеете и управляете небольшой фирмой. Финансовые результаты деятельности предприятия за прошлый и нынешний год приведены в таблице 5-1. Проанали зируйте уровень и динамику показателей финансовых результатов и на основании этого сделайте вывод о том, была ли успешной ваша деятельность в нынешнем году по сравнению с предыдущим годом (параллельно заполните пустые графы таблицы).
Таблица 5-1
Наименование показателя | За прошлый год (ден. ед.) | За отчетный год (ден. ед.) | В процентном отношении к прошлому году |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) | 5503,3 | 204,5 | |
Затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) | 4233,3 | 8526,5 | 201,4 |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) |
Решение.