Тема 4. КОНКУРЕНЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО В ФИРМАХ
План семинарского занятия
1. Фирма и ее цели. Конкуренция, ее определения, формы, типы и виды.
2. Производство, его факторы и функция. Изокванта.
3. Периоды времени в производстве. Виды продукта труда. Закон убывающей отдачи и эффект масштаба.
Методические указания
В первом вопросе темы необходимо раскрыть рыночные основы предпринимательской деятельности. Для этого следует вначале выяснить связи предпринимателя как субъекта с фирмой как объектом приложения его действий, создания фирмы с экономией на трансакциях, предпринимательства с инновациями, общерыночной цели максимизации своего дохода (прибыли) с системой производственных целей ее обеспечения через выпуск благ.
Сформулировав общность и различия целей взаимодействия субъектов внутри фирмы между предпринимателем и поставщиками ресурсов, входящих в отношение «предприниматель – фирма», целесообразно перейти к следующему уровню рыночных отношений между субъектами одного типа – к конкуренции. Стоит обратить внимание на наличие общего смысла конкуренции как состояния соперничества, характерного и для потребителей, и для производителей еще и потому, что всякое производство в фирмах есть процесс потребления, но не благ, а ресурсов. Это важно и для обратной трактовки потребления благ как производства выносимого в дальнейшем на рынок ресурса, позволяющей уяснить цели накопления капитала для появления субъекта в «инновационном» для него качестве предпринимателя со своей фирмой. Формулировка различия в инновационной пассивности потребителей (из-за неограниченности их потребностей) и, наоборот, активности предпринимателей как ограничении ими целеполагания (называемом «отказом от потребления») позволяет понять, почему классическим, главным считается определение конкуренции между предпринимателями. Вспомнив деление влияющих на предложение и спрос факторов на цену и детерминанты, следует назвать две соответствующие формы конкуренции, обратив внимание на историческую эволюцию господствующей формы от начальной ценовой к неценовой, связанной с определяющей комплексом потребительских предпочтений. Далее необходимо сосредоточиться на конкуренции как структурном элементе рыночного механизма, выделив типы и виды рыночных структур, а затем и различия их по условиям конкуренции.
Во втором вопросе темы следует охарактеризовать производственную деятельность как применение ресурсов в качестве доставляющих пользу факторов производства, раскрыть суть полезности потребления факторов в виде выпуска продукции и сформулировать производственную функцию. Стоит обратить внимание на возможности табличного выражения производственной функции, дав условный числовой пример. Взаимосвязь производства с потреблением факторов позволяет глубже уяснить и графические особенности выражения производственной функции в форме карты изоквант, в связи с чем необходимо на основе изученного потребительского аналога (кривых безразличия) назвать общие их свойства и различия в используемых для объяснения свойств терминах, вытекающие из производственной специфики.
В заключительном вопросе темы требуется объяснить смысл и особенности выделения в производстве короткого и долгого периодов, раскрыть виды продукта труда и их взаимосвязь через формулы и графики, сформулировать закон убывающей отдачи и объяснить с его помощью требования, предъявляемые к параметрам динамики выпуска при табличном выражении производственной функции. Следует раскрыть содержание показателя производительности труда и назвать основные способы роста производительности труда. Переходя к анализу производства в долгом периоде, необходимо дать определение эффекта масштаба, охарактеризовать отличия его от закона убывающей отдачи и три вида эффекта масштаба, соответствующих динамике параметров в производственной функции.
Литература
[4; 5; 7; 11; 12; 15; 16; 22; 26; 27].
Тема 5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ФИРМАХ
План семинарского занятия
1. Сущность и виды издержек производства. Издержки и прибыль.
2. Динамика издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3. Изокоста, правило минимальных издержек и предельная норма технологического замещения. Пути снижения издержек производства.
Методические указания
Характеризуя в предыдущей теме эффект масштаба, сравнивали дина-мику выпуска и потребления факторов производства. В данной теме потребление факторов представляет категорию издержек производства. Необходимо классифицировать виды издержек производства по характеру и структуре их проявления в рыночной экономике, а также по уровню подсчета (измерения) затрат. Следует раскрыть сущность фирменных (частных) и общественных, вмененных и примененных затрат, издержек производства и обращения, трансформационных и трансакционных, внешних и внутренних (неявных), бухгалтерских и экономических, краткосрочных и долгосрочных, постоянных и переменных, валовых, средних и предельных издержек.
Стоит обратить внимание на принципы ретроспективности и перспективности во взглядах на издержки, а также на то, что с помощью критерия альтернативности (при делении издержек по уровню подсчета затрат на внешние и внутренние) становится возможным классифицировать оставшуюся часть стоимости продукции. Для этого необходимо проанализировать бухгалтерскую прибыль и подразделение ее экономистами на две части, одна из которых относится к составу издержек и содержит нормальную прибыль, а другая – к более узкому, чем бухгалтерский, термину «экономическая прибыль».
При раскрытии второго вопроса темы следует показать графически взаимосвязи в динамике валовых, средних и предельных издержек, а также формы проявления в них закона убывающей отдачи. Изучая динамику в долгом периоде, необходимо понять, как сдвиг кривой краткосрочных средних издержек по мере изменения масштаба производства формирует три возможных проявления эффекта масштаба. Стоит отметить, что форма кривой долгосрочных средних издержек способна показать различие отраслей по размеру и количеству в них фирм, а также по господствующему в них виду конкуренции. Следует особо остано-виться на связи динамики издержек с появлением отраслей естественной монополии.
Переходя к третьему вопросу, необходимо вновь обратить внимание на характеристики производства как потребления ресурсов. Исходя из изученной ранее теории потребительского поведения требуется сформулировать изокосту и соответствующие ее свойства как производственный аналог линии бюджетных расходов, раскрыть правило минимальных издержек по условиям изокосты и изокванты как форму проявления правила потребительского поведения. Далее через выяснение формулы предельной нормы замещения труда капиталом, также имеющей соответствующий потребительский аналог, следует дать иную формулу правила минимальных издержек по соотношению предельных продуктов и цен факторов. Характеризуя производственный аналог потребительского равновесия, важно дать определение траектории развития фирмы, уточнив, что с ее помощью можно показать, как фирма движется по равновесным состояниям к точке максимизации прибыли точно с тем же принципом, с каким потребитель насыщает потребность в благах.
Завершая анализ издержек производства, следует остановиться на значении выделения долгого периода в производстве и изменения производственных мощностей как его критерия в характеристике издержек производства. Сравнив цель максимизации прибыли со структурой стоимости продукции по делению ее на издержки и прибыль, необходимо выяснить важность экономии издержек производства для фирмы. Анализ динамики издержек показывает один из двух основных способов снижения издержек, связанный с оптимизацией производственных мощностей фирмы. Второй способ экономии издержек связан с сутью предпринимательства и формами ее проявления в производственной деятельности фирмы – это инновации в различных сферах организационно-технологического процесса производства благ фирмой.
Литература
[6; 8; 12; 13; 15; 16; 20; 30; 31].