Комплексная структура региональной экономической системы как объекта управления
Как отмечалось выше, РЭС представляет собой сложную систему. Она может быть рассмотрена как иерархическая совокупность подсистем различного уровня, целенаправленно функционирующих, взаимодействующих между собой и подсистемами верхнего уровня.
В структуре РЭС можно выделить следующие подсистемы:
а) производственно-экономический комплекс региона, который представляет собой сложную многоотраслевую систему, исторически сформировавшуюся в результате процесса социально-экономического развития региона и межрегионального разделения труда. Производственно-экономический комплекс региона обеспечивает производство товаров и услуг производственно-технического назначения и потребительских товаров;
б) социальный комплекс региона, который обеспечивает производство услуг непроизводственного социального характера; в конечном итоге социальный комплекс обеспечивает воспроизводство нормальных условий жизнедеятельности населения региона;
в) бюджетно-финансовая система, которая обеспечивает перераспределение валового регионального продукта между производственной и социальной сферой региона.
Выделенные подсистемы также являются сложными и, в свою очередь, могут быть иерархически структурированы с выделением подсистем второго уровня декомпозиции.
В производственно-экономическом комплексе региона принято выделять:
а) отрасли производственной сферы (материальное и нематериальное производства);
б) производственную инфраструктуру, представляющую собой совокупность систем жизнеобеспечения хозяйственного комплекса и обеспечивающую обмен результатами деятельности отраслей хозяйственного комплекса;
в) сферу природных ресурсов (земельных, ископаемых, водных, лесных и других).
В социальном комплексе можно выделить:
а) отрасли социальной сферы, обеспечивающие производство услуг социального характера (образование, здравоохранение, ЖКХ и другие);
б) социальную инфраструктуру, которая представляет собой материальную основу функционирования социальных отраслей;
в) сфера неприродных ресурсов, которые создаются в результате целенаправленной деятельности человека (трудовые, интеллектуальные, информационные и другие ресурсы).
В бюджетно-финансовой системе выделяются следующие подсистемы:
а) консолидированный бюджет, через который осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между отраслями производственно-экономического комплекса и социальной сферы;
б) внебюджетные региональные фонды (социального страхования, пенсионный, медицинского страхования и другие) через которые осуществляется целевое финансирование социальных обязательств государства.
Подсистемы второго уровня декомпозиции, в свою очередь, также являются сложными, и могут быть иерархически структурированы. Например, в производственно-экономическом комплексе региона могут быть выделены промышленность, агропромышленный комплекс, строительство и другие отрасли. На этом декомпозиция региональной экономической системы может быть продолжена. Например, в промышленности выделяются отдельные отрасли – машиностроение, легкая промышленность, энергетика и другие; в составе каждой отрасли могут быть выделены отдельные подотрасли, в составе подотраслей – отдельные предприятия и так далее.
Принципиальная графическая модель комплексной структуры региональной экономической системы как объекта управления представлена на рисунке 3.
Стрелками на рисунке представлены принципиальные взаимодействия подсистем региональной экономической системы. Например, производственно-экономический комплекс осуществляет наполнение доходной части регионального бюджета за счет налоговых отчислений, а за счет бюджетных средств осуществляется финансирование отраслей социальной сферы региона; через отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение) осуществляется подготовка трудовых ресурсов и обеспечение ими производственных отраслей; через производственную инфраструктуру осуществляется снабжение производственных отраслей природными ресурсами и так далее.
Поскольку все выделенные подсистемы РЭС связаны между собой сложной системой взаимодействий, главной задачей регионального управления является обеспечение целенаправленного сбалансированного расширенного воспроизводства производственных, социальных, финансовых структур региона, функционирующих в составе РЭС и народнохозяйственного комплекса страны в целом.
В соответствии с комплексной структурой РЭС как объекта управления в системе регионального управления должны быть представлены подсистемы управления:
- бюджетно-финансовой сферой региона;
- производственно-экономическим комплексом региона;
- социальной сферой региона;
- ресурсной сферой региона.
Соответственно, должны быть выработаны: организационные структуры управления каждой подсистемой РЭС, цели, функции и задачи.
Природные ресурсы региона
К природным ресурсам относят: земельные, ископаемые, водные, лесные, рекреационные ресурсы.
Земельные ресурсы относятся к важнейшим видам ресурсов, ими располагают все регионы страны. Они имеют двойственную природу: с одной стороны, они являются средством производства для ряда отраслей экономики (например, сельское хозяйство), с другой стороны, они являются местом размещения производственных систем.
Земельные ресурсы оцениваются по количественным характеристикам (общая площадь земель) и качественным (черноземы, пески, глины, суглинистые и т.д.), а также степенью вовлечения в хозяйственный оборот и интенсивностью их использования.
Выделяют следующие типы земель:
а) Земли под населенными пунктами – используются наиболее интенсивно, заняты под элементами инфраструктуры производственной и социальной сферы в населенных пунктах.
б) Земли под элементами инфраструктуры региона –под железными дорогами, междугородними автомобильными дорогами, под ЛЭП, путепроводами и т.д.
в) Земли сельскохозяйственного назначения – поля, огороды, пастбища и т.д.
г) Земли, используемые в лесном, охотничьем, водном хозяйствах.
д) Неиспользуемые земли.
Главной задачей регионального управления является обеспечение максимально эффективного использования всех видов земель, вовлечение их в нормальный рыночный оборот, поддержание качественных характеристик земель, обеспечение выполнения земельного законодательства.
К ископаемым ресурсамотносятся: залежи рудных материалов, нерудных материалов, месторождения нефти, газа и другие полезные ископаемые.
Ископаемые ресурсы оцениваются:
- по количественным показателям;
- по качественным показателям;
-по степени доступности (территориальная доступность, наличие транспортных коммуникаций, других элементов инфраструктуры).
Совокупность этих характеристик определяет эффективность ил неэффективность добычи полезных ископаемых.
Ископаемые ресурсы относятся преимущественно к невозобновляемым видам ресурсов. Следовательно, с точки зрения стратегии развития региона, добыча и переработка ископаемых ресурсов должна осуществляться таким образом, чтобы в перспективе была создана возможность изменения структуры экономики региона в направлении увеличения удельного веса перерабатывающих отраслей и уменьшения удельного веса добывающих отраслей. Это может быть осуществлено, например, за счет реинвестирования средств, полученных от добычи природных ресурсов, в развитие перерабатывающих предприятий в регионе.
Повышение уровня эффективности функционирования ПЭК региона (увеличение ВРП, создание дополнительных рабочих мест, увеличение доходов в бюджет) определяет также необходимость увеличения глубины переработки сырьевых ресурсов непосредственно в регионе и перехода от вывоза первичных видов сырья к вывозу продуктов его переработки.
Указанное положение является основным направлением экономического развития для регионов с преобладанием добывающих отраслей экономики.
К водным ресурсамотносятся запасы поверхностных и подземных, в том числе минеральных, вод, находящихся в различных водных объектах и которые используются или могут использоваться для удовлетворения нужд населения региона и его хозяйственного комплекса.
Использование водных ресурсов региона должно быть основано на принципе сбалансированного развития экономики региона, с одной стороны, и поддержания экологического состояния региона, с другой стороны.
Отрасль экономики, обеспечивающая использование водных ресурсов региона, называется водным хозяйством. Основной задачей ее функционирования является обеспечение наиболее эффективного использования водных ресурсов, поддержания запасов вод, бесперебойного снабжения населения и хозяйства региона водными ресурсами.
К лесным ресурсамотносятся леса всех видов: леса лесного фонда, городские леса, леса на землях водного фонда, леса на землях сельскохозяйственного назначения.
Рациональное использование лесных ресурсов предполагает их охрану, защиту, воспроизводство, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, повышение ресурсного потенциала лесов на основе их многоцелевого использования.
Указанные направления являются основными задачами функционирования отрасли экономики под названием лесного хозяйства.
На основе использования лесных ресурсов функционируют и другие отрасли – охотничье хозяйство, санаторно-курортная отрасль и др.
Под рекреационными ресурсамипонимается совокупность природно-климатических условий, обеспечивающих отдых и восстановление здоровья людей (экологическая чистота региона, благоприятный климат, леса, водоемы).
На основе использования лесных ресурсов функционирует санаторно-курортная отрасль, туризм, отчасти гостиничное хозяйство.
Как известно, природные ресурсы делятся на две группы: целевого назначения и многоцелевого назначения.
Целевые ресурсы предназначены для выполнения каких-либо конкретных функций. К ним относятся, например, рудные материалы, из которых получаются конкретные виды металлов.
Большинство видов природных ресурсов относятся к многоцелевым. Спектр из использования достаточно широк. В ряде случаев их использование имеет всеобщий характер.
Наличие в регионе целевых видов природных ресурсов создает основу для узкой специализации региона. Наличие ресурсов многоцелевого характера создает основу для развития в регионе диверсифицированной, многоотраслевой экономики.
Неприродные ресурсы региона
К неприродным ресурсам региона, то есть ресурсам, созданным в результате предшествовавшей целенаправленной деятельности человека, относят трудовые, интеллектуальные, историко-культурные и другие виды ресурсов.
К трудовым ресурсамотносятся работоспособное население региона, рабочая сила. Трудовые ресурсы оцениваются по количественным характеристикам (общее количество трудоспособных в регионе), по качественным характеристикам (по профессиям, уровням квалификации), а также по половым и возрастным характеристикам. Чем выше возрастной состав к оптимальному (35-45 лет), тем выше уровень качества трудовых ресурсов, что создает благоприятную основу для развития экономики региона.
Трудовые ресурсы относятся к особому виду ресурсов, поскольку:
- производство и воспроизводство трудовых ресурсов требует значительных затрат бюджетных и внебюджетных средств на финансирование системы образования в регионе;
- необходимо поддерживать максимально возможный уровень использования этого вида ресурсов. Неполное использование трудовых ресурсов региона означает наличие в регионе скрытой и явной безработицы с вытекающими отсюда последствиями.
Обеспечение эффективного использования трудовых ресурсов относится к совместной компетенции федеральных, региональных ОГВ, ОМСУ.
К интеллектуальным ресурсамотносятся результаты интеллектуальной и творческой деятельности человека, объекты интеллектуальной собственности юридических, физических лиц, органов власти и др. (произведения литературы, искусства, результаты научных исследований, товарные знаки, компьютерные программы).
Задачей регионального управления в сфере использования интеллектуальных ресурсов является стимулирование увеличения их объема, обеспечение повышения эффективности их использования, вовлечение в нормальный рыночный оборот, защита интеллектуальной собственности на основе соответствующего законодательства.
Увеличение объема интеллектуальных ресурсов региона, вовлечение их в хозяйственное использование означает движение региона по пути формирования экономики более высокого уклада.
К информационным ресурсамотносятся массивы документов в информационных системах – библиотеках, архивах, компьютерных банках данных, в Интернете. Объем информационных ресурсов, их доступность и качество создают основу для решения стратегических, тактических, оперативных задач регионального управления.
Эффективное использование ресурсов предполагает необходимость:
- защиты и развития всех форм собственности на ресурсы;
- создание и развитие региональных информационных систем и сетей;
- развитие нормально функционирующего рынка информационных ресурсов;
- обеспечение безопасности в сфере использования информационных ресурсов.
К историко-культурным ресурсамотносятся накопленные в регионе результаты культурной деятельности – памятники истории, архитектуры, музейные собрания и др.
Чем больше удельный вес историко-культурных ресурсов в регионе, тем выше его культурный потенциал, что в свою очередь, косвенным образом создает основу для более эффективного развития экономики региона.
11)Сущность и содержание Инфраструктуры региона
Инфраструктурапредставляет собой совокупность систем жизнеобеспечения производственно-экономического, социального комплексов региона. Она представляет собой подсистему РЭС, которая обеспечивает обмен результатами деятельности в общественном производстве и при этом сама является результатом общественного разделения труда.
Инфраструктура также может рассматриваться как внешние условия производства товаров и услуг и как неотъемлемая часть производительных сил.
В составе инфраструктуры принято выделять следующие элементы: дороги, каналы, мосты, туннели, линии связи и электропередач, аэропорты, аэродромы, взлетно-посадочные площадки, порты, емкости и резервуары и т.д.
В соответствии с выполняемыми функциями выделяют следующие составные части инфраструктуры: производственную, социальную, экологическую, инфраструктуру управления и др.
К основным функциям производственной инфраструктуры относятся:
- снабжение производственных отраслей региона топливом, энергией, материальными ресурсами;
- обеспечение сбыта продукции и услуг, производимых предприятиями производственного комплекса региона;
- обеспечение протекания всех видов информационных потоков.
К функциям социальной инфраструктурыотносятся обеспечение жизнедеятельности населения региона, обеспечение его всеми видами услуг социального характера.
Разделение элементов инфраструктуры на производственные и социальные имеет достаточно условный характер. В зависимости от непосредственно выполняемых функций элементы инфраструктуры могут быть отнесены как к производственной инфраструктуре, так и к социальной.
К функциям экологической инфраструктуры(очистные сооружения, отстойники, фильтры, пылеуловители и др.) относятся отвод, утилизация, очистка отходов производства и жизнедеятельности населения с целью сохранения благоприятной экологической ситуации в регионе.
К функциям инфраструктуры управленияотносится обеспечение эффективного протекания процессов управления всеми видами и сферами деятельности в регионе. Здания и сооружения ОГВ, линии обычной и специальной связи, компьютерные системы органов власти и управления и др.
12) Особенности и закономерности функционирования и развития инфраструктуры региона:
1. Поскольку инфраструктура является внешним условием функционирования производственного, социального, финансового комплексов в регионе, то проблемы ее развития в значительной степени относятся к компетенции органов государственного и муниципального управления. Даже в странах с самой либеральной рыночной экономикой развитие инфраструктуры осуществляется с максимальным вмешательством государства.
2. Элементы инфраструктуры распределены по территории государства повсеместно, во всех регионах, но с различной степенью плотности. Принято считать, что уровень развития инфраструктуры характеризует, определяет общий уровень социально-экономического развития той или иной территории.
3. Инфраструктура, как часть производственной системы, имеет ярко выраженный региональный характер. Ее элементы привязаны к территории конкретного региона. Следовательно, проблемы обеспечения развития элементов инфраструктуры относятся в большей степени к компетенции региональных органов власти. Развитие элементов инфраструктуры, обеспечивающих межрегиональные материальные, информационные потоки относится к совместной компетенции федеральных и региональных органов власти и управления.
4. Поскольку, как отмечалось выше, инфраструктура является внешним, обеспечивающим условием функционирования производственных, социальных комплексов региона, уровень ее развития должен соответствовать общему уровню социально-экономического развития региона. Отставание в уровне развития инфраструктуры приводит к тому, что производственная, социальная, финансовая сфера региона будет развиваться в неэффективных условиях. Материальные, информационные, финансовые потоки в этом случае будут затруднены.
5. Стимулирование государственными и муниципальными органами управления опережающего развития инфраструктуры является эффективным методом косвенного воздействия государства на развитие экономики в целом.