Макроэкономический анализ потребления и сбережения

Доход, которым располагают домохозяйства после уплаты налогов, делится на потребляемую и сберегаемую части. Под потреблением в макроэкономике понимается общее количество товаров и услуг, которые приобретают домохозяйства за определенный период времени. Потребление, тем самым, определяется платежеспособным спросом.

Под сберегаемой частью, понимается та часть располагаемого дохода, который не идет на текущее потребление, образуя отложенный спрос.

V=C+S

C=V-S

S=V-C

Из функции следует, что потребление и сбережение являются функциями располагаемого дохода. При росте доходов потребление и сбережение растет и наоборот. Кроме доходов на динамику потребления и сбережения влияет:

1. Богатство, накопленное в предшествующий период (чем оно выше, тем больше возможности потреблять и сберегать). В условиях кризиса, богатство, в основном идет на потребление, а в условиях подъема – на сбережение.

2. Уровень цен (с их ростом возможность для потребления и сбережения снижается).

3. Ожидание инфляции подстегивает текущее потребление, формируются товарные запасы.

4. Задолженность по кредитам (чем ниже, тем больше потребление).

5. Налогообложение (чем больше налоги, тем ниже потребление и сбережение).

6. Уровень процентной ставки, по Кейнсу, не оказывает активного влияния на пропорции между S и C.

Кроме объективных факторов на потребление влияют субъективные факторы, которые обобщил Кейнс в своем основном психологическом законе. В соответствии с ним, домохозяйства по мере увеличения доходов, увеличивают и абсолютный размер потребления, однако относительные темпы увеличения потребления запаздывают по отношению к росту располагаемого дохода.

По Кейнсу, существуют следующие субъективные факторы к сбережениям:

- Стремление людей накапливать на случай непредвиденных обстоятельств.

- Накопление для обеспечения будущего, когда доходы будут падать.

- Стремление обеспечить доходы в виде процентов.

- Сбережения с целью обеспечить себе независимость при принятии коммерческих или спекулятивных решений.

- Стремление оставить наследство.

- Эффект связанный со скупостью.

Этим стимулам к сбережению, Кейнс противопоставил стимулы к потреблению: желание пользоваться жизнью, недальновидность, щедрость, нерасчетливость, показное тщеславие, мотовство.

В борьбе двух тенденций побеждает первое.

С целью определения количественных пропорций между потреблением и сбережением, Кейнс ввел понятие средней и предельной склонности к потреблению и сбережению.

1. Под средней склонностью к потреблению понимается отношение потребляемой части располагаемого дохода ко всему располагаемому доходу.

АРС = С / V, APC – средняя склонность к потреблению.

2. Под предельной склонностью к потреблению понимается отношение приращения потребления к приращению располагаемого дохода:

МРС = Макроэкономический анализ потребления и сбережения - student2.ru С / Макроэкономический анализ потребления и сбережения - student2.ru V, МРС – предельная склонность к потреблению.

3. Средняя склонность к сбережению

APS = S / V, APS – средняя склонность к сбережению

4. Предельная склонность к сбережению

MPS = Макроэкономический анализ потребления и сбережения - student2.ru S / Макроэкономический анализ потребления и сбережения - student2.ru V, MPS – предельная склонность к сбережению

При этом MPC + MPS = 1

Коэффициент средней склонности потребления и сбережения совместно показывают, как распределится дополнительный рубль дохода домохозяйств: MPC = 1- MPS, MPS = 1- MPC.

Наши рекомендации