Макроэкономический анализ потребления и сбережения
Доход, которым располагают домохозяйства после уплаты налогов, делится на потребляемую и сберегаемую части. Под потреблением в макроэкономике понимается общее количество товаров и услуг, которые приобретают домохозяйства за определенный период времени. Потребление, тем самым, определяется платежеспособным спросом.
Под сберегаемой частью, понимается та часть располагаемого дохода, который не идет на текущее потребление, образуя отложенный спрос.
V=C+S
C=V-S
S=V-C
Из функции следует, что потребление и сбережение являются функциями располагаемого дохода. При росте доходов потребление и сбережение растет и наоборот. Кроме доходов на динамику потребления и сбережения влияет:
1. Богатство, накопленное в предшествующий период (чем оно выше, тем больше возможности потреблять и сберегать). В условиях кризиса, богатство, в основном идет на потребление, а в условиях подъема – на сбережение.
2. Уровень цен (с их ростом возможность для потребления и сбережения снижается).
3. Ожидание инфляции подстегивает текущее потребление, формируются товарные запасы.
4. Задолженность по кредитам (чем ниже, тем больше потребление).
5. Налогообложение (чем больше налоги, тем ниже потребление и сбережение).
6. Уровень процентной ставки, по Кейнсу, не оказывает активного влияния на пропорции между S и C.
Кроме объективных факторов на потребление влияют субъективные факторы, которые обобщил Кейнс в своем основном психологическом законе. В соответствии с ним, домохозяйства по мере увеличения доходов, увеличивают и абсолютный размер потребления, однако относительные темпы увеличения потребления запаздывают по отношению к росту располагаемого дохода.
По Кейнсу, существуют следующие субъективные факторы к сбережениям:
- Стремление людей накапливать на случай непредвиденных обстоятельств.
- Накопление для обеспечения будущего, когда доходы будут падать.
- Стремление обеспечить доходы в виде процентов.
- Сбережения с целью обеспечить себе независимость при принятии коммерческих или спекулятивных решений.
- Стремление оставить наследство.
- Эффект связанный со скупостью.
Этим стимулам к сбережению, Кейнс противопоставил стимулы к потреблению: желание пользоваться жизнью, недальновидность, щедрость, нерасчетливость, показное тщеславие, мотовство.
В борьбе двух тенденций побеждает первое.
С целью определения количественных пропорций между потреблением и сбережением, Кейнс ввел понятие средней и предельной склонности к потреблению и сбережению.
1. Под средней склонностью к потреблению понимается отношение потребляемой части располагаемого дохода ко всему располагаемому доходу.
АРС = С / V, APC – средняя склонность к потреблению.
2. Под предельной склонностью к потреблению понимается отношение приращения потребления к приращению располагаемого дохода:
МРС = С / V, МРС – предельная склонность к потреблению.
3. Средняя склонность к сбережению
APS = S / V, APS – средняя склонность к сбережению
4. Предельная склонность к сбережению
MPS = S / V, MPS – предельная склонность к сбережению
При этом MPC + MPS = 1
Коэффициент средней склонности потребления и сбережения совместно показывают, как распределится дополнительный рубль дохода домохозяйств: MPC = 1- MPS, MPS = 1- MPC.