Государственная структурная политика и методы ее реализации.
Под стуктурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики.
Главной (генеральной) цельюгосударственной структурной политики является формирование и поддержка современной, эффективной, экологически безопасной, рациональной структуры экономики, которая находит свою конкретизацию (детализацию) по следующим основным и, обобщенными направлениям (подцели) государственной структурной политики:
установление оптимальных макроэкономических пропорций;
развитие конкуренции и ограничения монополизма;
формирование энергосберегающей, инновационной модели развития экономики;
ликвидация диспропорций между отраслевыми комплексами;
ликвидация диспропорций технического уровня производств различных отраслей;
снижение энерго-и материалоемкости производства;
Реализация активной структурной политики заключается в осуществлении комплекса разработанных мероприятий в пределах определенной (обозначенной) структурной политики, направленной на реализацию желаемых общих структурных изменений в экономике и обеспечения приоритетных направлений развития отдельных отраслей, производств в и регионе.
Вся совокупность форм и методов реализации государственной структурной политики по критерию преимущественной направленности воздействия на тот или иной объект условно может быть подразделена на четыре блока.
Первый, макроэкономический, блок включает совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи, а также формирующие структурные взаимодействия национальной экономической системы с суперсистемой мирового хозяйства.Методы макроэкономического блока призваны гарантировать успешную деятельность государственных органов по ряду направлений структурной политики. Прежде всего это оптимизация отраслевой структуры экономики, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в ней.
Для этого необходимы опережающий рост наукоемких производств, приоритетное своевременное научно-технологическое обновление машиностроения, развитие различных инфраструктур, полноценное качественное обеспечение экономики энергоресурсами, а, следовательно, пропорциональное развитие топливно-энергетического комплекса по сравнению со всей экономикой и т.п.
Во втором, региональном, блоке сосредоточены методы, позволяющие государственным органам Федерального центра перестраивать экономическую структуру народного хозяйства с учетом развития федеративных отношений в России, т.е. формировать экономическую базу субъектов Федерации, выравнивая их социально-экономический уровень развития. Среди основных методов регионального блока реализации структурной политикиотметим прогнозирование, программирование, становление правовой базы развития федерализма в России, налоги, государственные инвестиции, смешанное финансирование научно-технических приоритетов.
В третий блок входит группа методов, связанных с повышением экономической устойчивости, особой активности во всех процессах основных субъектов рынка, т.е. предприятий, корпораций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем. В состав основных методов третьего блока входят программирование, индикативное планирование, налогообложение, прямые субсидии, государственные субвенции, меры по осуществлению банкротства, меры антимонопольной деятельности, государственные инвестиции, государственные гарантии, использование свободных экономических зон, национализация, регрессивные импортные пошлины, скупка иностранных предприятий, защита инвестиций и др
Четвертый, институциональный, блок методов реализации государственной структурной политики призван решить три задачи. Он должен создать общие наиболее благоприятные условия для структурных преобразований. Ему надлежит далее внедрить предпосылки для развития позитивных рыночных регуляторов структурных трансформаций с одновременным гашением негативных воздействий рынка на пропорциональные и структурные связи. Наконец, предстоит обеспечить социальную ориентацию всех структурных преобразований в национальной экономике, контроль общества за социальными последствиями структурной трансформации.
В число институциональных методов можно включить нормативно-правовые, методы регулирования инвестиционных потоков и формирования инвестиционных ресурсов, совокупность рамочных условий для активизации действия рыночных рычагов самоорганизации, антимонопольные меры, методы социального контроля общества над хозяйственной и финансовой деятельностью, дифференцированные методы стимулирования отдельных видов труда и др.