Государственная инвестиционная политика: сущность, цели, пути реализации

Понятие и основы разработки инвестиционной стратегии предприятия

ИС - система долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения. Разработка ИС представляет собой сложный творческий процесс, вкл. в себя: постановку целей инвестиционной деят-ти; определение ее приоритетных направлений и форм; оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения; выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвести. Деят-ти; поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой.Процесс разработки ИС является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого явл.: миссия, общие стратегические цели развития, система фнкциональныхстратегий в отдельных видах деятельности, способы формирования и распределения ресурсов. При этом ИС находится в определенной соподчиненности с другими элементами стратегического выбора предприятия. В общем виде схема такой соподчиненности: миссия->общие стратегические цели развития->функциональные стратегии(операционная, инвестиционная, финансовая и др.)<->ресурсы предприятия.Понимание взаимосвязи ИС с др.важнейшими элементами стратегического выбора предприятия позволяет более эффективно строить процесс разработки. Разработка ИС играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия: обеспечивает механизм реализации долгосрочных целей экономического и социального развития предприятия; позволяет реально оценить инвестиционные возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования инвестиционными ресурсами; обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе изменений факторов внешней инвест.среды; позволяет свести к минимуму негативные последствия изменения некотролируемых предприятием факторов внешней инвестиционной среды; обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления инвест.деят-тью предприятия. В основе разработки ИС предприятия лежат принципы стратегического управления. Наиболее важными из них при разработке ИС являя.следующие:1. Рассмотрение предприятия как открытой соц-экон.системы, способной к самоорганизации.2. Учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия.3.Обеспечение сочетания перспективного, текущего и операционного управления инвестиционной деятельностью. Этапы процесса стратегического управления инвест.деят-ю: разработка инвестиционной программы; формирование; оперативное управление реализацией реальных инвестиционных проектов.4. Обеспечение адаптивности ИС к изменениям факторов внешней инвестиционной среды.5. Обеспечение альтернативности стратегического инвестиционного выбора.6. Учет уровня инвест.риска в процессе принятия стратегических инвестиционных решений.7. Обеспечение разработанной инвестиционной стратегии предприятия соответствующими организационными структурами управления инвестиционной деятельностью и принципами инвестиционной культуры. Этапы разработки ИС: 1. Определение общего периода формирования ИС.2. Исследование факторов внешней инвестиционного среды и конъюнктуры инвестиционного рынка.3. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности деятельности.4.Формирование стратегических целей инвест.деятелньсти.5. Анализ стратегических альтернатив и выбор направлений и форм деятельности.6. Определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов.7. Формирование инвестиционной политики по основным аспектам инвест.деятельности.

Понятие проекта и методические основы управления проектами в городском хозяйстве

17 Содержание процесса планирования проекта в городском хозяйстве

Этапы и структура проектов с учётом специфики городского хозяйства

Содержание проекта - работы, которые необходимо выполнить, чтобы получить продукт, услугу или результат с указанными свойствами и функциями.

Проверка содержания - это формальная (официальная) приемка содержания и результатов проекта. Служит для определения соответствия работ и результатов требованиям и критериям приемки продукта. Приемка результатов проекта оформляется актами сдачи-приемки работ или другими официальными документами. Непринятые результаты проекта также должны быть отражены в документации. По ним формируются запросы на изменения и доработку.

Учет затрат в течение жизненного цикла, т.е. управление стоимостью в сочетании с методами оптимизации выгод может способствовать оптимизации процесса принятия решений, а также снижению стоимости и времени выполнения проекта, повышению качества и эффективности результата поставки проекта.

Виды оценки стоимости

Стоимостная оценка по аналогам означает, что при оценке стоимости текущего проекта в качестве основы принимается фактическая стоимость предыдущих схожих проектов. Этот метод часто используется при стоимостной оценке в условиях недостатка детальной информации о проекте (например, на ранних фазах проекта). Стоимостная оценка по аналогам производится с использованием экспертной оценки.

Оценка «снизу вверх». Этот метод включает в себя оценку стоимости отдельных пакетов работ или отдельных плановых операций с максимальной степенью детализации. Эта подробно рассчитанная стоимость суммируется или «переходит» на более высокие уровни и используется при составлении отчетов и для контроля за исполнением. Стоимость и точность оценки стоимости по методу «снизу вверх» обычно зависят от размеров и сложности отдельных плановых операций или блоков работ. Обычно чем меньше трудоемкость операций, тем выше точность стоимостной оценки плановых операций.

Параметрическая оценка - это метод, при котором для стоимостной оценки ресурсов плановой операции используется статистическая зависимость между историческими данными и другими переменными (например, величина площади конструкции в строительстве, количество строк в коде программы, количество часов рабочего времени). При помощи данного метода можно получить более точную оценку стоимости. Уровень точности оценки зависит от сложности, количества ресурсов, выделенных для такой работы, и данных о стоимости, встроенных в модель. Например: для того, чтобы получить оценку стоимости, нужно запланированный объем работ умножить на стоимость одной единицы работ в прошлом.

Риск – вероятность наступления неблагоприятного события.

Могут быть внешние и внутренние риски проекта.

Могут быть допустимые, критические, катастрофические

Управление рисками проекта включает в себя процессы, связанные с определением, анализом и реагированием на риски проекта с целью повышения вероятности и степени влияния положительных и снижения вероятности и степени влияния негативных событий в проекте.

Методы сокращения рисков:

1. Страхование

2. Создание резервов

3. Распределение ответственности между участниками

4. Отказ от риска

5. Лимитирование( установление предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п.)

6. Метод аутсортинга риска (передача ответственности на сторонюю организацию, например охранная фирма)

28 Сетевое планирование в управлении проектами.

Сущность планирования состоит в обосновании целей проекта и способов их удовлетворения на основе:

выявления детального комплекса работ;

определения эффективных способов и методов их выполнения;

определения ресурсов всех видов, необходимых для проекта;

Государственная инвестиционная политика: сущность, цели, пути реализации

Инвестиционная политика государства является важным рычагом воздействия на деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны в целом. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.В настоящее время существует множество определений понятия «инвестиционная политика государства». Для того чтобы обрисовать все составляющие инвестиционной политики целесообразно привести следующее определение:Инвестиционная политика государства - это комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.Инвестиционная политика должна быть ориентирована на: а) определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: 1) отраслевой; 2) воспроизводственной; 3) технологической; 4) территориальной и по формам собственности; б) выбор приоритетов; в) повышение эффективности инвестиций.Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи, принципы и механизм их реализации. Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышение эффективности общественного производства.Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относится:- обеспечение структурной перестройки экономики; - стимулирование предпринимательства и частных инвестиций; - создание дополнительных рабочих мест; - привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции; - совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса; - выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства; - обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; - поддержка развития малого и среднего бизнеса; - поддержка развития экспортных производств; - обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России и др.К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе, учитывая кризисные явления в российской экономике, а также влияние мирового экономического кризиса можно отнести: - снижение реальных процентных ставок кредитования до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции; - проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики; - осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности; - формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов; - повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиление государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя: - выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; - определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; - создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций; - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: денежно-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.Являясь одной из форм экономической политики, инвестиционная политика государства включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др. Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране (факторы формирования которого приведены в приложении 1), на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.В современной экономической литературе деятельность государства в рамках регулирования инвестиционного процесса определяется следующими функциями (которые на практике могут быть реализованы в различном сочетании и с разной степенью интенсивности):- разработка макроэкономических (индикативных) планов и формирование приоритетов развития в сфере инвестиционного и инновационного процессов; - содействие развитию сбалансированной структуры экономики (модернизация, изменение или поддержка существующей структуры); - создание благоприятных условий для развития стабильного инвестиционного климата, в том числе посредством достижения макроэкономической стабильности, совершенствования денежно-кредитной, амортизационной, налоговой, антимонопольной и других видов экономической политики, предоставление гарантий соблюдения прав как отечественных, так и иностранных инвесторов; - обеспечение социальной защиты и экологической безопасности; - непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности (государственное предпринимательство); - обоснование экономических инструментов и механизмов государственного регулирования процессов, не входящих в сферу прямого контроля государства, т.е. поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности частных компаний (налоги, кредитные льготы, таможенные правила и т.д.).

Наши рекомендации