Тема 5.1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции (1 ч.)
1. Составить глоссарий по основным понятиям данной темы;
2. Решить качественные и количественные задачи по данной теме;
3. Подготовить к защите на ПЗ вариантов решений задач по данной теме;
4. Подготовить доклады на тему: «Практическое применение теории рынка чистой (совершенной) конкуренции в повышении эффективности производства современной России».
Основные понятия
Совершенная (чистая) конкуренция как рыночная структура.
Цена товара на конкурентном рынке.
Спрос на продукцию конкурентной фирмы.
Предельный анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
Валовой доход (TR) (определение и вычисление).
Средний доход (AR) (определение и вычисление).
Предельный доход (MR) (определение и вычисление).
Инструменты увеличения прибыли конкурентной фирмой.
Вывод правила максимизации прибыли.
Выбор оптимального объема выпуска продукции (графически).
Динамика прибыли в зависимости от соотношения MC и P.
Пути определения объема производства, максимизирующего прибыль.
Точка оптимального выпуска (формула «золотого правила»).
Режимы работы фирмы в условиях краткосрочного периода.
Максимизация прибыли конкурентной фирмы (чертеж и формулы).
Работа фирмы в режиме самоокупаемости (чертеж и формулы).
Работа фирмы с убытком, минимизируя потери.
Точка безубыточности или критическая точка деятельности предприятия.
Прекращение работы фирмы (банкротство (чертеж и формулы).
Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде.
Кривая отраслевого предложения данного товара.
Максимизация прибыли конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Условия равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Долгосрочная кривая предложения для конкурентной отрасли.
Последствия расширения производства в отрасли с возрастающими издержками.
Экономическая эффективность.
Парето-эффективное состояние экономики
Задачи по теме
Задача 1. В таблице содержаться данные об издержках и доходах фирмы, оперирующей на рынке совершенной конкуренции. Используя эту информацию, выполните следующие задания.
А) Рассчитайте соответствующие показатели и заполните таблицу.
L Перемен- ный ресурс | Q | PL | PQ | TR | AR | MR | TC | TFC | TVC | ATC | AVC | AFC | MC |
Единицы | Рубли | ||||||||||||
Примечание: Q – Объем продукции; PL – цена переменного ресурса; PQ – цена единицы продукции; TR – общий доход;AR-средний доход; MR – предельный доход; TC-общие издержки; TFC – общие постоянные издержки; TVC-общие переменные издержки; ATC – средние издержки; AVC-средние переменные издержки; AFC – средние постоянные издержки; MC-предельные издержки;
Б) При каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыли или минимизирует убытки?
Задача 2. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек от объема выпуска такова:
Выпуск в час шт. | |||||||
Общие издержки руб. |
Если цена товара составляет 8 рублей за штуку, то какой объем выпуска должна установить фирма? Ниже какого уровня должна упасть, чтобы фирма безусловно прекратила выпуск данного товара?
Задача 3.К концу года бухгалтер сообщает Вам, что прибыль фирмы составляет 50 тыс. руб. Управляя собственной фирмой, вы упускаете заработную плату в 30 тыс.руб., которую могли бы получать, работая в другом месте. Более того, 10 тыс.руб. личных средств Вы вложили в свой бизнес. Предполагая, что ставка банковского процента установилась на уровне 15%, подсчитайте экономическую прибыль. Покажите графически, в каком режиме работает фирма. Останетесь ли вы в бизнесе на следующий год?.
Задача 4. Конкурентная фирма, реагируя на изменение цен в отрасли, может при Р1(цена готовой продукции) = 10 руб. производить Q (объем производства) = 20 ед.; при Р2 = 8 руб. Q = 18ед.; при Р3 = 6 руб. Q = 14ед.; при Р4 = 5 руб. Q=12 ед.; АС минимальные составляют 8 руб. Постройте кривую предложения конкурентной фирмы, работающей в краткосрочном периоде, если AVC минимальные составляют 5 руб.
Тема 5.2. Рынок чистой монополии (1 ч.)
1. Составить глоссарий по основным понятиям данной темы;
2. Решить качественные и количественные задачи по данной теме;
3. Подготовить к защите на ПЗ вариантов решений задач по данной теме;
4. Подготовить доклады на тему: «Состояние и пути совершенствования антимонопольной политики в современной России».
Основные понятия
Источники монополии.
Процесс возникновения монополистических союзов.
Естественная монополия. Искусственная монополия.
Случайная монополия. Закрытая монополия.
Открытая монополия. Чистая монополия.
Монопсония. Картели.
Синдикаты. Тресты.
Концерны. Пулы.
Холдинги. Конгломераты.
Барьеры вступления на монополизированный рынок.
Патент. Авторские права.
Товарные знаки. Лицензия.
Пути достижения монопольного положение на рынке.
Цель монополии.
Задачи по теме
Задача 1. В таблице представлена карта спроса на двух рынках, монополизированных одной фирмой. Предположим АТС=МС= 4 тыс. руб. при любом объеме производства. Используя эту информацию, ответьте на следующие вопросы:
Цена (тыс. руб.) | Объем спроса на рынке. А (ед.) | Объем спроса на рынке. Б (ед.) | Общий спрос на рынках А и Б (ед) |
А) Допустим, что монополия не осуществляет ценовую дискриминацию, Постройте графики рыночного спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии, предварительно рассчитав соответствующие величины.
Б) Основываясь на предыдущем допущении, определите объем выпуска, который дает максимум прибыли, цену продукта и величину прибыли монополии.
В) Допустим теперь, что монополия проводит политику ценовой дискриминации, сегментируя рынок. Постройте графики спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии на рынках А и Б, предварительно рассчитав соответствующие величины.
Г) Основываясь на предыдущем допущении (смотри пункт в), определите объем выпуска, который дает максимум прибыли, цену продукта и величину прибыли монополии на каждом рынке.
Д) На сколько больше прибыли получает монополия, осуществляя ценовую дискриминацию.
Задача 2.Определите степень концентрации рынка (используя формулу Герфиндаля) в двух случаях:
А) Когда доля одной фирмы на рынке товара А составляет 80% от объема продаж, а остальные 20% распределяются между тремя фирмами.
Б) Когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% объема продаж на рынке товара
Задача 3. Предположим, что результаты исследования показали: монополистическая власть компьютерной компании приводит к 20%-му увеличению цены по сравнению с конкурентной ценой. В итоге продажи компьютеров на 30% ниже конкурентного уровня. Если текущая цена составляет 5000 руб. за компьютер и продается их 50 тыс. шт. в год, вычислите социальную цену монополии на рынке. Покажите на одном графике монопольное равновесие в сравнении с конкурентным равновесием.
Задача 4.Предположим, что ценовая эластичность спроса на киносеансы составляет (– 5) для пожилых людей и ( – 2) для людей до 25 лет. Предположим, что в равновесии монополия, занимающаяся ценовой дискриминацией, несет предельные издержки в № долл. На одно посещение кинотеатра. Вычислите цену за билет, назначаемую указанным категориям посетителей.
Задача 5.Монопольный производитель сигарет назначает цену 1 руб. за пачку. При условии, что монополия максимизирует прибыль и что ценовая эластичность спроса на сигареты при данной цене равна ( – 2). Подсчитайте предельный доход и предельные издержки монополиста. Объясните, почему монополист не будет продавать столько сигарет, чтобы спрос стал неэластичным.
Задача 6.Если функция спроса на продукцию монополиста описывается уравнением P = 125 – 0,5Q, а функция общих издержек TC = 12 + 5Q + Q2, то монополист будет производить ____ единиц продукции.