Тема 12. Рынок совершенной конкуренции

Цели:

- изучить два подхода к достижению максимальной прибыли ;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде: два подхода.

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1. Любая фирма максимизирует прибыль при условии:

A) MR>P;

B) MR<MC;

C) MR=MC;

D) P<ATC;

E) R=TC.

2. Какой вид имеет форма кривой индивидуального спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы:

A) U – образную форму;

B) вертикальная;

C) кривая спроса имеет положительный наклон;

D) горизонтальная;

E) форму, близкую к вертикальной;

3. Фирма будет работать с убытками и не уйдет с рынка, пока:

A) цена равна общим издержкам;

B) цена равна предельным издержкам;

C) цена выше общих издержек;

D) цена выше средних издержек;

E) цена выше минимальных средних переменных издержек.

4. На каких допущениях строится модель совершенной конкуренции:

A) отсутствие информированности

B) однородность товара;

C) малость и множественность;

D) свобода входа на рынок и выхода из него;

E)верны ответы B, C, D.

5. Условие максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции:

P –цена; MR –предельная выручка; МС – предельные издержки.

A) P>MC;

B) P=MR=MC;

C) MC<P;

D) MR>MC;

E) P>MR;

6. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде описывается

A) частью кривой средних издержек, расположенной выше min AТC (минимальных средних издержек);

B) частью кривой предельных издержек, расположенной ниже min AVC;

C) частью кривой предельных издержек, расположенной выше min AVC(минимальных средних переменных издержек);

D) частью кривой общих издержек, расположенной выше переменных издержек;

E) классической кривой предложения.

7. На рынке совершенной конкуренции фирма воспринимает как заданную:

A) объем спроса;

B) цену товара;

C) кривую средних издержек;

D) стратегию поведения;

E) кривую постоянных издержек;

8. Что из ниже перечисленного является признаком только совершенной конкуренции:

A) цена равна предельной выручке фирмы;

B) фирма не обладает рыночной властью;

C) имеется информация об условиях рынка;

D) фирма максимизирует прибыль;

E) фирма получает экономическую прибыль в долгосрочной перспективе.

9. Что означает признак конкурентного рынка «малость и множественность»:

A) много товаров, мало продавцов;

B) мало покупателей и много продавцов;

C) множество покупателей, малый доход фирм;

D) много покупателей и продавцов , доля продаж каждой фирмы мала;

E) мало товаров, много продавцов.

10. Какой объем выпуска следует выпускать фирме, работающей на рынке совершенной конкуренции, если цена продукции Р=250 тенге. Функция предельных издержек равна MC=10+Q.

A) 100;

B) 250;

C) 240;

D) 0;

E) 10.

Тема 13. Рынок несовершенной конкуренции

Цели:

- изучить варианты поведения фирм в различных условиях несовершенной конкуренции;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Чистая монополия: характерные черты

2. Барьеры для вступления в отрасль.

3. Определение цены и объема производства

4. Экономические последствия монополии

5. Олигополия: понятие и распространение

6. Поведение в отношении цены и выпуска

7. Характеристика рынка монополистической конкуренции

  1. Определение цены и объема производства

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:

А) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше;

B) максимизировать прибыль;

C) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса;

D) выбирать такой объем, при котором MR=P;

E) производить продукции больше и цену устанавливать выше.

2. Какой наклон имеет кривая предельной выручки в условиях монополии:

А) отрицательный;

B) положительный;

C) она горизонтальна;

D) она вертикальна;

E) наклон изменяется от отрицательного к положительному.

3. Что из ниже перечисленного является признаком только монопольного рынка:

A) дифференциация продуктов;

B) информированность об условиях рынка;

C) один продавец или один покупатель;

D) большие постоянные издержки;

E) цена равна предельным издержкам.

4. Свобода входа и выхода с рынка отсутствует на рынке:

A) олигополистической конкуренции;

B) труда;

C) совершенной конкуренции;

D) монополии.

E) монополистической конкуренции.

5. В музеях плата за вход для иностранных граждан значительно выше чем для казахстанцев. Такое положение служит примером:

A) отсутствием контроля правительства

B) монополии в данной сфере;

C) отсутствием государственного регулирования;

D) нефинансированием данной сферы со стороны государства;

E) ценовой дискриминации;

6.Предельные издержки монополиста 20 тенге. Доход с дополнительной единицы продукции 60 тенге. Какова дополнительная прибыль:

A) – 40

B) 20;

C) 60;

D) 80;

E) 40

7. Что позволяет в олигополии фирмам заработать высокую прибыль:

А) множество конкурентов;

В) наличие дифференцированных товаров;

С) наличие входных барьеров;

D) низкая доля продаж на рынке;

Е) убывающий эффект от масштаба роста.

8. Как называется график объема производства одной фирмы по отношению к другой в олигополии:

А) кривой прибыли

В) кривой издержек;

С) изоквантой;

D) изокостой ;

E) кривой реакции;

9. Первым экономистом, кто попытался создать теорию олигополии , был:

А) Франко Модильяни;

В) Огюстен Курно;

С) Джон Гэлбрейт;

D) Карл Маркс;

Е) Джоан Робинсон.

10. К рынку монополистической конкуренции можно отнести:

А) рынки мыла, шампуней, зубной пасты ;

В) рынки автомобилей;

С) рынки банковских услуг;

D) рынки сырьевых товаров;

Е) энергетический рынок.

Тема 14. Ценообразование на факторы производства

Цели:

- познакомиться с монопсонией на рынке труда;

- изучить кривую Лоренца и коэффициент Джини;

- рассмотреть неравенство доходов;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Особенности ценообразования на рынке труда

2. Формирование цены на землю

  1. Процент как цена капитала.

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1. Какой показатель измеряет производительность труда:

A) количество нанятых рабочих;

B) предельный продукт труда;

C) капиталоемкость;

D) средний продукт труда;

E) отношение заработной платы к объему выпуска.

2. Почему кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон.

A) если растет заработная плата, то фирмы больше нанимают рабочих

B) если растет заработная плата, то фирмы сокращают рабочих

C) если падает заработная плата, то рабочих увольняют

D) если растет заработная плата, то сокращаются издержки

E) если заработная плата падает, то совокупный спрос растет.

3. Линия предложения земли как фактора производства:

А) горизонтальная по отношению к оси абсцисс;

B) вертикальная по отношению к оси абсцисс;

C) имеет отрицательный наклон;

D) не может быть определена;

E) горизонтальна по отношению к оси ординат.

4. Чистая экономическая рента – это:

А) доход, полученный благодаря любому производственному фактору, который характеризуется совершенно эластичным предложением по отношению к его цене;

B) доход, полученный благодаря любому производственному фактору, который характеризуется совершенно неэластичным предложением по отношению к его цене;

C) доход от использования самых лучших земельных участков;

D) доход, полученный от использования самых худших земельных участков;

E) нет правильного ответа.

5. Что такое реальная заработная плата?

A) заработная плата, выдаваемая в кассе;

B) заработная плата в текущих ценах;

C) заработная плата в иностранной валюте;

D) отношение номинальной заработной платы к уровню цен;

E) заработная плата, не учитывающая инфляцию.

6. Чем определяется спрос на фактор производства на конкурентном рынке:

A) равновесной ценой;

B) предложением факторов производства;

C) уровнем общих затрат;

D) себестоимостью продукции;

E) предельным доходом продукта

7. Даны функции спроса на труд Ld =10 – 2w/p и предложения Ls =4 + w/p, где w/р- цена труда. Равновесная заработная плата равна:

А) 2;

В) 3;

С) 2,5;

D) 1 ;

E) 6/5.

8. Кривая спроса на труд описывается уравнением L=3500-35w/p. При какой заработной плате фирмы не будут нанимать рабочих?

А) 10;

B) 1000;
C) 100;
D) 35;
E) 3500.

9. Кривая предложения на труд описывается уравнением L=2500+25w/p. При нулевой номинальной заработной плате чему будет равно предложение труда:

A) 250;

B) 2500;
C) 2525:
D) 25
E) - 25.

10. Даны функции спроса на труд Ld =100 – 2w/p и предложения Ls =40 + w/p, где w/р- цена труда. Равновесная заработная плата равна: Если государство установит заработную плату на уровне 25 дол. Что будет на рынке?

A) свободные рабочие места=25.

B) свободные рабочие места =15;

C) равновесие;

D) безработица=25;

E) безработица = 15.

Литература для изучения 1-14 тем:

1. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Микроэкономика [Текст]: Учебник. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 224 с.

2. Максимова В.Ф. Микроэкономика [Текст] : учебник/ В.Ф. Максимова .- 7-е изд., перераб. и доп..- М. : "Синергия", 2012.- 496 c.- (Университетская серия).

3. Микроэкономика 7-е изд., пер. и доп. [Текст]: Учебник для бакалавров / Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 543с.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики [Текст] : учебник/ Р.М. Нуреев .- М. : Норма-Инфра-М, 2010.- 576 c.

5. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень [Текст] : учебное пособие/ С.Н. Ивашковский .- 5-е изд.- М. : Дело, 2010.- 440 c.

6. Пиндайк Р. Микроэкономика [Текст]: Учебник для вузов 5-е изд. / Пиндайк Р., СПб.:ПИТЕР, 2012.-255 с.

7. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов. [Текст]: Учебник для бакалавров / Розанова Н.М., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 985с.

8. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень [Текст]: Учебник. — М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 844 с.

9. Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика [Текст]: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 440 с.

10. Маховикова Г.А. Микроэкономика [Текст]: Учебник для бакалавров / Маховикова Г.А., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 268с.

11. Микроэкономика [Текст]: Учебник для бакалавров / Родина Г.А., Тарасова С.В., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 263с.

12. Анисимов А. А. Макроэкономика [Электронный ресурс] : электронный учебник/ А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев, О.Б. Тихонова .- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.

13. Бакалавр: Микроэкономика [Текст] : электронный учебник/ под ред. А.Ю. Юданова .- М. : Кнорус, 2013.

14. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика [Электронный ресурс] : электронный учебник/ Б.Т. Кузнецов .- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.

Наши рекомендации