Тема 5.3. Рынок монополистической конкуренции (1 ч.)

1. Составить глоссарий по основным понятиям данной темы;

2. Решить качественные и количественные задачи по данной теме;

3. Подготовить к защите на ПЗ вариантов решений задач по данной теме;

4. Подготовить доклады на тему: «Роль рекламной деятельности в развитии рынков продукции современной России».

Основные понятия

Монополистическая конкуренция.

Различия между чистой конкуренцией, чистой монополией и монополистической конкуренцией.

Последовательность усиления монопольной (рыночная) власть при переходе от одной рыночной структуры к другой.

Особенности рынка монополистической конкуренции.

Кривая спроса монопольно-конкурентной фирмы.

Кривая предельного дохода монопольно-конкурентной фирмы.

Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

Дифференциация продукта.

Совершенствование товара.

Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции.

Пути продвижения товара.

Экономическая цель рекламы.

Реклама (рекламная деятельность).

Эффективность рекламы.

Экономическая эффективность существования монополистической конкуренции.

Избыточная мощность.

Краткосрочное равновесие монопольно-конкурентной фирмы.

Долгосрочное равновесие монопольно-конкурентной фирмы.

Дифференциация товара. Формы неценовой конкуренции.

Задачи по теме

Задача 1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры: 1) совершенная конкуренция; 2) монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия; 5) монопсония. Обоснуйте ответы доказательствами.

а) На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

б) На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг. в) Большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам.

г) Несколько крупных фирм функционирует на рынке автомобильных шин.

д) Имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования.

е) Единственная фирма производит штурманские приборы.

Задача 2. Предприятие «Люба» изготовляет женские блузы (тыс. ед. на год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход предприятия описывается формулой МR = 20 – Q, а возрастающий отрезок кривой предельных издержек — формулой МС = 3Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (LAC) равняется 11 ден. ед., то какой будет излишек производственных мощностей у предприятия

Задача 3. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В таблице приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.

Цена Р, руб./ед. Объем спроса D, ед. Объем выпуска Q, ед. Общие издержки ТС, руб.

Ответьте на следующие вопросы:

А) Какая цена установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

Б) Если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

В) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

Г) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

Тема 5.4. Рынок олигополии (1 ч.)

1. Составить глоссарий по основным понятиям данной темы;

2. Решить качественные и количественные задачи по данной теме;

3. Подготовить к защите на ПЗ вариантов решений задач по данной теме;

4. Подготовить доклады на тему: «Пути совершенствования антимонопольного законодательства в современной России».

Основные понятия

Олигополия.

Причины появления и существования олигополии.

Признаки олигополии.

Коэффициент концентрации рынка или индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI).

Причины отсутствия единой модели олигополии.

Причины взаимозависимого поведения фирм-олигополистов.

Модель олигополии – ценовые войны.

Равновесие Бертрана.

Модель олигополии, основанная на сговоре.

Картель.

Условия формирования картеля

Олигополистическая модель изогнутой (ломаной) кривой спроса и твердости цен.

Модель олигополии – лидерство в ценах.

Модель олигополии – «издержки плюс прибыль».

Модель олигополии – «ценообразование, ограничивающее вход в отрасль».

Модель олигополии, основанная на теории игр (матричная).

Олигополистическая модель Курно.

Эффективность олигополии.

Задачи по теме

Задача 1.На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Ниже в таблице приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы:

а) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) Если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

Цена (тыс. руб.)   Объем спроса (ед.)   Объем выпуска (ед.)   Общие издержки (тыс. руб.) Прибыль    
           

в) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

г) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

Задача 2.На региональном рынке деловых мужских костюмов действуют 3 предприятия, приблизительно одинаковые по размером. Предельные расходы каждого предприятия неизменные, одинаковые и составляют 300 ден. ед. Рыночный спрос на продукцию области представлено в таблице:
Цена, за единицу, ден. ед.
Объем выпуска, тыс. ед.


Если предприятия создадут картель и распределят рынок поровну, какой будет равновесная цена и какое количество продукции станет вырабатывать каждое предприятие?

Наши рекомендации