Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Типы денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь

Итак, центральный банк может влиять на величину денежных агрегатов, применяя те или иные инструменты ДКП. Но понятно, что, с одной стороны, это не является самоцелью; с другой – экономические субъекты отнюдь не обязательно следят за динамикой количества денег в обращении. Воздействие тех или иных мер ДКП на экономику в целом и ее отдельные сектора осуществляется по каналам ее трансмиссионного механизма, который можно определить как последовательность причинно-следственных связей (включая восприятие экономическими субъектами информационных сигналов), определяющих результаты денежно-кредитного регулирования.

Прежде всего, воздействие на экономику от мер, направленных на денежную систему, передается по каналу, который условно можно назвать «норма процента – инвестиции»:

­rr (или ­ir, или ¯mb) ® ­i ® ¯I,(5.7)

где ir – ставка рефинансирования;

mb – сумма денежной базы;

I – норма процента;

I – инвестиции в основной капитал;

символы ­, ¯ и ® означают, соответственно, повышение, понижение соответствующей величины или суммы и причинно-следственную связь.

Формула (5.7) отражает развитие ситуации в случае ужесточения ДКП. При ее смягчении направленность вертикальных стрелок, соответственно, будет обратной. Но это лишь один из возможных каналов денежно-кредитной политики. Другой канал отражает воздействия ДКП на уровень потребления:

­rr (или ­ir, или ¯mb) ® ­id и ­ic ® ­s и ¯с, (5.8)

где id и ic – соответственно, процентные ставки по депозитам и потребительским кредитам;

s и с – сумма сбережений и потребительских расходов.

Кроме того, ДКП имеет канал влияния на валютный курс и инфляционные ожидания:

­rr (или ­ir, или ¯mb) ® ­er и ¯einfl ® ¯infl, (5.9)

где er – валютный курс (знак ­ соответствует укреплению курса национальной валюты);

einfl и infl – ожидаемый и фактический темп инфляции.

Следует подчеркнуть, что эффективность тех или иных каналов трансмиссионного механизма определяется тем, насколько восприимчивы экономические субъекты к изменениям процентных ставок или валютного курса, а также зависит от особенностей экономики. В последнем случае речь идет о ее размерах и степени связи с внешним миром. Так, в странах, имеющих масштабную экономику, в которой относительно преобладают внутренние связи между различными отраслями, подотраслями и секторами экономики, органы денежно-кредитного регулирования ориентируются, чаще всего, на норму процента (т.е. внутреннюю цену денег). Последняя не должна быть слишком высока или слишком низка. В этом отношении интересно упомянуть о «правиле Тейлора», которому дефакто подчинена денежно-кредитная политика США[53]. Оно выражается следующей формулой:

i = 2+ finfl + 0,5 ´ (infl – finfl)+ 0,5 ´ ВВПоткл, (5.10)

где finfl – прогнозный уровень инфляции (% в год);

ВВПоткл –отклонение фактического темпа роста ВВП от потенциального (%).

Это означает, что при условии совпадения фактического и прогнозного темпа инфляции, а также фактического и потенциального уровней ВВП норма составит 2% годовых в реальном выражении. На каждый процент превышения фактической инфляции, по сравнению с прогнозной (или фактического ВВП по сравнению с потенциальным), норма процента повышается на 0,5 процентных пункта (т.е. ДКП ужесточается), и наоборот.

Многие страны, имеющие небольшую, тесно связанную с внешним миром экономику, характеризующуюся высокой степенью открытости (а отношение экспорта и импорта к ВВП при прочих равных условиях объективно выше для малых экономик) осуществляют ДКП, направленную на обеспечение стабильности обменного курса национальной валюты. Актуальность данной проблемы возрастает также по мере увеличения доли обязательств предприятий-резидентов в иностранной валюте. В этих условиях резкая девальвация национальной валюты крайне нежелательна, так как ее положительное влияние на уровень конкурентоспособности внутренних производителей может не компенсировать ухудшение финансового положения, связанного с резким ростом номинальной величины пассивов в иностранной валюте, выраженной в национальной, и снижения размеров чистых денежных потоков предприятий.

Эта особенность характерна и для ДКП Республики Беларусь. Начиная с 2001 года в республике Национальным банком проводится политика, приоритетной целью которой является обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля[54]. Темпы девальвации белорусского рубля последовательно снижались, а в последние годы он даже несколько укреплялся.

Еще одной особенностью ДКП Беларуси в переходных условиях является относительно широкое применение прямых мер воздействия на банковскую систему. В частности, до 2000 года Национальный банк осуществлял прямое кредитование отдельных отраслей народного хозяйства (что несвойственно для большинства современных центральных банков), доводил до банков директивные задания по кредитованию государственных программ, вводил ограничения на максимальную величину процентных ставок по кредитам.

По мере развития рыночных механизмов, стабилизации ситуации в денежной системе роль прямых методов денежно-кредитного регулирования сокращается. Можно сказать, что эффективность ДКП республики в целом достаточно высока. В Беларуси не было допущено ни одного системного банковского кризиса (в отличие от многих других стран Восточной Европы), обеспечена постепенная стабилизация обменного курса национальной валюты, инфляционной ситуации, а также необходимые условия для достижения положительных темпов экономического роста.

Таким образом, можно заключить, что:

1. Современные деньги возникают в процессе кредитно-депозитной деятельности банковской системы. Для измерения количества денег в обращении существует множество денежных агрегатов. Самыми распространенными являются М1, или «быстрые деньги» и М2, или «совокупная денежная масса в национальной валюте».

2. Денежно-кредитная политика – это система мер, которые осуществляет центральный банк с целью регулирования денежного обращения. Среди ее основных инструментов выделяются: изменение нормы обязательных резервов, корректировка ставки рефинансирования, операции на открытом рынке.

3. В Беларуси функции центрального банка выполняет Национальный банк Республики Беларусь. Приоритетной целью денежно-кредитной политики, проводимой в республике, является обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля.

Контрольные вопросы к теме №5

1. В чем отличие классических денег от современных?

2. Назовите основные денежные агрегаты. В чем заключаются принципы их построения?

3. Назовите каналы трансмиссионного механизма.

4. Что такое денежный мультипликатор? Как его определить?

5. Назовите основные инструменты денежно-кредитной политики.

6. Опишите типы денежно-кредитной политики.

7. Повышение нормы обязательных резервов при прочих равных условиях ведет к росту процентных ставок (выбрать «да», или «нет»).

8. Снижение нормы обязательных резервов (выберите один правильный ответ): а) ведет к снижению значения денежного мультипликатора; б) ведет к увеличению значения денежного мультипликатора; в) не влияет на значение денежного мультипликатора; г) ведет к увеличению нормы процента; д) все ответы неверны.


Наши рекомендации