Налоговая система и ее структура
Налоговая система отражает совокупность экономических отношений между государством и физическими, а также юридическими лицами по поводу изъятия части национального дохода, его распределения и использования.
Налоги выполняют важнейшие функции в экономике:
1. Фискальную, в процессе реализации которой реализуются государственные ресурсы для финансирования соответствующих расходов.
2. Распределительную, в соответствии с которой осуществляется распределение и перераспределение доходов между республиканским и местными бюджетами, распределяется налоговое бремя между различными категориями налогоплательщиков.
3. Стимулирующую, в основе которой создание предпосылок для роста деловой активности, поощрение развития приоритетных отраслей и видов деятельности, привлечение отечественных и иностранных инвестиций.
4. Регулирующую, в результате которой возможно целенаправленно воздействовать на экономический рост, структурную перестройку общественного производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособного спроса населения.
5. Учетно-контрольную, позволяющую определить эффективность использования экономических ресурсов, доходов физических и юридических лиц, а также источники направления и использования финансовых ресурсов.
История налогов отражает выработку общепризнанных принципов налогообложения и использования механизма налогового регулирования. Эволюция теории и практики в этой области происходила в двух направлениях: во-первых, поиска путей увеличения поступления налогов в бюджет государства; во-вторых, построения налоговых систем на принципах равенства, справедливости и эффективности.
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими принципа налогообложения:
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего уплатить его.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
На основе четырех принципов Адама Смита к настоящему времени сложились два реальных принципа налогообложения.
Первый принцип определяет, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется, главным образом, на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся оценке случае финансирования автодорог обнаруживается, что оценить эти выгоды очень трудно. Конкретные владельцы автомобилей извлекают пользу автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги, и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать 500000 рублей у лица, получающего 5 миллионов рублей дохода, вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5000 рублей у человека с доходом в 50000 рублей. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что еще нет строго научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налоговой системы. К ним относятся:
а) субъект налога (налогоплательщик) – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо;
б) носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
г) источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога – величина налога на единицу обложения (денежная единица налога, единица земельной площади, единица измерений товара и т.д.).
Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 года налог на заработную плату в размере 13%).
Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
Таким образом, прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лицо с большими доходами; регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающими незначительными доходами.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятия, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции); акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров); таможенные пошлины и др.
Налоговое регулирование строится на основе сочетания прямых и косвенных форм налогообложения. Вместе с тем правительства наряду с формами используют также разнообразные методы налогового регулирования.
Изучение теории и практики налогообложения в развитых и развивающихся государствах с переходной экономикой позволяет к основным методам налогового регулирования отнести следующие:
· введение новых или повышение ставок действующих налогов;
· манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или в определенный промежуток времени;
· изменение структуры налогов;
· использование прогрессивной системы налогообложения с различной степенью прогрессии;
· дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производства;
· использование налоговых льгот и скидок на личные доходы налогоплательщиков;
· введение системы ускоренной амортизации;
· использование налоговых скидок на инвестиции (инвестиционный налоговый кредит);
· применение разнообразных специальных налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах или регионах, в том числе стимулирующих миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, среди которых: налоговые льготы по отдельным отраслям и компаниям; налоговые скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; льготы при обложении доходов от прироста капитала с целью привлечения инвестиций в мелкие фирмы через размещение ценных бумаг; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции; налоговые льготы предприятиям, создавшим рабочие места; налоговые льготы иностранным инвесторам в «оффшорных зонах» и «налоговых гаванях»; унификация ставок по ведущим видам налогов между государствами.
Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению согласно государственному законодательству, т.е. субъект налога и носитель налога могут не совпадать.
Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются.
Переложение налогов – это перенесение на другого налогоплательщика части или всего налогового бремени путем взимания с него производителем более высокой цены. Это – потеря дохода или покупательной способности отдельным лицом или группой лиц в результате перераспределения налогов.
Различают «переложение вперед», идущее от предложения к спросу: предприниматели включают величину налога в издержки производства и перекладывают ее на потребителей. «Переложение назад» – это переложение, идущее от спроса к предложению, т.е. от потребителя производителям (поставщикам факторов производства).
Государство может вызвать процесс переложения или предупредить его проявления, учитывая способность различных видов налогов к переложению (рис.4.1).
Таким образом, правительство, принимая решение о введении новых или повышении ставок действующих налогов, должно ориентироваться на более эффективный способ получения необходимой величины налоговых поступлений, позволяющих минимизировать падение выпуска продукции.