Совокупный спрос: компоненты и причины сдвигов
В макроэкономическом анализе рассматриваются суммированные (агрегированные) величины. Если при изучении индивидуальных рынков мы рассматривали спрос на какой-то конкретный товар, то сейчас изучаем общий спрос на все виды товаров и услуг, производимых национальной экономикой. Ранее мы узнали, что такая совокупная товарная масса называется ВНП и измеряется она не в натуральных единицах, а в стоимостном выражении.
Совокупный спрос (AD) представляет собой общий спрос на товары и услуги, который представляют потребители, фирмы и правительства при заданном уровне цен, то есть это реальный объем национального производства (ВНП), который готовы приобрести внутренние и внешние потребители, фирмы и государство при любом возможном уровне цен в стране.
Спрос на товарном рынке предъявляют все макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор). Поэтому совокупный спрос можно определить как сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги или как сумму совокупных расходов в экономике.
Таким и представить формулой:
AD = C + I + G + Xn,
где C – спрос домохозяйств на товары и услуги (потребительские расходы),
I – спрос фирм на инвестиционные товары и услуги (инвестиционные расходы),
G – государственные закупки товаров и услуг,
Xn – чистый экспорт (разница между спросом иностранного сектора на товары и услуги данной страны - экспортом, и спросом данной страны на зарубежные товары и услуги - импортом (Xn = Ех – Im).
Низкий уровень цен стимулирует реализацию объемов производства и, наоборот, чем выше уровень цен, тем ниже покупательная способность экономических агентов. Если совокупный спрос изобразить графически в виде кривой, то кривая совокупного спроса AD показывает, какое количество товаров и услуг готовы приобрести потребители при каждом возможном уровне цен (рисунок 3.1).
Эта модель является графическим способом интерпретации базовых экономических процессов. В макроэкономике эта модель является аппаратом исследования очень многих явлений.
Повторю, для ее построения используется метод агрегирования, т.е. вместо количества товара данного вида мы используем агрегированный показатель ВНП, а цену данного товара заменяем показателем среднего уровня цен на всю совокупность товаров и услуг – либо дефлятор ВНП, либо ИПЦ.
В макроэкономике вместо кривых спроса и предложения мы используем кривые совокупного спроса и совокупного предложения, исследуем не отдельные товарные рынки, как в микроэкономике, а равновесие в целом на товарных рынках, рынках капитала и т.д.
Совокупный спрос – это модель, которая представляет собой график в виде кривой, иллюстрирующей изменение суммарного реального уровня покупок, запланированного всеми потребителями в зависимости от изменения уровня цен.
При прочих равных условиях чем выше уровень цен в стране, тем меньше реальный объем ВНП, который будет приобретен покупателями.
Такая закономерность объясняется следующими ценовыми факторами.
Эффект богатства. Если в стране растет уровень цен, т.е. существует инфляция, то финансовые накопления общества с фиксированной денежной стоимостью обесцениваются. Общество становиться относительно беднее и сокращает объем своих покупок. И наоборот если уровень цен в стране снижается, то общество становиться богаче и объем ВНП, приобретаемый покупателями, увеличивается.
Эффект процентной ставки. При повышении уровня цен в стране коммерческие банки поднимают процентные ставки, чтобы оправдать свои ссуды. Высокие процентные ставки снижают интерес потенциальных заемщиков. Предприниматели, отказываясь от кредитов, снижают спрос на инвестиционные товары. Домохозяйства отказываются от части крупных покупок в данный момент, не желая выплачивать высокий процент за ссуды. И то, и другое сокращает величину совокупного спроса.
Эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары увеличивается, покупатели постараются заменить подорожавшие отечественные товары более дешевыми импортными.
Ценовые факторы объясняют нисходящую таректорию кривой совокупного спроса и под их воздействие величина совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от уровня цен. Графически это выражается смещением точки вдоль кривой (рисунок 3.2).
Однако кроме ценовых факторов совокупного спроса существуют и неценовые факторы или детерминанты. Под их воздействием совокупный спрос изменится при всех возможных уровнях цен. Например, уменьшение ставок подоходного налога приводит к увеличению чистого дохода и, следовательно, смещает кривую AD вправо. На графике это будет выглядеть как смещение всей кривой AD вправо (рисунок 3.3).