Глава 12. фискальная политика
Время от времени правительства различных стран предпринимают действия, направленные на «стимулирование экономики» или «обуздание инфляции». Ниже мы приводим три примера таких действий.
* В начале 80-х годов США снизили ставку индивидуального подоходного налога на 25%, но не урезали государственных расходов. Увеличив таким образом совокупный спрос, это сокращение налогов помогло остановить спад 1980—1981 гг. и стимулировать рост производства и занятости.
* Ранее, во время Вьетнамской войны, правительство США ввело 10%-ную надбавку к подоходному налогу-налог, добавленный к налогам, полученным как от корпораций, так и от граждан. Задача введения такого дополнения состояла в сокращении частных расходов и сдерживании инфляции спроса, которую эти действия спровоцировали.
* В середине 90-х годов правительство Японии объявило о программе массированных государственных расходов, направленных на выведение экономики из полосы спада.
Какова логика таких фискальных мер? Должно ли правительство всегда повышать налоги при увеличении своих расходов или сокращать государственные расходы при снижении налогов? При каких обстоятельствах правительство может намеренно изменять объем своих расходов и налогов и проводить так называемую фискальную политыку для стабилизации экономики? Всегда ли срабатывает такая политика?
В этой главе сначала кратко рассматривается законодательная база, опираясь на которую правительство проводит стабилизационную политику; затем анализируются методы такой политики в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Потом мы познакомимся с рядом факторов, которые автоматически приводят в соответствие государственные расходы и налоговые поступления в рамках экономических циклов • И наконец, мы обрисуем проблемы, недостатки и сложности в осуществлении государственной фискальной политики.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА4
Представление о том, что фискальные меры, предпринимаемые правительством, могут оказывать стабилизирующее воздействие на экономику получило распространение в период Великой депрессии 30-х годов. С тех пор макроэкономическая теория внесла значительный вклад в разработку фискальных (бюджетных) мероприятий.
Закон о занятости 1946 г,В 1946 г,, когда в связи с завершением второй мировой войны обострилась проблема безработицы, федеральное правительство закрепило в законе меру своей ответственности за обеспечение экономической стабильности* Закон о занятости 1946 п гласит:
«Настоящим Конгресс США заявляет, что в сферу постоянно обновляемых политических задач и ответственности федерального правительства входит использование всех доступных средств, согласующихся с его общими целями и обязательствами и другими важнейшими аспектами национальной по-ли тик и, с помощью и во взаимодействии с промышленностью, сельским хозяйством, профсоюзами, правительствами штатов и местными исполнительными органами, дня координации и направления всех своих планов, функций и ресурсов на то, чтобы создавать и поддерживать условия, при которых будут обеспечены общественно полезные воз-можности занятости, включая самозанятость, для тех, кто способен, желает работать и ищет работу, и обеспечивать максимальную занятость, производство и покупательную способность*.
Закон о занятости 1946 г, представляет собой важную веху в американском социально-экономическом законодательстве, поскольку он закрепляет обязанность федерального правительства предпринимать меры, используя денежную и фискальную политику, ддя поддержания экономической стабильности.
Экономический совет при Президенте и Объединенный экономический комитет. Ответственность за реализацию целей закона лежит на исполнительной власти. Президент США обязан представлять ежегодный доклад о текущем состоянии экономики, в котором формулируются политические рекомендации по экономической стабилизации. В соответствии с этим законом были также созданы Экономический совет при Президенте (СЕ4), призванный оказывать помощь и давать рекомендации президенту по экономическим вопросам, и Объединенный экономический комитет (JEC) Конгресса США, который рассматривает широкий круг экономических проблем общенационального значения. В качестве советчика президенту и «разведывательного подразделения в вечной войне против экономического цикла» СЭК и его аппарат собирают и анализируют экономическую информацию и используют ее, во-первых, дня составления прогнозов; во-вторых, для формулирования программ и выработки политики, направленных на реализацию Закона о занятости; в-третьих, для оповещения президента, Конгресса и широкой общественности о проблемах и мерах, имеющих отноЧ шение к состоянию национальной экономики.