Система фиксированных и плавающих курсов валют
Важным участником валютного рынка является государство в лице Центрального банка или Министерства финансов. При этом государство может не только осуществлять валютные интервенции, но и устанавливать режим определения курса национальной валюты.
Две альтернативные позиции государства в отношения режима установления валютного курса сводятся к следующему.
1. Государство жестко фиксирует обменный курс национальной валюты на определенном уровне, беря на себя обязательства по поддержанию ее стабильности. Фиксированные курсы очень удобны для бизнеса, так как позволяют прогнозировать предпринимательскую деятельность.
2. Государство позволяет валютному курсу свободно колебаться под влиянием спроса и предложения. На практике две указанные крайности редко встречаются в чистом виде. Отказ от фиксированных валютных курсов и переход к плавающим курсам был официально признан в решениях Ямайской конференции в 1976 г. Решения этой конференции означали создание третьей по счету мировой денежной системы на основе гибких валютных курсов, которая сохраняется по настоящее время.
60. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС — таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае — пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс "невидимых" текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну).
17. Компоненты совок спроса и уровень планируемых расходов
Кеинсианская эконом. теория доказала, что полн. занятость в нерегул. экономике может возник. только случайно. Равновесие спроса и предложения не совпадает с полной занятостью ресурсов. Согласно классической экономической теории, основным фактором, определяющим динамику сбережений и инвестиций, является ставка процента: если она возрастает, то домашние хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой дополнительной единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций. Согласно кейнсианской экономической теории не ставка процента, а величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений. При этом сберегается та часть дохода, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Влияние ставки процента вторично и играет относительно небольшую роль по отношению к воздействию дохода на потребление и сбережения. В то же время, динамика инвестиций определяется прежде всего динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций.
53. Эффект Оливера-Танзи. Эффект вытеснения
В случае монетизации дефицита обычно возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи- сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, т.к. за это время происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы: могут возрасти.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накашиваются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи в отличие от монетизации официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.
Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.