Распределение общих и аудиторных часов по семестрам

2 семестр: лекции - 10 ч., практические занятия - 8 ч.;

3 семестр: практические занятия - 2 ч., курсовая работа, экзамен

.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п/п Наименование раздела, темы дисциплины Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой)
1. Введение в макроэкономику Понятие макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа. Микро- и макроэкономика. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Реальные и номинальные величины. Потоки и запасы. Закрытая и открытая экономика. Основные агрегированные макроэкономические переменные. Роль ожиданий в экономике. Модель круговых потоков. Субъекты кругооборота. Рынки товаров, ресурсов финансовый рынок. Государственный сектор. Внешнеэкономический сектор. Основные макроэкономические тождества с учетом государственного и внешнеэкономического секторов.
2. Макроэкономическое равновесие в классической модели Методологические основы классической теории. Товарный рынок в классической модели. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен. Классическая модель в целом. Макроэкономическая роль государства.
3. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов Методологические основы кейнсианского подхода. Несоответствие инвестиционных планов и планов сбережений. Мотивы сбережений домашних хозяйств. Мотивы инвестиций фирм. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели. Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. График функции потребления. Средняя и предельная склонность к портеблению. Функция сбережения. график функции сбережений. Средняя и предельная склонность к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений. Альтернативные модели потребления. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Структура инвестиционного спроса. Автономные инвестиции. Планируемые и фактические инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Нестабильность инвестиций. Понятие мультипликатора инвестиций. Инвестиции и доход. Равновесный объем национального производтсва в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и доходов. Определение равновесного объема производства методом сопоставления инвестиций и сбережений. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов.  
4. Бюджетно-налоговая политика Краткосрочные и долгосрочные цели БНП и ее инструменты. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Дискреционная фискальная политика. Недискреционная фискальная политика. Эффективность фискальной политики. Финансирование бюджетного дефицита. Внутренний и внешний государственный долг. Особенности бюджетно-налоговой политики РБ.
5. Денежно-кредитная политика Понятие и цели ДКП. Создание банковской системой “новых денег”. Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база. Денежный мультипликатор. Инструменты ДКП. Прямые и косвенные инструменты. Операции на открытом рынке. Регулирование учетной ставки процента. Манипулирование нормой обязательных резеровов. Передаточный механизм ДКП. Жесткая, мягкая и эластичная ДКП. Политика “дешевых” и “дорогих” денег. Эффективность ДКП. Особенности ДКП в РБ.
6. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM Кривая IS: равновесие на рынке товаров. Понятие кривой IS. Графический вывод кривой IS. Основные выводы по модели IS. Кривая LM: равновесие на денежном рынке (рынке финансовых активов) Понятие кривой LM. Графический вывод кривой LM. Основные выводы относительно кривой LM. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Модель IS-LM. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Использование IS-LM модели для анализа последствий стабилизационной политики. Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики. Эффект вытеснения. Стимулирующий эффект. Ловушка ликвидности. Модель IS-LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса.  
7. Совокупное предложение и кривая Филлипса Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Взаимосвязь инфляции и безработцы. Кривые Филлипса. Основное уравение монетаризма. Стабильность скорости обращения денег в монетаристской модели. Адаптивные ожидания. Теория рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий. Экономика предложения и кривая Лаффера. Шоки совокупного предложения. Стагфляция. Стабилизационная политика. Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в РБ.
8. Экономический рост Деловые циклы: полнятие, модели. Понятие, показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Неокейнсианские модели экономического роста. Модель роста Е.Домара и ее основные положения. Модель экономического роста Р. Харрода и ее основные постулаты. Модель мультипликатора-акселератора. «Гарантированный», «естественный» и фактический темпы экономического роста. Объединенная модель Харрода-Домара. Ограниченность кейнсианских моделей экономического роста. Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа и расчет факторов экономического роста. Модель Солоу. Предпосылки анализа в модели Р. Солоу. Устойчивый уровень капиталовооруженности. «Золотое правило» Фелпса. Устойчивый уровень капиталовооруженности при росте населения и при технологическом прогрессе. Институциональные теории экономического роста. проблемы и перспективы экономического роста в РБ.
9. Социальная политика государства Социальная политика: содержание, направление, принципы, уровни. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения и проблемы их распределения. Факторы, опредлеяющие доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики. Государственная политика перераспределения доходов и ее направления. Механизм и основные направления социальной защиты.
10. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс и валютный курс. Взаимосвязь валютного курса с процентными ставками, темпами инфляции, уровнем выпуска. Фиксированные и плавающие валютные курсы. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия. Адаптация открытой экономики к экзогенным шокам. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Инструменты макроэкономической корректировки. Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе. Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе.
11. Трансформационная экономика Необходимость перехода к рыночной экономике. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах. Белорусская модель социально-экономического развития. Основные направления рыночных преобразований. Реформирование отношений собственности, либерализаци экономики, структурная перестройка национальной экономики. Институциональные преобразования. Роль государства в трансформационной экономике. Антимонопольное регулировние. Трансформационный кризис и его особенности. Инфляция и антиинфляционная политика в трансформационной экономике. Политика макроэкономической стабилизации. Социальная политика в трансформационной экономике.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ)





3.1. Цель курсовой работы (проекта) по дисциплины

· закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области макроэкономики;

· овладение навыками самостоятельной исследовательской работы в области макроэкономического анализа;

· выработка умения формулировать суждения и выводы по макроэкономическим проблемам;

· выработка умения логически последовательно и доказательно излагать основные положения курсовой работы;

· подготовка к более сложной задаче – выполнению курсовой работы по специализации.

3.2. Примерная тематика курсовых работ (проектов)

1. Предмет, объект и методы исследования современной макроэкономики

2. Национальная экономика: цели функционирования и структура

3. Основные макроэкономические проблемы и результаты развития национальной экономики Республики Беларусь

4. Модели национальной экономики

5. Система национальных счетов

6. Совокупный спрос

7. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

8. Макроэкономическое равновесие в классической модели

9. Равновесие на товарном рынке в кейнсианской модели

10. Инвестиции

11. Инвестиции в основной капитал

12. Экономический цикл

13. Экономический рост и экономическое развитие

14. Модели экономического роста

15. Занятость населения и безработица

16. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса

17. Инфляция и антиинфляционная политика государства

18. Финансовая система и государственный бюджет

19. Дефицит государственного бюджета и государственный долг

20. Налоговая система и фискальная политика

21. Бюджетно-налоговая политика

22. Денежное обращение и национальная денежная система

23. Спрос и предложение денег

24. Теории спроса на деньги

25. Национальная банковская система

26. Денежно-кредитная политика

27. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM

28. Социальная политика государства

29. Формирование рыночной экономики

30. Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь

31. Структурная трансформация переходной экономики

32. Экономическая роль государства в Республике Беларусь

33. Стабилизационная политика в национальной экономике

34. Система планирования и прогнозирования национальной экономики

35. Проблема экономической безопасности страны

36. Экономический потенциал Республики Беларусь

37. Отраслевая структура экономики Республики Беларусь

38. Динамика и структура внешней торговли Республики Беларусь

39. Макроэкономическая политика в открытой экономике

40. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела,темы, занятия; перечень изучаемых вопросов     Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Формы контроля знаний  
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия управляемая самостоятельная работа студентов  
 
 
 
1. Введение в макроэкономику 1.1.Предмет макроэкономического анализа. 1.2. Методологические особенности макроэкономики. 1.3. Основные макроэкономические показатели 1.4. Национальная экономика: содержание и структура     [8-10] [1, 2, 3, 8, 10, 13] устный опрос  
2. Макроэкономическое равновесие в классической модели 2.1. Методологические основы классической теории. 2.2. Товарный рынок в классической модели. 2.3. Рынок труда в классической модели. 2.4. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.     [8-10] [2, 10] устный опрос  
3. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов 3.1. Методы определения равновесного уровня производства в кейнсианской модели 3.2. Модель автономного спроса и равновесный объем производства 3.3. Равновесное производство в модели с функцией потребления. Мультипликатор автономных расходов. 3.4 Кейнсианская модель с включение государственного сектора. Мультипликационные эффекты, индуцированные государством.     [8-10] [1, 2, 10, 13] устный опрос  
4. Бюджетно-налоговая политика 4.1. Бюджетно-налоговая политика и ее инструменты. 4.2. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. 4.3. Бюджетный дефицит и государственный долг.     [8-10] [1, 3, 8, 9] устный опрос  
5. Денежно-кредитная политика 5.1. Цели и задачи денежно-кредитной политики. 5.2. Инструменты денежно-кредитной политики 5.3. Виды денежно-кредитной политики. 5.4. Особенности денежно-кредитной политики в условиях Республики Беларусь     [8-10] [1, 3, 8, 9] устный опрос  
6. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM 6.1. Особенности модели IS-LM. 6.2. Кривая IS: равновесие на рынке товаров. 6.3. Кривая LM: равновесие на денежном рынке (рынке финансовых активов). 6.4. Равновесие на рынке товаров и денег. - -     [8-10] [2, 3, 10]    
7. Совокупное предложение и кривая Филлипса 7.1. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. 7.2. Взаимосвязь инфляциии и безработицы. Кривая Филлипса. 7.3. Экономика предложения и кривая Лаффера. 7.4. Государственная политика занятости и антиинфляционная политика. - -     [8-10] [1, 8, 10, 12]    
8. Экономический рост 8.1. Понятие и факторы экономического роста. 8.2. Экономический рост и экономическая теория предложения. 8.3. Модели экономического роста.   - -     [8-10] [3, 5, 13, 10]    
9. Социальная политика государства 9.1. Цели и задачи социальной политики 9.2. Качество и уровень жизни населения. Основные показатели социального развития. 9.3. Система социальной защиты населения 9.4. Социальная политика в РБ - -     [8-10] [3, 9]    
10. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике 10.1. Основные взаимосвязи в открытой экономике. 10.2. Валютный курс, факторы его определяющие. Разновидности вавлютного курса. 10.3. Модели внутреннего и внешнего равновесия. 10.4. Макроэкономическая политика в открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе - -     [8-10] [1, 2, 8, 9, 12, 13]    
11. Трансформационная экономика 11.1. Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. 11.2. Основные направления рыночных преобразований. Роль государства в трансформационной экономике. 11.3. Белорусская модель социально-экономического развития. - -     [8-10] [3, 9]    
                   

Наши рекомендации