Тема 8. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия

Программная аннотация

Неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции и ее виды. Определение цены и объема выпуска монополистическим конкурентом.

Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Кривая спроса фирмы. Факторы, определяющие степень эластичности кривой спроса на товар фирмы.

Равновесие в долгосрочном периоде. Избыточные производственные мощности: понятие, причины существования. Реклама.

Олигополия. Виды олигополии. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии.

Основные экономико-теоретические модели олигополии. Твердость цен и ломанная кривая спроса. Дуополия Огюстена Курно, кривые реагирования.

Планы семинарских занятий

Занятие 1

1.Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции.

2.Фирмы монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.

3.Избыточные производственные мощности. Реклама.

Занятие 2

1.Олигополия. Стратегическое поведение фирм.

2.Модель ломаной кривой спроса.

3.Модель Огюстена Курно.

Задания

№1. Фирма действует на рынке монополистической конкуренции. Пре­дельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 – 2Q, ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) — формулой МС = 3Q- 10. Если минимальное значе­ние долгосрочных средних издержек (АС) составляет 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?

№2. Функция средних затрат фирмы – монополистического конкурента на своем рынке Тема 8. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия - student2.ru . Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы: Тема 8. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия - student2.ru . После проведения рекламной компании, затраты на которую составили Тема 8. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия - student2.ru , остаточный спрос увеличился и составил Тема 8. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия - student2.ru . Определить прибыль фирмы до и после проведения рекламной компании и сделайте выводы о ее эффективности.

№3. В отрасли действуют две фирмы с одинаковыми технологиями и функциями издержек вида Тема 8. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия - student2.ru . Обратная функция спроса на продукцию отрасли линейна Тема 8. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия - student2.ru . Найдите равновесие Курно (цену, объемы выпуска фирм и отрасли, прибыли фирм и отрасли).

Рекомендуемая литература

Основная

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М. И др. Микроэкономика. Т. 2. – СПб., 1994. – Гл.11, 12.

2. Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика. – СПб., 1994. – Гл. 9.

3. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой – Киров: «АСА», 2004. – Гл.7.

4. Микроэкономика: практический подход: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. – М.: КНОРУС, 2004. – Гл.7, 8.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.:НОРМА, 2008. – Гл. 8.

6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: «Дело», 2001. – Гл.12.

7. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ. – М.: Эксмо, 2005. – Гл.9.

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалези Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. – Гл.12.

9. Шимко П.Д. Экономика. Практикум: Учеб. пособие / П.Д. Шимко. – М.: ВШ., 2006. – Гл. 2 (параграф 2.2).

10. Экономическая теория / Под ред. О. С. Белокрыловой. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006.

11. Экономическая теория. Микроэкономика 1, 2 / Под ред. Г.П.Журавлевой. – М., 2004. – Гл.12, 21.

12. Экономическая теория: экзаменационные ответы / Под ред. О.С.Белокрыловой. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – Гл. 2.6.

Дополнительная

1. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики //Вопросы экономики. – 2005. - №4.

2. Любецкий В.В. Экономика в таблицах и схемах / В.В. Любецкий. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 54-56.

3. Третьяк В.П. Экономика отраслевой организации рынков: Учебное пособие. – М., 2005.

4. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М.: ИНФРА-М, 1997. – Гл. 5, 7, 16.

ГЛОССАРИЙ К МОДУЛЮ 3:

Отраслевой рынок – это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и являющиеся взаимозаменяемыми.

Рыночная структура – это совокупность признаков рыночной организации, определяющих характер взаимодействия фирм на отраслевом рынке и обусловливающих способ установления рыночного равновесия.

Совершенная (чистая) конкуренция – это тип рыночной структуры, при котором на рынке присутствует множество фирм, выпускающих однородный (стандартизированный продукт), барьеры входа на рынок отсутствуют. Отдельная фирма не может влиять на цену продажи товара.

Производственная или экономическая эффективность – это эффективность, при которой любой объем продукции производится с наименьшими издержками для данного выпуска

Монополистическая конкуренция – это тип рыночной структуры, при котором предложение представлено множеством продавцов товаров, являющихся близкими заменителями. Фирмы на этом рынке обладают небольшой рыночной властью, обусловленной степенью уникальности ее продукта. Наиболее распространенный способ повышения уникальности продукта – реклама. Вход на рынок и выход с него, как правило – свободные.

Олигополия – тип рыночной структуры, при которой предложение представлено несколькими крупными продавцами, учитывающими при принятии решений поведение конкурентов. На этом рынке фирмы стремятся избегать ценовой конкуренции, используя неценовые методы, а также могут производить стандартный (например, метал) или дифференцированный (к примеру, автомобили) продукт. Как правило, барьеры входа очень велики.

Чистая монополия – тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует единственный производитель, нет близких товаров-заменителей, существую «запретительные» входные барьеры.

Естественная монополия – официально признанная монополия на производство и/или продажу какого-либо блага, применительно к которому монополизм обусловлен либо естественными причинами, либо соображениями экономической выгоды.

Антимонопольное ( антитрестовское) законодательство – законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие их созданию.

Монопсония – тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует единственный покупатель.

Наши рекомендации