ГЛАВА 3. Основные направления развития страны на современном этапе
Пункт 3.1.«Основные проблемы экономического развития страны» должна включать ключевые проблемы страны, обозначьте, те проблемы, с которыми страна столкнулась в кризис;
Пункт 3.2. «Перспективы развития страны в современных условиях» должны быть рассмотрены основные направления политики государства по решению проблемы, выделенных в пункте 3.1.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В ходе учебы студент обязан активно использовать все формы обучения. Процесс изучения дисциплины включает в себя:
1. Работу под руководством преподавателя: лекционные и практические занятия, консультации по дисциплине, индивидуальные консультации (по подготовке докладов, решению задач и выполнению аналитических заданий), консультация перед экзаменом.
2. Самостоятельную работу студента: изучение материалов лекций, подготовка к семинарским занятиям, самостоятельный поиск и изучение фундаментальной и современной научной литературы, написание докладов, анализ и обработка статистических данных при выполнении аналитических заданий в ходе изучения дисциплины, подготовка к сдаче экзамена.
Алгоритм организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Макроэкономика».
1. Подготовка к лекционным занятиям. Лекции носят проблемный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов. Знакомя студентов с разными методологическими подходами к анализу экономических явлений, которые используются представителями различных школ макроэкономики, они призваны способствовать формированию навыков самостоятельной работы с научной литературой.
Перед лекционным занятием студенты должны предварительно проработать соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Многие вопросы лекций носят дискуссионный характер, что не позволяет студентам сформировать однозначный ответ. Логическое изложение материала, пояснение неоднозначных вопросов, рассмотрение теоретических вопросов с приведением примеров из реальной практики позволяет студентам лучше освоить курс и нацеливает их на дальнейшие исследования и поиск научных решений.
2. Подготовка к практическим занятиям. Практические в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. На семинаре студенты под руководством преподавателя обсуждают дискуссионные вопросы, заслушивают результаты выполнения аналитических заданий, проводят деловые игры, решают задачи, отвечают на вопросы тестов, закрепляя приобретенные знания. Для успешного проведения семинара студенту следует тщательно подготовиться. Основной формой подготовки студентов к семинарским занятиям является самостоятельная работа с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, информацией о социально-экономических событиях в России.
Если в ходе подготовки к семинарскому занятию возникают вопросы, целесообразно составить их список и на семинарском занятии задать преподавателю. На семинарах студент набирает баллы по текущей успеваемости в рамках модульного обучения, поэтому важно проявить себя с лучшей стороны.
При подготовке к практическим занятиям необходимо использовать:
1. Т.В. Погодаева. Макроэкономика (часть 1): Практикум. – Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2011.- 51 с.
2. Т.В. Погодаева. Макроэкономика (часть 2): Практикум. – Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2011.- 120 с.
3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение учебной и научной литературы, материалов лекций, систематизацию прочитанного материала, подготовку сообщений и докладов, написание эссе, решение задач, работу со статистическим материалом, выполнение аналитических заданий, подготовку к научной студенческой конференции.
По ряду тем курса предполагается выполнение аналитических заданий. Этот вид самостоятельной работы нужен для того, чтобы студент научился:
- осуществлять поиск дополнительной литературы и статистики по выбранной теме и работать с ней;
- кратко и логично излагать, анализировать и обобщать прочитанный материал;
- на основе сравнительного анализа различных теоретических подходов формировать свою точку зрения по рассматриваемым вопросам,
- использовать теоретические концепции, макроэкономические модели и функциональные зависимости для исследования особенностей и закономерностей функционирования реальной экономики, оценки ожидаемых последствий тех или иных политических мер, используемых правительством для решения конкретных проблем.
Оособое место в программе отводится самостоятельной работе, в ходе которой слушатели готовят реферат и эссе. Они являются важной итоговой формой, позволяющей оценить способность слушателя:
- реферат – работать с различными источниками материалов, отобрать из всего их разнообразия наиболее важные и интересные, выстроить логику представления обработанных материалов и сделать свои выводы по реферируемым источникам;
- эссе – самостоятельно и аналитично мыслить, изложить свои соображения четко, логично, структурированно, обоснованно, дать понимание проблемы или, по крайней мере, грамотно ее поставить.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА» (часть 1)
1. Предмет макроэкономики, связь микроэкономики и макроэкономики. Виды макроэкономического анализа.
2. Методы макроэкономического анализа. Агрегирование как метод макроэкономического анализа (макроэкономические агенты, макроэкономические рынки).
3. Расширенная модель круговых потоков и ее значение в макроэкономике. Закон Вальраса для взаимосвязанных рынков.
4. Макроэкономические тождества. Равновесие в двух, трех и четырех секторной модели.
5. Макроэкономические модели, их виды и показатели
6. Система национальных счетов (СНС) и ее значение. Показатели СНС и их взаимосвязь.
7. Валовой национальный и валовой внутренний продукт. Принципы и способы расчета ВВП.
8. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен и их виды.
9. Методы расчета индексов цен. Дефлятор ВВП и его отличие от ИПЦ.
10. Виды сбережений. Тождество инвестиций и сбережений. Парадокс бережливости.
11. Недостатки показателей системы национальных счетов. Показатель чистого экономического благосостояния.
12. Совокупный спрос: понятие, детерминанты, функция. Эффекты совокупного спроса.
13. Неценовые факторы совокупного спроса (в разрезе компонентов спроса).
14. Совокупное предложение и его факторы. Совокупное предложение в классической и кейнсианской теориях.
15. Классическая макроэкономическая модель. Равновесие в классической модели.
16. Кейнсианская макроэкономическая модель. Равновесие в кейнсианской модели.
17. Равновесие на товарном рынке. Макроэкономическое равновесие в модели «АD-AS»: кейнсианский и классический отрезки.
18. Шоки спроса и предложения. Эффект храповика.
19. Потребление и сбережение в кейнсианской модели: функции, графики. Загадки потребления.
20. Модель межвременного выбора И.Фишера.
21. Теория жизненного цикла Ф.Модельяни. Гипотеза перманентного дохода М.Фридмана.
22. Инвестиции в кейнсианской модели: виды, функция. Факторы инвестиций.
23. Неоклассическая теория инвестиций. Теория гибкого акселератора.
24. Сравнение классического и кейнсианского подхода к инвестициям.
25. Равновесие в простой кейнсианской модели. Эффект мультипикатора.
26. Роль государственного сектора. Государственные закупки и их воздействие на экономику (мультипликатор автономных расходов).
27. Налоги и их виды. Элементы налога. Налоговые ставки. Принципы налогообложения.
28. Налоги и их виды. Влияние автономных налогов на национальный доход. Мультипликатор автономных налогов.
29. Налоги и их виды. Влияние подоходного налога на экономику. Мультипликатор автономных расходов и мультипликатор налогов с учетом ставки подходного налога.
30. Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.
31. Макроэкономическое равновесие в расширенной кейнсианской модели. Инфляционный и рецессионный разрывы.
32. Индуцированные инвестиции. Влияние индуцированных инвестиций на экономику (мультипликативные эффекты).
33. Равновесие в кейнсианской модели в открытой экономике. Роль чистого экспорта.
34. Мультипликативные эффекты в открытой экономике. Предельная норма изъятия.
35. Денежная система, ее элементы и типы. Система металлических денег (монометаллизм, биметаллизм).
36. Особенности современной денежной системы (система бумажно-кредитных денег).
37. Деньги, их функции и виды. Денежная масса. Денежная база. Денежные агрегаты.
38. Спрос на деньги и его факторы. Виды спроса на деньги: классическая и кейнсианская теории спроса на деньги.
39. Модель спроса на наличные деньги Баумаля-Тобина. Монетарные теории спроса на деньги.
40. Предложение денег в экономике. Эмитенты денег. Денежный мультипликатор.
41. Банковский сектор в экономике и его роль. Банковская система. Активные и пассивные операции банков. Банковская прибыль.
42. Резервы банков. Кредитный потенциал. Процесс кредитного расширения денежной массы. Банковский мультипликатор.
43. Равновесие на денежном рынке. Графический анализ рыночного равновесия с помощью кривых спроса на деньги и их предложения.
44. Сущность, функции и формы кредита. Структура кредитной системы.
45. Рынок ценных бумаг: понятие, причины возникновения, субъекты. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.
46. Биржа как организованный рынок ценных бумаг и ее функции. Курс ценных бумаг и факторы, влияющие на него. Фондовые индексы. Внебиржевой рынок.
47. Ценные бумаги, их виды. Акции и облигации. Производные ценные бумаги.
48. Кривая IS и ее построение. Зависимость автономных расходов от процентной ставки. Алгебраический вывод кривой IS. Угол наклона. Сдвиги кривой IS.
49. Кривая LM и ее построение. Алгебраический вывод кривой LM, угол наклона. Сдвиги кривой LM.
50. Модель IS-LM и ее значение. Равновесие товарного и денежного рынка в модели IS-LM. Точки вне координат равновесия.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»
1. Расширенная модель круговых потоков и ее значение в макроэкономике. Равновесие в модели.
2. Макроэкономические тождества. Равновесие в двух, трех и четырех секторной модели. Виды сбережений.
3. Система национальных счетов (СНС) и ее значение. Показатели СНС и их взаимосвязь. Недостатки показателей СНС. Чистое экономическое благосостояние.
4. Валовой национальный и валовой внутренний продукт. Принципы и способы расчета ВВП.
5. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен и их виды. Дефлятор ВВП и его отличие от ИПЦ.
6. Классическая макроэкономическая модель. Равновесие в классической модели.
7. Кейнсианская макроэкономическая модель. Равновесие в кейнсианской модели.
8. Совокупный спрос и его детерминанты. Кривая совокупного спроса. Эффекты совокупного спроса (эффект Кейнса, эффект Пигу, эффект Манделла-Флеминга). Неценовые факторы совокупного спроса.
9. Совокупное предложение и его факторы. Кривая совокупного предложения. Форма кривой совокупного предложения в классической и кейнсианской теориях.
10. Равновесие на товарном рынке. Макроэкономическое равновесие в модели «АD-AS». Шоки спроса и предложения. Эффект храповика.
11. Равновесие в простой кейнсианской модели. Инфляционный и рецессионный разрывы. Парадокс бережливости.
12. Потребление и сбережение в кейнсианской модели: функции, графики. Психологический закон Кейнса. Загадки потребления.
13. Модель межвременного выбора И.Фишера. Теория жизненного цикла и гипотеза перманентного дохода в рамках модели межвременного выбора.
14. Теория жизненного цикла Ф.Модельяни. Гипотеза перманентного дохода М.Фридмана.
15. Инвестиции в кейнсианской модели: виды, функция. Классические и кейнсианские факторы инвестиций. Влияние инвестиций на национальный доход.
16. Роль государственного сектора. Государственные закупки и их воздействие на экономику. Мультипликатор государственных закупок (мультипликатор автономных расходов)
17. Налоги и их виды. Элементы налога. Налоговые ставки. Принципы налогообложения.
18. Налоги и их виды. Влияние автономных налогов на национальный доход. Мультипликатор автономных налогов.
19. Налоги и их виды. Влияние подоходного налога на экономику. Мультипликатор автономных расходов и мультипликатор налогов с учетом ставки подходного налога.
20. Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.
21. Макроэкономическое равновесие в расширенной кейнсианской модели. Крест Кейнса. Инфляционный и рецессионный разрывы. Выводы кейнсианской модели.
22. Индуцированные инвестиции. Акселератор инвестиций. Влияние индуцированных инвестиций на экономику. Мультипликативные эффекты с учетом индуцированных инвестиций.
23. Равновесие в кейнсианской модели в открытой экономике. Роль чистого экспорта. Супермультипликатор. Предельная норма изъятия.
24. Денежная система, ее элементы и типы. Система металлических денег (монометаллизм, биметаллизм). Особенности современной денежной системы (система бумажно-кредитных денег).
25. Деньги, их функции и виды. Денежная масса. Денежные агрегаты.
26. Спрос на деньги и его факторы. Виды спроса на деньги: классическая и кейнсианская теории спроса на деньги. Построение кривой спроса на деньги.
27. Модель Баумаля-Тобина. Монетарные теории спроса на деньги.
28. Предложение денег в экономике. Денежная масса. Эмитенты денег. Денежный мультипликатор.
29. Банковский сектор в экономике и его роль. Банковская система. Виды банков. Активные и пассивные операции банков. Банковская прибыль.
30. Роль банковского сектора в экономике. Процесс депозитного расширения денежной массы. Банковский мультипликатор. Резервы банков. Кредитный потенциал.
31. Закон Вальраса для финансового рынка. Равновесие на денежном рынке. Графический анализ рыночного равновесия с помощью кривых спроса на деньги и их предложения.
32. Кривая IS и ее построение. Зависимость автономных расходов от процентной ставки. Алгебраический вывод кривой IS. Угол наклона. Сдвиги кривой IS.
33. Кривая LM и ее построение. Алгебраический вывод кривой LM, угол наклона. Сдвиги кривой LM.
34. Модель IS-LM и ее значение. Равновесие товарного и денежного рынка в модели IS-LM. Точки вне координат равновесия.
35. Экономический рост и его показатели. Типы и факторы экономического роста. Производительность труда. Научно-технический прогресс.
36. Кейнсианские модели экономического роста Е. Домара и Р. Харрода. Гарантированный темп роста.
37. Неоклассическая модель Р. Салоу. Равновесие в модели Р. Салоу. «Золотое правило» Э. Фелпса.
38. Рост населения и технологический прогресс в модели Р. Салоу. Модель Р. Солоу и основные вопросы теории роста
39. Государственная политика и экономический рост. Преимущества и издержки экономического роста. Стилизованные факты по Калдору.
40. Экономический цикл и его фазы. Показатели экономического цикла. Роль кризисов в экономике и их виды.
41. Причины экономического цикла. Виды экономических циклов.
42. Кейнсианские модели экономических циклов. Модель Самуэльсона-Хикса. Модель Тевеса.
43. Кейнсианские модели экономических циклов. Модель Калдора.
44. Монетарные модели экономических циклов. Теория Хаутри и модель Лайдлера.
45. Государственная антицикличная политика. Меры фискальной и монетарной политики в разных фазах цикла.
46. Основные категории населения. Причины и виды безработицы.
47. Естественный уровень безработицы. Добровольная и вынужденная безработица.
48. Последствия безработица. Государственная политика борьбы с безработицей.
49. Инфляция и ее показатели. Измерение инфляции. Виды инфляции.
50. Причины инфляции. Инфляция спроса. Фискальный и монетарный импульс.
51. Причины инфляции. Инфляция издержек. Инфляционная спираль импульса предложения.
52. Ожидаемая и непредвиденная инфляция. Издержки инфляции. Последствия инфляции.
53. Антиинфляционная политика. Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
54. Цели, инструменты фискальной политики. Ее воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.
55. Виды фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политики. Достоинства и недостатки фискальной политики.
56. Государственный бюджет: расходы, доходы, виды состояний. Концепции государственного бюджета.
57. Дефицит государственного бюджет и его виды. Основные причины устойчивости бюджетного дефицита.
58. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Влияние различных методов финансирования бюджетного дефицита на экономику
59. Государственный долг, его виды и последствия. Показатели задолженности. Рикардианская и традиционная точки зрения на влияние государственного долга на конечного потребителя.
60. Методы управления государственным долгом.
61. Монетарная политика, ее цели и инструменты.
62. Виды монетарной политики. Механизм денежной трансмиссии.
63. Преимущества и недостатки монетарной политики.
64. Воздействие фискальной политики в модели IS-LM. Эффект дохода и эффект вытеснения. Оценка эффективности фискальной политики.
65. Воздействие монетарной политики в модели IS-LM. Эффект ликвидности и эффект дохода. Оценка эффективности монетарной политики.
66. Особые случаи в модели IS-LM.
67. Смешанная политика в модели IS-LM. Модель IS-LM как модель совокупного спроса.
68. Совокупное предложение труда в краткосрочном периоде. Функция совокупного предложения труда в краткосрочном периоде (уравнение Лукаса). Переход от краткосрочного равновесия к долгосрочному.
69. Модели краткосрочного совокупного предложения.
70. Платежный баланс. Структура платежного баланса. Взаимосвязь счетов платежного баланса.
71. Кривая платежного баланса. Факторы, влияющие на чистый экспорт. Факторы, влияющие на движение капитала
72. Валютный курс, влияющие факторы. Виды котировок. Режимы валютного курса. Воздействие макроэкономической политики на динамику равновесного реального валютного курса.
73. Стабилизационная монетарная политика в малой открытой экономике в условиях фиксированного валютного курса.
74. Стабилизационная монетарная политика в малой открытой экономике в условиях гибкого валютного курса.
75. Стабилизационная фискальная политика в малой открытой экономике в условиях фиксированного валютного курса.
76. Стабилизационная фискальная политика в малой открытой экономике в условиях гибкого валютного курса.
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Лекционный материал по дисциплине в полном объеме обеспечен мультимедийными презентациями. Теоретический материал сопровождается разбором конкретных ситуаций из реальной жизни, что позволяет студентам более полно и всесторонне изучить сложные макроэкономические явления и процессы, сформировать практические навыки решения конкретных макроэкономических проблем. Материал по инструментам макроэкономической политики сопровождается эмпирическими данными, что позволяет ситуационно оценить эффективность проводимых мер.
Практические занятия проходят в форме дискуссий (по вопросам подготовки к практическим занятиям). Кроме того, регулярно проводится анализ оригинальных научных статей, на основе материалов которых изучаются современные тенденции в макроэкономической науке и наиболее важные вопросы, вызывающие наибольший научный интерес у ученых-экономистов.
В течение семестра студенты готовят рефераты и эссе, представляющие собой самостоятельный теоретический и эмпирический анализ определенных макроэкономических проблем.
При подготовке и проведении контрольных работ по дисциплине предполагается сочетание теоретических и практических методов исследования обучающихся на основе принципов преемственности, интеграции и практического применения.
Таким образом, в процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:
- проблемная лекция, мультимедийная презентация;
- структурно-логические схемы;
- работы в малых группах с использованием мультимедийной презентации для иллюстрации полученных результатов;
- коллективное обсуждение (групповая дискуссия);
- написание рефератов и эссе;
- задачи, упражнения на графическое моделирование,
- задания по подбору статистического и фактического материала, тесты;
- выполнение расчетно-аналитических заданий.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Абель Э. Макроэкономика: учебник/ Э.Абель, Б. Бернанке – СПб.: Изд-во Питер, 2010, - 768 с.
2. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд.- СПб.: Судостроение, 1998.
3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М, 1997.
4. Матвеева Т.Ю. Курс лекций по макроэкономике. – М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003.
5. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход.- М.: Дело, 1996.
6. Тарасевич Л.С. Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник.- М.: Высшее образование, 2011.
7. Туманова Е., Шагас Н. Макроэкономика-2.: Учебник.- М.: Изд-во МГУ, 2006.
Дополнительная литература
3. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. – М.: Макет ДС, 2009. – 416 с.
4. Амосова В.В., Миропольский Д.Ю. Микроэкономические основы макроэкономики: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
5. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х тт.- М.: Международные отношения, 1994.
6. Бродская Т.Г., Карпухин Н.В., Луссе А.В. Макроэкономика: Учебное пособие.- М.: МЭСИ, 2000.- 161 с.
7. Гогохия Д. Деньги, закон спроса и закон Вальраса // Мировая экономика и международные отношения.- 2006.- № 1.
8. Давнис В.В. Модели макроэкономического равновесия.- М.: Вега, 1996.
9. Дасковский В., Киселев В. Совершенствование оценки эффективности инвестиций // Экономист.- 2009.- № 1.
10. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика.- СПб.: Литера плюс, 1994.
11. Иванов Ю. О глобальном международном сопоставлении ВВП по 146 странам мира // Вопросы экономики.- 2008.- № 5.
12. Камышова А.Б., Фейгин Г.Ф. Реальный и денежный сектора экономики: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. экон. наук, проф. Бродской Т.Г.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
13. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической мысли. В 2-х тт.- Т.2.- М.: Эконов, Ключ, 1993.
14. Конфликтные модели в экономике и финансах / Под ред. О.В. Шиманского.- М.: ИНФРА-М, 1997.
15. Крюков В., Петров Н. Государственное регулирование инвестиционных процессов // Экономист.- 2008.- № 5.
16. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики.- 2009.- № 1.
17. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А. В. Сидоровича. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2007. – 1040 с.
18. Лихачев М. Теория макроэкономического равновесия в контексте методологических проблем современной экономической науки // Вопросы экономики.- 2008.- № 7.
19. Маневич В. Монетарная динамическая модель Тобина и анализ Российской экономики // Вопросы экономики.- 2009.- № 3.
20. Мэнкью, Н. Г. Принципы макроэкономики / Н. Г. Мэнкью. – М.: Изд-во Питер, 2008. – 544с.
21. Никифоров А. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учебное пособие / Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А.; Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Сидоровича.- М.: Дело и Сервис, 2008.
22. Погосов Н. Макроэкономический потенциал накопления // Экономист.- 2008.- № 7.
23. Потравный М. Формирование портфеля ценных бумаг с учетом риска рыночной ликвидности // Экономическая наука современной России.- 2008.- № 3.
24. Теверно Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире // Вопросы экономики.- 1997.- № 10.
25. Фридмен М. Количественная теория денег.- М.: Эльф пресс, 1996.
26. Харрис Л. Денежная теория.- М., 1990.
27. Широв А., Янтовский А. Об инструментарии долгосрочного макроэкономического прогнозирования // Экономист.- 2008.- № 2.
28. Шляйферт Д.В. Управление равновесием социально-экономических систем и процессов.- М.: Инфра-М, 1999.
Интернет-ресурсы
www.cbr.ru – официальный сайт Банка России
www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РФ
www.economy.gov.ru – официальный сайт Министерства экономического развития РФ
www.gks.ru – официальный сайт Государственной службы статистики
www.customs.ru – Государственный таможенный комитет РФ
www.imemo.ru – Институт мировой экономики и международных отношений
www.marketsurveys.ru – Обзоры мировых и отечественных рынков
www.ivr.ru – Инвестиционные возможности России
www.kommersant.ru – периодическое издание «Коммерсант»
www.expert.ru – рейтинговое агентство «Эксперт»
www.opec.ru – Информационно-аналитический канал «Открытая экономика»
www.dcenter.ru – информационный портал ГУ-ВШЭ «Центр равзития»
www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Для лекционных занятий необходимо следующие технические средства: персональный компьютер, проектор.
Для практических занятий необходимо следующие технические средства: персональный компьютер, проектор.