Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

10 сентября 2009 года была опубликована статья Дмитрия Медведева ''Россия вперед!" В ней Президент изложил своё представление о будущем России и сформулировал задачи, которые предстоит решить.

Из статьи Дмитрия Медведева "Россия вперед!"

Статья написана мной для того, чтобы довести до каждого из вас, до всех граждан России моё представление о стратегических задачах, которые нам предстоит решать. О настоящем и будущем нашей страны.

Сначала давайте ответим себе на простой, но очень серьёзный вопрос. Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь "всесильное учение", на что угодно, на кого угодно, только не на себя? И есть ли у России, перегруженной такими ношами, собственное завтра?

…Мы располагаем гигантской территорией, колоссальными природными богатствами, солидным промышленным потенциалом, впечатляющим списком ярких достижений в области науки, техники, образования, искусства, славной историей армии и флота, ядерным оружием. Авторитетом державы, игравшей значительную, а в некоторые периоды и определяющую роль в событиях исторического масштаба.

…Что нужно сделать, чтобы качество жизни граждан России и сегодня, и в будущем неуклонно повышалось? Чтобы наше общество становилось богаче, свободнее, гуманнее, привлекательнее? Чтобы оно было в состоянии дать всем желающим лучшее образование, интересную работу, хороший доход, комфортную среду для личной жизни и творческой деятельности?

У меня есть ответы на эти вопросы. И прежде, чем их сформулировать, я бы хотел дать оценку нынешнего положения дел.

Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжёлый порок - она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создаёт нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, - сырьём либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведённые в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью.

Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса. И запредельные колебания фондового рынка. Всё это доказывает, что мы сделали далеко не всё необходимое в предшествующие годы. И далеко не всё сделали правильно.

Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников.

Как следствие - на уровне глобальных экономических процессов влияние России, прямо скажем, не так велико, как нам бы хотелось. Конечно, в эпоху глобализации влияние любой страны не может быть абсолютным. Это было бы даже вредно. Но возможности нашей страны должны быть значительными, подобающими исторической роли России.

Демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качество весьма далеко от идеала. Гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысок.

С каждым годом нас становится всё меньше. Алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, недостаточная доступность многих медицинских технологий, экологические проблемы сокращают жизнь миллионов людей. А наметившийся рост рождаемости пока не компенсирует убыль населения.

Мы сумели собрать страну, остановить центробежные тенденции. Но проблем ещё очень много. Включая самые острые.

Террористические атаки на Россию продолжаются. Жители республик Северного Кавказа просто не знают покоя. Гибнут военные и работники правоохранительных органов, государственные и муниципальные служащие, мирные люди. Конечно, эти преступления совершаются при поддержке международных бандгрупп. Но давайте признаем: ситуация не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие юга России было по-настоящему результативным.

Итак, неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ. Это очень большие проблемы даже для такого государства, как Россия.

Не стоит, конечно, сгущать краски. Делается многое. Россия работает. Она уже не то полупарализованное полугосударство, каким была ещё десять лет назад. Все социальные системы функционируют. Только этого недостаточно. Ведь они лишь воспроизводят текущую модель, но не развивают её. Не изменяют сложившийся уклад жизни. Сохраняют пагубные привычки.

Добиться лидерства, полагаясь на нефтегазовую конъюнктуру, невозможно.

…Называя пять приоритетов технологического развития, предлагая конкретные направления модернизации политической системы, меры по укреплению судебной власти и противодействию коррупции, я исхожу из моих представлений о будущем России. И ради этого будущего считаю необходимым освобождение нашей страны от запущенных социальных недугов, сковывающих её творческую энергию, тормозящих наше общее движение вперёд. К недугам этим отношу:

1. Вековую экономическую отсталость, привычку существовать за счёт экспорта сырья, фактически выменивая его на готовые изделия. Элементы инновационной системы создавались - и небезуспешно - Петром Великим и последними царями, и большевиками. Но цена этих успехов была слишком высока. Они достигались, как правило, чрезвычайным напряжением сил, на пределе возможностей тоталитарной государственной машины.

2. Вековую коррупцию, с незапамятных времён истощавшую Россию. И до сих пор разъедающую её по причине чрезмерного присутствия государства во всех сколько-нибудь заметных сферах экономической и иной общественной деятельности. Но дело не только в избыточности государства. Бизнес тоже не безгрешен. Многие предприниматели озабочены не поиском талантливых изобретателей, не внедрением уникальных технологий, не созданием и выводом на рынок новых продуктов, а подкупом чиновников ради получения "контроля над потоками" перераспределения собственности.

3. Широко распространённые в обществе патерналистские настроения.Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте. Желание "делать себя", достигать шаг за шагом личных успехов, не является нашей национальной привычкой.

Приходится слышать, что нельзя полностью вылечить хронические социальные болезни. Что традиции непоколебимы, а история имеет свойство повторяться. Но когда-то и крепостничество, и повальная неграмотность казались неодолимыми. Однако же были преодолены.

Что касается традиций - их влияние, конечно, значительно. Но они, вписываясь в каждую новую эпоху, всё же претерпевают изменения. Некоторые из них просто исчезают. Да и не все они полезны.

Для меня традиции - это только неоспоримые ценности, которые надо беречь. Это межнациональный и межконфессиональный мир, воинская доблесть, верность долгу, гостеприимство и доброта, свойственные нашему народу. А взяточничество, воровство, умственная и душевная лень, пьянство - пороки, оскорбляющие наши традиции. От них следует избавляться самым решительным образом.

И конечно же современная Россия не повторяет собственное прошлое. Наше время по-настоящему новое. И не только потому, что оно течёт вперёд, как всякое время. Но и потому, что открывает перед нашей страной и перед каждым из нас огромные возможности. Такие возможности, которых не было и в помине двадцать, тридцать, тем более сто и триста лет назад.

Сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлён ненасильственными методами. Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства.

В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: "умной" экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.

Недавно я определил пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны.

Во-первых, мы станем одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработаем и выведем на внутренние и внешние рынки новые виды топлива.

Во-вторых, сохраним и поднимем на новый качественный уровень ядерные технологии.

В-третьих, российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьёзного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу.

В-четвёртых, мы будем располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации; наши спутники будут "видеть" весь мир, помогать нашим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством.

В-пятых, Россия займёт передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

Следуя этим пяти стратегиям лидерства в сфере высоких технологий, мы будем также уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей. Прежде всего агропромышленного комплекса. Каждый третий из нас проживает на селе. Доступность современных социальных услуг для сельских жителей, рост их доходов, улучшение условий их труда и быта всегда будет нашим приоритетом.

И, само собой разумеется, Россия будет хорошо вооружена. Достаточно, чтобы никому не пришло в голову угрожать нам и нашим союзникам.

Эти цели реалистичны. Задачи, поставленные для их достижения, сложны, но решаемы. Детальные, пошаговые планы движения вперёд в указанных направлениях уже разрабатываются.

Мы будем поощрять и стимулировать научно-техническое творчество. Прежде всего поддержим молодых учёных и изобретателей.

Средняя и высшая школы подготовят достаточное количество специалистов для перспективных отраслей. Научные учреждения сосредоточат основные усилия на реализации прорывных проектов.

Законодатели примут все решения для комплексной поддержки духа новаторства во всех сферах общественной жизни, создания рынка идей, изобретений, открытий, новых технологий.

Государственные и частные компании получат всемерную поддержку во всех начинаниях по созданию спроса на продукты инновационной деятельности.

Иностранным компаниям и научным организациям будут предоставляться самые благоприятные условия для строительства в России исследовательских и конструкторских центров. Мы пригласим на работу лучших учёных и инженеров из разных стран мира.

И, главное, мы будем объяснять нашей молодёжи, что важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям.

Изобретатель, новатор, учёный, учитель, предприниматель, внедряющий новые технологии, станут самыми уважаемыми людьми в обществе. Получат от него всё необходимое для плодотворной деятельности.

Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях. На стремлении к преобразованию мира ради лучшего качества жизни, ради освобождения человека от бедности, болезней, страха, несправедливости.

Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас. И об этом недвусмысленно свидетельствуют результаты международных интеллектуальных олимпиад, патентование за рубежом изобретений, сделанных в России, и настоящая охота, ведущаяся крупнейшими компаниями и университетами мира, за нашими лучшими специалистами. Мы - государство, общество и семья - должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей.

Считаю технологическое развитие приоритетной общественной и государственной задачей ещё и потому, что научно-технический прогресс неразрывно связан с прогрессом политических систем.

… Каждое новое изобретение, улучшающее качество жизни, даёт дополнительную степень свободы для человека. Делает условия его существования более комфортными, а социальные отношения более справедливыми. Чем "умнее", интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан. Тем свободнее, справедливее, гуманнее будет наша политическая система, общество в целом.

Никто не станет за нас свободными, успешными, ответственными.

Распространение современных информационных технологий, которому мы будем всячески содействовать, даёт беспрецедентные возможности для реализации таких фундаментальных политических свобод, как свобода слова и собраний. Для выявления и ликвидации очагов коррупции. Для прямого доступа к месту практически любых событий. Для непосредственного обмена мнениями и знаниями людей всего мира. Общество становится открытым и прозрачным как никогда. Даже если это не нравится правящему классу.

Политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной.

Как и в большинстве демократических государств, лидерами в политической борьбе будут парламентские партии, периодически сменяющие друг друга у власти.

Политическая система будет обновляться и совершенствоваться в ходе свободного соревнования открытых политических объединений.

В этом году мы начали движение к созданию такой политической системы. Политические партии получили дополнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и муниципалитетах.

У нас нет "новых" судей, как нет "новых" прокуроров, милиционеров, сотрудников спецслужб, чиновников, бизнесменов и т.д. Нужно создать нормальные условия работы для действующего правоохранительного корпуса, решительно избавляясь от проходимцев.

Не всех устраивают темпы нашего движения в этом направлении.

Тех, кто боится и не хочет перемен. Перемены будут. Да, они будут постепенными, продуманными, поэтапными. Но – неуклонными и последовательными.

Российская демократия не будет механически копировать зарубежные образцы. Гражданское общество не купить за иностранные гранты. Политическую культуру не переделать простым подражанием политическим обычаям передовых обществ. Эффективную судебную систему нельзя импортировать. Свободу невозможно выписать из книжки, даже если это очень умная книжка.

Демократия нуждается в защите. Как нуждаются в защите основные права и свободы наших граждан. Защите прежде всего от коррупции, порождающей произвол, несвободу и несправедливость.

Мы только приступили к формированию такого защитного механизма. Его центральной частью должен быть суд. Нам предстоит создать современный эффективный суд, действующий в соответствии с новым законодательством о судоустройстве и опирающийся на современное правопонимание.

Нам также предстоит избавиться от пренебрежения к праву и суду, которое, как мне неоднократно доводилось говорить, стало нашей печальной "традицией".

Нужно учить правоохранителей охранять и защищать права и свободы. Справедливо, чётко и эффективно разрешая конфликты в правовом поле.

Необходимо прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважение к правам других, включая такое важное, как право собственности. Именно суды при широкой общественной поддержке призваны очистить страну от коррупции. Это сложная задача. Но выполнимая. У других же стран всё получилось.

Мы будем делать всё возможное для нормализации жизни людей на российском Кавказе. Экономические и гуманитарные программы для юга страны будут в ближайшее время пересмотрены и конкретизированы. Будут разработаны отдельные и очень чёткие критерии эффективности работы руководителей государственных структур по проблемам Кавказа.

Это касается прежде всего федеральных и региональных министерств и ведомств, ответственных за качество политики в сфере промышленного производства, финансов, социального развития, образования, культуры.

…Правоохранительные органы продолжают подавление бангрупп, стремящихся запугиванием и террором навязать населению некоторых кавказских республик свои бредовые идеи и варварские порядки.

Негативные демографические тенденции должны быть замедлены и остановлены. Повышение качества медицинского обслуживания, стимулирование рождаемости, безопасность на дорогах и производстве, борьба с пандемией алкоголизма, развитие физической культуры, массового спорта должны стать и стратегическими, и при этом повседневно решаемыми государственными задачами.

Какую бы сферу ни затрагивали преобразования, их цель в конечном итоге одна - повышение качества жизни в России. Создание условий для обеспечения граждан жильём, работой, медицинской помощью. Забота о пенсионерах, защита детей, поддержка людей с ограниченными возможностями - прямая обязанность властей всех уровней.

...Согласно нашей Конституций Россия - социальное государство.

Это действительно так, но не следует забывать и о том, что современное социальное государство - это не спецраспределитель с неба свалившихся благ. Это сложная, сбалансированая система экономических стимулов и социальных гарантий...

Мы будем повышать эффективность социальной сферы по всем на­правлениям, уделяя повышенное внимание задачам материального и ме­дицинского обеспечения ветеранов и пенсионеров.

Модернизация российской демократии, формирование новой эконо­мики, на мой взгляд, возможны только в том случае, если мы воспользуем­ся интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. Без всяких комплексов, открыто и прагматично.

Вопрос гармонизации отношений с западными демократиями - это не вопрос вкуса или каких-то личных предпочтений тех или иных политиче­ских групп. Наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъёма качества жизни.

Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Этим странам нужны в свою очередь возможности России. Мы крайне заинтере­сованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик.

...Не бывает отношений без противоречий...найдутся причины для разногласий. Но недоверие и враждебность должны быть исключены из отношений России с ведущими демократическими странами.

У нас много общих задач, среди которых такие безусловно приори­тетные и касающиеся буквально каждого жителя Земли, как нераспростра­нение ядерного оружия и снижение риска неблагоприятных техногенных изменений климата.

Не ностальгия должна определять нашу внешнюю политику, а стра­тегические долгосрочные цели модернизации России.

Мы должны уметь заинтересовать партнёров, вовлечь их в совмест­ную деятельность. И если для этого нужно что-то изменить в самих себе, отказаться от предрассудков и иллюзий - так следует и делать. Речь, ко­нечно, не идёт о политике односторонних уступок. Безволие и некомпе­тентность не могут дать ни уважения, ни благодарности, ни выгоды.

Это уже было в нашей недавней истории. Наивные представления о непогрешимом и счастливом Западе и вечно недоразвитой России непри­емлемы, оскорбительны и опасны. Но не менее опасен и путь конфронта­ции, самоизоляции, взаимных придирок и претензий.

...Определять нашу внешнюю политику должны стратегические долгосрочные цели модернизации России. При этом Россия, оставаясь одной из ведущих экономик, ядерной державой и постоянным членом Со­вета безопасности ООН, должна открыто и прямо говорить о своей пози­ции, отстаивать её на всех площадках.

Не юлить и не приспосабливаться. А в случае угрозы собственным интересам - решительно защищать их. Мне уже доводилось говорить о таких принципах нашей внешней политики в августе прошлого года.

...Мы должны углублять сотрудничество со странами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ. Это наши самые близкие, стратегические партнёры. У нас с ними общие задачи по модернизации наших экономик, обеспечению ре­гиональной безопасности, более справедливому устройству мирового по­рядка.

...развивать всемирную кооперацию с нашими партнёрами по линии ШОС и БРИК.

У российского народа, как у каждого великого народа, яркая, героиче­ская, но и противоречивая, сложная, неоднозначная история.

По-разному воспринимают нас разные люди и разные страны. И многое ещё предстоит сделать для защиты нашего исторического насле­дия от искажения и политических спекуляций.

Мы должны смотреть на своё прошлое трезво. Видеть в нём и гран­диозные победы, и трагические ошибки, и примеры для подражания, и проявление лучших черт национального характера.

...Именно Россия оказывала покровительство малым народам, столкнувшимся с угрозой порабощения или даже уничтожения. Так было и совсем недавно, когда режим Саакашвили совершил преступное нападе­ние на Южную Осетию.

Не раз разрушала авантюристические планы претендентов на ми­ровое господство, в XIX веке - остановившей Наполеона, в XX - разгро­мившей нацистов.

Россия всегда была верным союзником на войне и честным партнё­ром в экономических и дипломатических делах.

В будущем Россия будет активным и уважаемым участником все­мирного содружества свободных наций. Достаточно сильной для того, что­бы оказывать существенное влияние на выработку решений, имеющих глобальные последствия.

...мы уже сегодня вместе с другими странами добиваемся рефор­мирования наднациональных политических и экономических институтов. Установление правил сотрудничества и разрешения споров, в основе ко­торых современные представления о равенстве и справедливости.

Таковы мои взгляды на историческую роль нашей страны, на её бу­дущее. Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, ктоне согласен со мной, но искрен­не желает перемен к лучшему.

Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы про­дажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей».

Они хорошо устроились. У них «всё есть». Их всё устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам.

Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсо­лютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия - вперёд!

2.5.2.Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического Развития

   

Распад Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в России. Осенью 1991 г. все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Большинство бывших автоном­ных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали открытую борьбу за равноправие субъек­тов Федерации. Судьба российской государственности в 1991-1993 гг. во многом определялась противостоянием республиканских ре­гиональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г.

К лету десятки субъектов Федерации - Татарстан. Башкорто­стан, Якутия (Саха), Удмуртия. Новосибирская и Тюменская об­ласти - задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены натовары, производимые на их территории.

Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Проект Основного закона Башкортостана пря­мо провозглашал верховенство республиканской Конституции над федеральными законами.

гиональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г.

К лету десятки субъектов Федерации - Татарстан, Башкорто­стан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская и Тюменская об­ласти - задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.

Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Проект Основного закона Башкортостана пря­мо провозглашал верховенство республиканской Конституции над федеральными законами.

Причины, приведшие к распаду СССР, также сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри Рос­сии. В их основе лежало желание самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. Не случайно в Татарии болезненно воспри­нималась почти безвозмездная перекачка нефти за пределы рес­публики, а в Якутии - алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России, занимающий первое место в стране по добы­че золота, основной поставщик олова и единственный - сурьмы, не был способен прокормить себя.

В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хо­зяйственных связей, обнищания большинства населения республиканско-хозяйственная элита, умело апеллируя к реальным фактам национальной дискриминации, упрочила свое влияние на массы.

Правительство Российской Федерации проводило осторож­ную и часто непоследовательную национально-государственную политику.

Незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разо­гнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России, не были разоружены, что в итоге обернулось впоследствии тяжелым кризисом в этом регионе, а в 1995 г. привело к войне.

В течение 1992 г. продолжалось субсидирование республик, взявших курс на отделение от России, из федерального бюджета, несмотря на отказ этих республик отчислять налоги в госбюджет.

Правительство заняло выжидательную позицию, и лишь в конце октября 1992 г. после начала столкновения между осетинамии ингушами Президент России впервые не исключил возможность использования силовых методов для защиты территориальной це­лостности страны и государственных интересов.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства Рос­сии стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между фе­деральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации всех трех типов: суверенных республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов.

Работа над этим договором началась еще в 1990 г. и шла очень медленно. Было рассмотрено около 30 различных вариантов проекта договора. В ходе их обсуждения стало очевидно, что идея нацио­нальной государственности за годы Советской власти пустила глу­бокие корни и вернуться к территориальным образованиям невоз­можно. Поэтому были отвергнуты и возврат к дореволюционному губернскому устройству на территориальной основе, и федерация национальных государств с преимущественными правами на терри­тории титульных наций и минимальными полномочиями центра.

В основу компромиссного Федеративного договора был за­ложен принцип учета интересов всех народов России.

31 марта 1992 г. в Кремле Федеративный договор был подпи­сан большинством субъектов Федерации. Республики, согласно договору, получили больше прав, чем другие субъекты Федерации. Федеративный договор несколько снизил внутриполитическое на­пряжение в России, но не снял его полностью.

Угроза территориальной целостности РФ существовала в те­чение всего последнего десятилетия минувшего века.

Пресечение попыток подорвать территориальную целост­ность страны оставалось актуальным до урегулирования чеченской проблемы. С конца 1991 года острый характер чеченского кризиса стан серьезным дестабилизирующим фактором общественно- политического развития России в 1990-е годы.

И в XXI веке главным приоритетом в политическом курсе президента РФ В.В.Путина оставалась необходимость продолжать решительные действия по пресечению попыток подорвать террито­риальную целостность страны. .И у действующего президента Д.А. Медведева внешнеполи­тическим приоритетом является сохранение целостности Россий­ского государства в связи с непростой геополитической ситуацией.

Наши рекомендации