Тема 6: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕОРИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Семинар:
1. Спрос, предложение и факторы их определяющие. Законы спроса и предложения.
2. Рыночное равновесие
3. Эластичность спроса и предложения.
Основные понятия:
Спрос, предложение, объем (величина) спроса, объем (величина) предложения, кривая спроса, кривая предложения, закон спроса, закон предложения, изменение объемов предложения, изменение объемов спроса, изменение предложения, изменение спроса, равновесие рынка, дефицит, избыток, эластичность спроса, единичная эластичность, неэластичный спрос, эластичный спрос, эластичность предложения, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса, конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция, монополия, олигополия, монопсония, монополистическая конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, взаимозаменяемы товары (субституты), взаимодополняемые (комплиментарные) товары, низшие (некачественные) товары, нормальные (качественнее) товары.
Вопросы для контроля:
1. Как рыночный спрос связан с общественными потребностями?
2. Раскройте характер взаимосвязи рыночного предложения и общественного производства.
3. Какое значение имеет соотношение рыночного спроса и предложения для формирования микро- и макропропорций?
4. Чем отличаются понятия «спрос» и «объем спроса»?
5. Какие исключения из закона спроса вы знаете?
6. Какие факторы влияют на изменение спроса и на изменение предложения (не путать с изменением объемов спроса и предложения)?
7. Раскройте значимость понятий ценовая эластичность для характеристики количественной динамики рыночного спроса и предложения.
8. Чем обусловлено направление и наклон графических кривых рыночного спроса и рыночного предложения?
9. В чем состоят преимущества и недостатки монопольной организации рынка по сравнению с совершенной конкуренцией?
10. С какими экономическими процессами связано формирование олигополистической структуры рынка?
Темы фиксированных выступлений:
1. Ценовая и неценовая конкуренция.
2. Добросовестная и недобросовестная конкуренция.
3. Структура рынков в Украине по степени конкуренции.
4. Антимонопольное регулирование в Украине.
Тесты:
1. Что из нижеперечисленного не приведет к изменениям в предложении холодильников:
а) улучшение технологии изготовления;
б) рост цен на комплектующие изделия;
в) снижение цен на холодильники;
г) уменьшение числа производителей холодильников.
2. Количество товара, которое производители желают и могут продать:
а) объем спроса;
б) потребность;
в) объем предложения;
г) полезность.
3. Что из нижеперечисленного не приведет к сдвигу кривой спроса на товар:
а) рост цен на взаимозаменяемый товар;
б) рост цен данного товара;
в) снижение цен на взаимодополняемый товар;
г) рост доходов потребителей.
4. Что показывает кривая спроса?
а) количество необходимых покупателю благ;
б) количество товаров, предлагаемого продавцами по определённым ценам;
в) цены на различные товары и услуги;
г) количество товара, которое готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
5. Совершенствование технологии сдвигает:
а) кривую спроса вверх и вправо;
б) кривую спроса вниз и влево;
в) кривую предложения вниз и вправо;
г) кривую предложения вверх и влево.
6. Понятием, которое отображает желание и способность людей платить за товар, является:
а) интерес;
б) желание;
в) необходимость;
г) спрос.
7. Рост цен на ресурсы сдвигает:
а) кривую спроса вверх и вправо;
б) кривую спроса вниз и влево;
в) кривую предложения вниз и вправо;
г) кривую предложения вверх и влево.
8. Закон спроса утверждает, что:
а) превышение предложения над спросом приводит к снижению цен;
б) если доходы потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;
в) кривая спроса имеет положительный наклон;
г) если цена товара падает, объем спроса на продукцию растет.
9. На изменение рыночного спроса не влияет:
а) доходов потребителей;
б) цен на взаимосвязанные товары;
в) цен на ресурсы;
г) количества покупателей.
10. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:
а) вкусов и предпочтений потребителей;
б) размеров и распределения доходов;
в) цены товара;
г) численности потребителей.
11. При росте цен, закон предложения проявляется в:
а) росте предложения;
б) снижении предложения;
в) росте объема предложения;
г) падении объема предложения.
12. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равняется предложению;
б) цена равняется расходам плюс прибыль;
в) уровень технологии изменяется постепенно;
г) объем предложения равняется объему спроса.
13. Что произойдет, если государство установит цену на уровне выше равновесного?
а) равновесная цена поднимется до этого уровня;
б) будет ощущаться нехватка данного товара;
в) возникнет избыток данного товара;
г) спрос повысится.
14. Если государство установило цену ниже равновесной, то:
а) появляются избытки товара;
б) возникает дефицит товара;
в) формируется рынок потребителя;
г) падает цена на ресурс.
15. Если цены растут, то при прочих равных условиях, закон предложения проявляется в:
а) росте объема предложения;
б) уменьшении предложения;
в) росте спроса;
г) уменьшении спроса.
16. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:
а) неэластичный;
б) эластичный;
в) единичной эластичности;
г) абсолютно неэластичен.
17. Товары, которые занимают большой удельный вес в бюджете потребителя и потребление которых (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены, называются:
а) товарами Гиффена;
б) малоценными товарами;
в) обыкновенными товарами;
г) товарами Веблена.
18. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:
а) падение спроса на второй товар;
б) рост спроса на второй товар;
в) увеличение объема спроса на второй товар;
г) падение величины спроса на второй товар.
19. Пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой, называются:
а) товары-заменители;
б) взаимодополняемые товары;
в) независимые товары;
г) нет правильного ответа.
20. Показатель эластичности спроса по цене отражает:
а) зависимость спроса на товар Х от цены товара Y;
б) зависимость между спросом и предложением;
в) реакцию спроса на изменение дохода;
г) процентное изменение объема спроса в зависимости от процентного изменения цены.
Задания:
Задание 1. Объясните кривую спроса. Почему кривая спроса оказывается нисходящей? Каковы детерминанты спроса? Что происходит с кривой спроса, когда каждая из этих детерминант изменится? Предположим, что общий объем спроса на пшеницу и общий объем предложения на бирже характеризуется следующими данными (таблица 10). Какова будет рыночная или равновесная цена? Заполните 4-ую колонку и объясните, почему ваши ответы правильные. Используя приведенные данные, представьте графическое изображение спроса на пшеницу и предложение пшеницы. Точно разместите эти данные на осях вашего графика. Обозначьте равновесную цену буквой «Р», равновесное количество буквой «К».
Таблица 10 – Исходные данные
Спрос тонн | Цена за тонну (грн.) | Предложено тонн | Избыток (+), Нехватка (-) |
3,4 | |||
3,7 | |||
4,0 | |||
4,3 | |||
4,6 | |||
4,9 |
Задание 2. Определите равновесную цену и объем продаж, если функция спроса: QD=11-P, функция предложения: QS=2P–4, где Р – цена на рынке. Определите избыток или дефицит сложится на на рынке при цене 4 грн. Постройте график, отобразите избыток (или дефицит) на графике.
Задание 3. Определите равновесную цену и объем продаж, если функция спроса: QD = 30-Р, функция предложения: QS = 15+2P, где Р – цена на рынке. Определите избыток или дефицит сложится на рынке при цене 6 грн. Постройте график, отобразите избыток (или дефицит) на графике.
Задание 4. В каком случае слово «предложение» должно быть заменено словами «величина предложения»? Проиллюстрируйте свой ответ графически.
а) снижение цены на кукурузу увеличивает ежемесячное предложение пшеницы на сельскохозяйственном рынке;
б) в результате снижения издержек производства автомобилей их предложение на рынке резко возросло;
в) увеличение налога на торговлю спиртными напитками привело к сокращению их предложения в магазинах;
г) вследствие снижения розничных цен на апельсины их предложение на рынке сократилось;
д) сокращение спроса на лимонад в связи с холодной погодой снизило его предложение;
е) снижение себестоимости привело к увеличению предложения;
ж) рост доходов быстро привел к росту предложения;
з) дотации производителю увеличивают предложение.
Задание 5. В каких случаях слово «спрос» должно быть заменено словами «величина спроса»? Проиллюстрируйте свой ответ графически.
а) в результате снижения цен на земельные участки спрос на них увеличился;
б) потребительские доходы возрастут, и спрос на ювелирные изделия увеличится;
в) в результате повышения стоимости стрижки волос спрос на услуги парикмахера упал;
г) цена на белый хлеб выросла, и из-за этого возрос спрос на черный хлеб;
д) в результате снижения цен на цветы спрос на них увеличился;
е) потребительские расходы возрастают, спрос на автомобили увеличивается;
ж) цена на масло выросла, и из-за этого возрос спрос на маргарин;
з) в результате роста цен на холодильники спрос на них упал.
Задание 6. Предложение масла равно Qd = 20 – 6Р. Увеличение цены на молоко привело к изменению предложения масла на 25% при каждой цене. Найдите новую функцию предложения масла.
Задание 7. Определите эластичность спроса по цене чая, перекрестную эластичность кофе, сахара и спичек по цене чая и тип товаров, если цена на чай возросла с 10 до 20 грн. за кг., а спрос на него снизился с 900 до 400 гр. Спрос на сахар упал с 2 до 1 кг. Спрос на кофе возрос с 0,5 до 1,5 кг. Спрос на спички не изменился и составил 10 коробков.
Задание 8. Билеты в кино обычно продаются по 4 грн. и кинотеатр привлекает 200 посетителей в день, 100 мест пустует. Управляющий решает снизить цену до 3,5 грн. Если эластичность спроса равна 4, а цена снижается, то на сколько возрастет объем спроса? Что произойдет с общей суммой дохода? Что случилось бы с объемом спроса, если бы другие кинотеатры в округе тоже снизили свои цены?
Задание 9. Определите эластичность спроса и предложения по цене, если на рынке зерна цена 1 т пшеницы выросла с 10 до 12 ден.ед., а спрос сократился с 600 до 590 т/мес., а предложение пшеницы выросло с 500 до 550 т/мес.
Задание 10. Определите, на сколько процентов изменится спрос на товар при понижении цены товара-конкурента на 10% и росте доходов потребителей на 8%. Известно, что перекрестная эластичность спроса на данный товар по цене равна 0,2, а эластичность по доходу равна 0,5.