Тема 5: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Семинар:
1. Сущность, объективная основа и функции рынка.
2. Структура и виды рынков.
3. Сущность конкуренции и ее формы.
4. Инфраструктура рынка. Биржа.
Основные понятия:
Рынок, субъекты и объекты рынка, условие и причины возникновения рынка, принципы рынка, функции рынка, преимущества и недостатки рынка, структура рынка, виды рынков, инфраструктура рынка, функции инфраструктуры, элементы инфраструктуры, биржа, товарная биржа, фондовая биржа, биржа труда, универсальная и специализированная биржи, биржевой товар, ценные бумаги, аудиторская фирма, консалтинг, маркетинг, аукцион, торгово-промышленная палата, инвестиционные фонды, страховые компании, индекс курсов акций, хеджирование, деривативы, форвард, фьючерс.
Вопросы для контроля:
1. Раскройте сущность рынка и объясните его функции.
2. При каких условиях возникает рынок?
3. Раскройте содержание следующих признаков классического рынка: свобода предпринимательства; свобода конкуренции; свобода перелива капитала; полная информированность участников рынка; автономность принятия решений?
4. Что такое экономическая свобода? В каких формах она проявляется?
5. Перечислите объекты и субъектов рынка.
6. Какие функции в рыночной экономике выполняют домохозяйства, а какие - предприятия?
7. Назовите преимущества рынка и его недостатки, а также возможные пути их преодоления.
8. Назовите структуру рынка по следующим критериям: по экономическому назначению объектов рыночных отношений; по товарным группам; по пространственному признаку; по степени ограничения конкуренции; по видам собственности; по соответствию законности.
9. Раскройте сущность и назовите основные элементы рыночной инфраструктуры, а также охарактеризуйте ее социальную роль.
10. Для чего внедряется биржевая торговля?
Темы фиксированных выступлений:
1. Становление рынка в Украине: проблемы совершенствования.
2. Концепция «невидимой руки» А.Смита.
3. Структура рынков в Украине по степени конкуренции.
4. Исследование рынка: сущность, виды, методы и приемы.
5. Роль инфраструктуры рынка в повышении конкурентоспособности продукции.
6. Индекс Доу-Джонса: история, расчет, значение.
Тесты:
1. Рынок — это:
а) взаимодействие спроса и предложения;
б) взаимоотношения между продавцами и покупателями;
в) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;
г) все ответы верны.
2. Назовите тип рыночной структуры, когда на рынке функционирует множество предприятий, предлагается однородный продукт, каждый желающий может свободно войти и выйти с рынка, доступ к информации о рынке свободный:
а) чистая монополия;
б) монополистическая конкуренция;
в) олигополия;
г) совершенная конкуренция.
3. К недостаткам рынка можно отнести:
a) суверенитет субъектов рынка;
б) дифференциацию доходов в обществе;
в) эффективное распределение ресурсов;
г) производства разнообразных товаров и услуг.
4. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
а) конкуренция;
б) централизованное планирование;
в) частная собственность;
г) свобода предпринимательского выбора.
5. По утверждению экономистов-классиков, рынок никто не создавал и не проектировал. Поэтому рыночной экономикой управляют:
а) стихийные и хаотичные импульсы экономических процессов;
б) отдельные наиболее удачные предприниматели;
в) потребители и производители товаров;
г) экономические законы, проявляющиеся в деятельности хозяйствующих субъектов.
6. Основными экономическими субъектами являются:
а) предприниматели, наемные работники, менеджеры;
б) домохозяйство, предприятия, государство;
в) фирмы, наемные работники, государство;
г) государство, менеджеры, наемные работники.
7. Регулирующая функция рынка заключается в том, что:
а) через рынок происходит стихийное приспособление структуры и объема производства к структуре и объему общественных потребностей;
б) рынок побуждает производителей товаров и услуг снижать индивидуальные расходы по сравнению с общественно необходимыми и повышать общественную полезность товаров и услуг и их качество;
в) рынок обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса (в частности, связь между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;
г) на рынке происходить установление рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.
8. Стимулирующая функция рынка заключается в том, что:
а) через рынок происходит стихийное приспособление структуры и объема производства к структуре и объему общественных потребностей;
б) рынок побуждает производителей товаров и услуг снижать индивидуальные расходы по сравнению с общественно необходимыми и повышать общественную полезность товаров и услуг и их качество;
в) рынок обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса (в частности, связь между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;
г) на рынке происходить установление рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.
9. Что из перечисленного ниже не в состоянии решить рынок?
а) перераспределение доходов между богатыми и бедными;
б) эффективное распределение экономических ресурсов;
в) быстрая адаптация к изменяющимся условиям;
г) способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.
10. Что не относится к функциям рынка:
а) санирующая;
б) ценообразующая;
в) регулирующая;
г) обеспечения социальных гарантий.
11. Рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей, и может диктовать цены, - это:
а) совершенная конкуренция;
б) олигополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) монополия.
12. Когда на рынке существует единственный покупатель - это:
а) монополия;
б) монопсония;
в) дуополия;
г) монополистическая конкуренция.
13. Вид конкуренции, когда на рынке существует несколько крупных фирм, производящих как разнородную (автомобили, самолеты), так и однородную (металлопрокат) продукцию, вступление новых фирм в ту или иную отрасль рынка затруднено, имеет место взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию, - это:
а) совершенная конкуренция;
б) олигополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) монополия.
14. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:
а) действует вне системы специализации и цен;
б) предлагает достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены;
в) пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений;
г) сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.
15. Инфраструктура выступает как:
а) совокупность организационно-правовых форм,обслуживающихпродвижение и реализацию экономических благ; б) совокупность бирж, рынков, институтов,обслуживающих
продвижение и реализацию товаров;в) совокупность субъектов хозяйствования,обслуживающих
продвижение и реализацию ценных бумаг;г) все ответы верны.
16. В качестве основных функцийинфраструктуры рынка выделяются:
а) организационное оформление рыночных отношений;
б) повышение оперативности сделок, обеспечение эффективности обмена, минимизация трансакционных расходов;
в) последовательное соблюдение экономических интересов участников товарно-денежных отношений;
г) все ответы верны.
17. Биржа - это:
а) место встречи покупателей и продавцов;
б) место, где заключаются сделки;
в) место встречи брокеров и маклеров;
г) все ответы верны.
18. Хеджирование применяется:
а) для заключения сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через несколько месяцев по биржевым ценам на момент поставки;
б) для страхования сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через несколько месяцев по биржевым ценам на момент поставки;
в) для заключения сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через год по биржевым ценам на момент поставки;
г) нет правильного ответа.
19. Операция с ценными бумагами производится:
а) на товарных биржах;
б) на фондовых биржах;
в) на аукционах;
г) в торгово-промышленных палатах.
20. Какой из рынков является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по критерию насыщенности рынка товарами?
а) дефицитный рынок;
б) черный рынок;
в) мировой рынок;
г) рынок средств производства.
Задания:
Задание 1. Какие из названных понятий не являются элементами рыночной экономики:
а) производители и потребители;
б) экономическая обособленность;
в) цена;
г) дефицит;
д) спрос;
е) предложение;
ж) конкуренция;
з) рыночная инфраструктура;
и) централизованное снабжение и распределение.
Задание 2. Какие из перечисленных рынков не входят в структуру рынков по признаку экономического назначения объектов рыночных отношений:
а) рынки благ и услуг;
б) рынки жилья;
в) рынки средств производства;
г) рынки научно-технических разработок;
д) рынки ценных бумаг;
е) рынки труда;
ж) рынки валюты;
з) рынки рабочей силы;
и) межотраслевые рынки.
Задание 3. Исправьте ошибки: к рыночной инфраструктуре относят:
а) аукционы;
б) торгово-промышленные палаты;
в) торговые дома;
г) ярмарки;
д) маркетинг;
е) биржи;
ж) транспорт;
з) здравоохранение;
и) аудиторские фирмы;
к) холдинговые компании;
л) телевидение;
м) образование;
н) таможня;
о) налоговая служба.
Задание 4. Заполните таблицу 9.
Таблица 9 - Типы рынков по критерию ограниченности конкуренции
Характерные признаки | Модели рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополистичес-кая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Количество фирм | ||||
Тип продукции | ||||
Условия входа на рынок и выхода из него | ||||
Контроль по цене | ||||
Ценовая конкуренция | ||||
Неценовая конкуренция |