Сущность, структура и концепция занятости населения

Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных или общественных потребностей и приносит ее субъекту заработок или доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного на­селения по созданию общественного продукта. Следует отметить, что к трудоспособному населению относятся все, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.

Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:

- граждане, работающие по найму;

- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);

- граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;

- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;

- учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;

- работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;

- занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.

Следует отметить, что в состав экономически активного населения, кроме выше указанных категорий, входят временно неработающие в связи с отпуском или болезнью, лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также лица, ищущие работу.

В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный), которые по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

Понятие «полная занятость» не следует смешивать с по­нятием так называемой «поголовной занятости», при которой все трудоспособные обязательно трудятся. Ведь такое состоя­ние экономики практически недостижимо. Поэтому даже если часть трудоспособного населения не занята, но в то же время есть соответствующее количество свободных рабочих мест, то такое положение можно охарактеризовать как пол­ную занятость. Другими словами, полная занятость – это такой уровень занятости, когда число вакантных мест равно количес­тву ищущих работу (т.е. спрос на рабочую силу равен пред­ложению рабочей силы, даже если определенная часть населения находится без работы).

Необходимо различать полную занятость на уровне на­циональной экономики и полную занятость на уровне от­дельного индивида, предполагающую, что он занят полный рабочий день, неделю, месяц и т.д. Так же и неполная заня­тость на уровне национальной экономики предполагает из­быточность предложения рабочей силы по сравнению со спросом на нее, а на уровне индивида – занятость с непол­ным рабочим днем, неделей, месяцем и т.д.

Качественная, или эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов труда с учетом специализации, территориаль­ного и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наиболь­ший прирост национального продукта. Эффективная занятость достигается в процессе свободной ры­ночной деятельности хозяйственных единиц.

Опти­мальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью. Она предполагает оптимальное распределение и использование трудовых ресурсов с целью расширенного воспроизводства работника, гармоничного и всестороннего развития человека. Она характеризуется соответствием рабочих мест потребностям и способностям работников, их профессионально–квалификационному уровню.

В целях более глубокого изучения проблемы занятости можно выделить виды и формы занятости. Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости.

Структурные виды занятости классифицируют по следующим признакам:

- по характеру деятельности – работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная тру­довая деятельность, личное подсобное хозяйство;

- по принадлежности занятых к определенному классу или социаль­ному слою – рабочие, инженерно–технические работники и служа­щие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;

- по сферам народного хозяйства, отраслям, суботраслям и подотрас­лям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в рас­пределении трудовых ресурсов;

- по территориальному признаку (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим зонам и т.д.);

- по уровню урбанизации – по соотношению между численностью трудовых ресурсов города и села;

- по профессионально–квалификационному признаку – распределе­ние работников по группам с учетом их квалификации, уровня обра­зования, стажа работы, степени механизации труда и т.д.;

- половозрастному составу;

- видам собственности и формам организации труда.

Каждый вид занятости реализуется с помощью организацион­но–правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости, которые классифицируются с учетом признаков, представленных на рис. 4.2.

Кроме того, существует еще и сверхзанятость населения – когда в производстве заняты пенсионеры, учащиеся, т.е. все, кто не относится к рабочей силе в обычных условиях. Это чаще всего связано с войной, несовершенством трудового законодательства, низким жизненным уровнем населения и т.д.

Вместе с тем, выделяют также скрытую или теневую занятость, существующую в теневом секторе экономики и официально нигде не регистрируемую. Она особенно характерна для переходной экономики, отличающейся неотработанностью институциональных механизмов.

В экономической теории существуют два показателя уровня занятости населения:

1. Нормальный уровень занятости (НУЗ), который определяется по формуле:

НУЗ = занятое население ´100%
трудоспособное население

НУЗ, как правило, составляет 94–96%.

2. Фактический уровень занятости (ФУЗ) можно определить по формуле:

ФУЗ = количество занятого населения ´100%
предложение рабочей силы

Предложение рабочей силы состоит из суммы занятых и безработных, но ищущих работу.

ФУЗ показывает реальный уровень занятости на данном этапе развития национальной экономики.

Следует отметить, что теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследова­ний. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством на­правлений и школ в структуре мировой экономической мысли.

Сущность, структура и концепция занятости населения - student2.ru

Рис. 4.2. Классификация форм занятости населения

В соответствии с классической концепцией равновесие спроса и предложения на рынке труда устанавливается соответствующей ставкой реальной заработной платы. Свободная конкуренция на рынке труда приводит к единственной равновесной ставке заработной платы и уровню занятости, который взаимосвязан с единственным уровнем производства и дохода. Таким образом, классическая функция предложения труда (рис. 4.3., а) основана на предположении о постоянном поддерживании полной занятости, которой соответствует объем производства продукта и дохода Qf, абсолютно не зависимый от уровня цен.

 
  Сущность, структура и концепция занятости населения - student2.ru

Рис. 4.3. Классическая (а) и кейнсианская (б) функции предложения труда

Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и др. За основу ее взяты положения классической теории А. Смита. Эти авторы рас­сматривают рынок труда как внутренне неоднородную и динамичную систему свя­зей, подчиняющуюся рыночным законам. Регулятором ее служит рыночный меха­низм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рын­ка, увеличивается или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их пониже­ния, а следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда.

Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости – уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной зарплаты – устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эф­фективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее макси­мально возможный уровень при данном размере заработной платы. Функция предложения труда выглядит как горизонтальная линия (рис. 4.3., б). Спрос на ра­бочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производ­ства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно–денежного регулирования. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы.

В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распределяется увеличение общего спроса между разными от­раслями, т. е. структура совокупного спроса. Эффективное средство обеспечения достаточного уровня занятости – это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конк­ретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процес­сами, а механизм ее реализации базируется на закономерностях и явлениях пси­хологического характера (склонность к потреблению, склонность к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главны­ми экономическими показателями.

Представители монетаристской школы (М. Фридмен, Э. Фелпс и др.) обосно­вывают положение о том, что рыночная экономика представляет собой самона­страивающуюся систему, ценовой механизм, которой сам определяет рацио­нальный уровень занятости. При такой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства в конечном счете приведет к раскру­чиванию инфляционной спирали.

Монетаристы полагают, что в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы. Этот уровень получил название «естествен­ная норма безработицы», которая отражает действительные структурные харак­теристики рынков труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохас­тические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих местах и имеющейся рабочей силе, издержки мобильности и др.

Отклонения занятости от своего «естественного уровня» могут быть только краткосрочными. Если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше, то к ускоряющейся дефляции. Политика по стабилизации занятости должна быть направлена на борьбу с отклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы, с колебаниями объемов произ­водства и численности занятых. Для уравновешивания рынка труда монетаристы предлагают в основном использовать рычаги денежно–кредитной политики.

Институционально–социологическая школа, представленная такими экономи­стами, как Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Ульман, основывается на положении о том, что проблемы в области занятости могут быть решены с помо­щью разного рода институциональных реформ. Для них характерен отход от концентрации внимания только на макроэкономическом анализе и осуществлена попытка объяснить имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных, профессиональных, отраслевых, половозрастных, этнических и дру­гих различий в структуре рабочей силы и соответствующих им уровней зара­ботной платы.

Контрактная теория занятости (М. Бейли, Д. Гордон, К. Азариадис) пред­ставляет собой концепцию, основанную на синтезе неоклассических представле­ний с кейнсианскими. С одной стороны, авторы принимают кейнсианский тезис о жесткости денежной заработной платы и полагают, что приспособление на рынке труда происходит за счет изменений физических объемов производства и занятос­ти, а не цен. С другой стороны, сама эта жесткость выводится из оптимизирующего поведения индивидуумов, действующих в собственных экономических интересах.

В основе данной теории лежит положение о том, что предприниматели и ра­бочие вступают между собой в долгосрочные договорные отношения. Между работниками и предпринимателями возникает соглашение – «имплицитный контракт», который соблюдается ими не потому, что этого требует юридический договор, а потому, что это экономически обоюдовыгодно. Фирма в период спада производства не снижает оплату труда, а в период подъема резко не повышает оплату труда квалифицированным работникам. Динамика денежной заработной платы оказывается сглаженной. Во время падения производства она не опускает­ся, а во время подъема не слишком поднимается, возрастает плавно и равномер­но. Уровень заработной платы изменяется в определенных прогнозируемых гра­ницах.

Концепция гибкого рынка (Р. Буае, Г. Стэндинг) получила распространение в конце 70–х годов, когда в наиболее развитых странах Запада происходила струк­турная перестройка экономики. За ее основу взято положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индиви­дуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, не­полный рабочий день или неделя, краткосрочные контракты). Такой подход призван обеспечить уменьшение издержек структурной перестрой­ки экономики и достигается за счет:

- многообразия гибкости форм найма (увольнения) и форм занятости;

- гибкости регулирования рабочего времени, установления более подвижного режима работы с ненормируемым рабочим днем;

- гибкости в регулировании заработной платы на основе более дифференци­рованного подхода;

- гибкости методов и форм социальной защиты работников, а также адапта­ции объема, структуры, качества и цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения на рынке труда.

В целом концепция гибкого рынка труда предполагает формирование мно­гообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников и направ­лена на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и под­держание высокого уровня занятости населения.

Содержание, виды, типы и измерение безработицы

Невозможность обеспечения занятости трудоспособного населения приводит к безработице, представляющей собой социально–экономическое явление, которое выражается в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал. Безработица – это особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно неза­нятой, избыточной. По определениям МОТ к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, актив­но ищущие работу, но не имеющие ее в данный момент.

Таким образом, для того чтобы получить статус безработного недостаточно лишь не иметь работы, необходимо активно пытаться ее найти. В соответствии с данными условиями лица пенсионного возраста, ухаживающие дома за детьми, люди, прекратившие поиск работы, временно не работающие по каким–либо причинам к безработным не относятся. В Республике Беларусь в соответствии с "Законом о занятости" безработными считаются граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости.

В зависимости от избранных критериев выделяют следующие виды безработицы:

ü по продолжительности существования – краткосрочную (обычно до 6 месяцев) и долгосрочную (более полугода);

ü по характеру проявления – открытую, учитываемую официальной статистикой, и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников;

ü по степени охвата различных групп населения – основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

ü по отношению безработных к занятости – действительную, когда безработные желают и могут трудиться, и фиктивную, когда у безработных нет желания, а со временем и возможности работать;

ü по этапу социально–экономического развития страны – естественная (проявляется на этапе экономического подъема экономики), циклическая (характерна для этапа кризиса экономики), переходная (характерна для экономики переходного периода и связана с трансформацией системы социально–экономических отношений);

ü по профессионально–образовательному составу безработных – безработица "белых воротничков" – высококвалифицированных работников – инженерно–технических, врачей, учителей и т.д.; безработица "синих воротничков" – квалифицированных рабочих со средним и средним специальным образованием; безработица "черных воротничков" – работников неквалифицированного и низкоквалифицированного труда с начальным уровнем образования.

Кроме этого, безработица бывает добровольная (когда люди не хотят работать из–за низкой заработной платы, отдаленности мес­та жительства от места работы и по другим причинам лич­ного порядка, несмотря на наличие свободных рабочих мест) и вынужденная (когда уровень заработной платы выше точки рыночного равновесия, в результате чего возникает разрыв между спросом и предложением труда).

Следует отметить, что кроме видов в экономической литературе различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, технологическую, циклическую и естественную.

Фрикционная безработица.На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.

Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели – рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы. Она обусловлена тем, что между работниками и свободными рабочими местами все­гда существует определенное несоответствие, когда отсутствует полная инфор­мация об имеющихся вакансиях или эта информация стоит слишком дорого. Ее уровень определяется общими затратами времени на поиски новой работы (от 1 до 3 месяцев).

Структурная безработица.Главной причиной структурной безработицы яв­ляется профессионально–квалификационное и территориальное несоответствие между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике. Развитие экономики постоянно сопровождается структур­ными изменениями: возникают новые технологии, новые товары, вытесняющие старые. Происходят сдвиги в структуре спроса на рынке капиталов, рынке това­ров и рынке труда. В результате этого происходят изменения в профессионально–квалификационной структуре рабочей силы, что требует ее постоянного территориального и отраслевого перераспределения. Структурная безработица имеет место тогда, когда работники, потерявшие в результате структурных сдвигов ра­боту в одних секторах экономики, не могут быть устроены на свободных рабочих местах, которые имеются в других отраслях (секторах, регионах).

Структурная безработица отличается от фрикционной большей продолжи­тельностью (обычно более шести месяцев подряд) и характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охваты­вает население экономически отсталых районов.

Технологическая безработицаозначает вынужденную незанятость работников из–за внедрения новой техники и технологии, неспособности или невозможности трудиться в новых технологических условиях. От технологической безработицы не застрахована ни одна экономика. Однако особенно такая безработица ощущается там, где быстрое развитие НТП сочетается с высоким уровнем доходов занятых, что придает большую экономичес­кую эффективность и ведет к сокращению количества рабочих мест.

С экономическими циклами связана циклическая безрабо­тица, возникающая в результате циклических спадов произ­водства и кризисов. Когда совокупный спрос на товары и ус­луги уменьшается, занятость сокращается, а безработица рас­тет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Паде­ние совокупного спроса на труд происходит в условиях негиб­кости реальной заработной платы и ее понижения.

Три формы безработицы – фрикционная, структурная и технологическая – существуют практически всегда. Поэтому уровень безработицы, равный сумме фрикционной, структур­ной и технологической безработицы, называется естествен­ным. Он постоянно растет и в настоящее время в экономи­чески развитых странах составляет примерно 5–6 % по сравне­нию с 3–4 % в 60–х годах. Соответственно, состояние полной занятости в национальной экономике предполагает нали­чие безработицы не выше ее естественного уровня. По мнению М. Фридмена естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы подобно тому, как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.

Естественный уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет (используются прогнозные оценки с уче­том вероятностной динамики ожидаемого уровня инфляции).

В индустриальных странах (например, в США) для полу­чения соответствующего мониторинга статистическое управле­ние министерства труда ежемесячно проводит выборочные оп­росы примерно 60 тысяч семей об отношении к занятости. Однако статистические погрешности неизбежны, так как, на­пример, лица, которые активно не ищут работу, могут указать в анкете, чтобы получить пособие по безработице, что они за­нимаются поисками рабочих мест. В результате и фактиче­ский, и естественный уровни безработицы окажутся завышен­ными. С другой стороны, безработными себя часто называют те, кто занят в "теневой" экономике – в результате уровень безработицы тем выше, чем больше доля "теневого" сектора. Последнее особенно актуально для экономик переходного пе­риода, где значительная доля занятых в "теневом" бизнесе со­четается с отсутствием адекватного статистического монито­ринга экономики, неразвитостью инфраструктуры рынка тру­да, поддержанием "скрытой" безработицы как фактора отно­сительной стабилизации государственных расходов и сниже­ния социального риска.

Основными причинами существования естественного (устойчивого) уровня безработицы являются следующие.

1) Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице. Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству – увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и струк­туры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработицы. Инструмен­том разрешения этой проблемы являются государственные ин­вестиции в инфраструктуру рынка труда (развертывание раз­личных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствова­ние информации о вакансиях и т.д.). В краткосрочном перио­де финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.

2) Устойчивость (жесткость) заработной платы порождает "безработицу ожидания". Безработица ожидания возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением (см. рис. 4.4.).

"Жесткость" заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными потому, что при жестком уровне заработной платы (W/P1) предложение труда L2 превосходит спрос на труд L1 и люди про­сто "ожидают" возможности получить работу по фиксирован­ной ставке оплаты.

"Застывание" рынка труда в неравновесном состоянии связано с:

1) законодательным установлением минимума заработной платы, которое ограничивает ее свободные колебания. Огра­ничивающее воздействие минимума заработной платы оказы­вается тем более значительным, чем выше удельный вес моло­дежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категорий занятых равновесная ставка заработной платы ниже законодательно установленного минимума;

2)фиксацией уровня заработной штаты в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых согла­шениях;

2) незаинтересованностью фирм в снижении уровня зара­ботной платы из–за риска потери квалифицированной ра­бочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.

 
  Сущность, структура и концепция занятости населения - student2.ru

Рис. 4.4. Безработица ожидания

Следует подчеркнуть, что количественную безработицы в любой стране отражает показатель уровня безработицы, показы­вающий отношение количества безработных, зарегистриро­ванных официальными службами, к общему количеству ра­бочей силы. Для его расчета, все население обычно разде­ляют на три группы:

· лица, не влившиеся в состав рабочей силы, т.е. не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специ­ализированных учреждениях. Их не считают потенци­альными компонентами рабочей силы;

· лица, выбывшие из состава рабочей силы. Эту группу составляют люди, потенциально имеющие возможность ра­ботать, но не работающие и не ищущие работу, в том числе неработающие, вышедшие из трудоспособного возраста, а также потенциально не имеющие возможности работать;

· рабочая сила – эта группа состоит из работающих и безработных, активно ищущих работу.

Таким образом, уровень безработицы можно рассчитать по формуле:

Уровень безработицы= количество безработных ´100%
предложение рабочей силы

В любом обществе безработица всегда связана с определенными социальными и экономическими издержками. Экономические потери общества измеряются сто­имостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятос­ти и социальному обеспечению.

Безработица ведет к усилению социально–негативных процессов, росту напряжен­ности, социальной патологии в обществе. Американский ученый М. Харвей Бренер на основе анализа данных о населении США в 1970 г. отмечал, что на протяжении 30 лет увеличение безработицы на 1 % при сохранении ее в течение шестилетнего периода приводит к росту показателей «социальной патологии»: общей смертности на 2 %, числа самоубийств на 4,1 %, количества убийств на 5,7 °/о, увеличению числа заключенных в тюрьмах на 4 %, увеличению количества больных в результате психи­ческих заболеваний на 4 %. В целом же совокупные затраты общества, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально–негативных послед­ствий безработицы, имеют довольно значительную величину.

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень без­работицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе зако­на, сформулированного американским экономистом А. Оукеном:

Сущность, структура и концепция занятости населения - student2.ru

где Qпз – уровень выпуска продукции при полной занятости;

Qф – фактический выпуск продукции;

Uф – фактический уровень безработицы;

Uпз – норма безработицы при полной занятости (естественная норма безработицы);

а–коэффициент, рассчитанный эмпирическим путем, а = 2,5.

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1 % над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВНП по срав­нению с потенциально возможным ВНП в среднем на 2,5 %. Так, например, если в прошлом году фактический ВНП составил 4500 млрд. долл., фактический уровень безработицы – 9 %, а ее естественный уровень – 6 %, то экономика недополучила продукции на 337,5 млрд. долл., что составляет 2,5%´3,0% = 7,5% от фактически произведенного ВНП. Потенциальный ВНП при полной занятости составил бы 4837,5 млрд. долл.

Необходимо отметить, что безработица оказывает и неко­торое положительное воздействие на экономику и общество, поскольку, например, фрикционная безработица способствует рациональной занятости в результате нахождения работниками более адекватных их потребностям рабочих мест. Структурная и технологическая безработица стимулирует повышение квалификационно-образовательного уровня трудящихся и оптимизирует профессиональную структуру совокупной ра­бочей силы. В долгосрочной перспективе это оказывает по­зитивное влияние на динамику ВНП и уровень жизни на­селения.

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: соци­альной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социаль­ной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно–кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятос­ти направлена на создание новых рабочих мест, системы переподго­товки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздейству­ет на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: актив­ные и пассивные.

Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся:

1) кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;

2) организационные законодательные и финансовые меры госу­дарства, которые включают организацию системы образования и производственно–технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству; регулирование отраслевой и регио­нальной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление про­грамм общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительс­тве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социаль­ной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоем­ких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы соци­ального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безра­ботице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Наши рекомендации