Какие из перечисленных ниже сделок будут включены в ВНП, а какие нет? Объясните, почему?
a) Семья продает свою старую квартиру за 200 млн. руб. и покупает квартиру в только что построенном доме за 250 млн. руб.
b) Фирма приобретает 10 компьютеров уже бывших в употреблении, у другой фирмы.
c) Семья покупает акции компании «А» на сумму 10 млн. млн. руб.
d) Фирма выпускает продукцию на сумму 10 млн. долл., половину продает через фирменный магазин, а другуюполовину хранит на складе.
e) Издательство продает книги, хранившиеся на складе с прошлого года, на сумму 500 тыс. руб.
В заданиях 2 - 4 укажите единственно верный ответ и обоснуйте его:
2.Если стоимость стали, краски, изоляции и всех других компонентов, используемых в производстве электроплит, включается при измерении ВНП,то данный показатель является:
А) слишком высоким из-за проблемы двойного счета;
Б) точным, так как каждый отдельный компонент включается в рыночную операцию;
В) слишком малым из-за проблемы двойного счета.
3.Если цены текущего года ниже цен базового года, то реальный ВНП:
А) равен номинальному ВНП;
Б) меньше номинального ВНП;
В) превышает номинальный ВНП.
4.Если С = 400$, Ig = 70$, G = 50$, Xn = 25$, то GNP равен:
А) 520$;
Б) 495$;
В) 545$.
В заданиях 5 – 7 определите, верны или неверны приведенные утверждения. Ответы обоснуйте:
5.Для предотвращения двойного счета следует использовать добавленную стоимость, чтобы измерить стоимость произведенных товаров.
6.ЧНП измеряет конечную рыночную стоимость произведенных в течение года товаров после ее корректировки на сумму капитала, использованного в процессе производства товаров.
7.Если страна импортирует товаров на сумму 20,5 млрд. долл., а экспортирует – на 18,7 млрд. долл., то чистый экспорт составит 1,8 млрд. долл.
В заданиях 8 – 10 вставьте пропущенные слова в приведенные утверждения:
8. (ВНП / ВВП) ____________ является показателем выпуска продукции с использованием внутренних факторов производства вне зависимости от того, кто владеет данными факторами.
9. Доход, расходуемый домашними хозяйствами, называется ____________, он (больше / равен / меньше) ___________, чем национальный доход.
10. Если необходимо сравнить денежную стоимость выпуска продукции, то соответствующим показателем будет служить (номинальный / реальный) __________ ВНП; однако если необходимо сравнить физический объем производства товаров, то соответствующим показателем является (номинальный / реальный) __________ ВНП.
Ответы:
1: а, b, c, e – нет, d – да;
2.А; 3.В; 4.В;
5.В; 6.Н; 7.Н;
8.ВВП;
9.личным располагаемым доходом, меньше;
10.номинальный, реальный.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
Учебные цели:
• представлять экономическое содержание категории «совокупный спрос», уметь графически изображать кривую совокупного спроса и объяснять ее отрицательный наклон;
• знать факторы, влияющие на совокупный спрос, уметь графически показывать влияние их изменений на положение кривой совокупного спроса;
• понимать экономический смысл категории «совокупное предложение», объяснять зависимость, которую иллюстрирует кривая совокупного предложения;
• знать неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение;
• представлять классический и кейнсианский подходы к определению формы кривой совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах;
• уметь графически изображать синтетическую модель кривой совокупного предложения;
• уметь определять графически равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение»;
• знать определения и уметь графически изображать простейшие функции потребления и сбережения;
• понимать экономический смысл категорий средней и предельной склонности к потреблению (сбережению);
• знать основные факторы, определяющие динамику потребления, сбережений и инвестиций;
• представлять различие между планируемыми и фактическими расходами, уметь графически определять макроэкономическое равновесие, сопоставляя совокупные расходы и доходы, сбережения и инвестиции;
• знать, что такое эффект бережливости, иметь представления о рецессионном и инфляционном разрывах, их воздействии на экономику.
Совокупный спрос – совокупное предложение (Модель AD-AS)
Основными понятиями вмакроэкономике выступают совокупный спрос и совокупное предложение, а основной (базовой) макроэкономической моделью — модель «совокупного спроса — совокупного предложения» (модель AD-AS).
Совокупный спрос и его факторы
Кривая совокупного спроса
Совокупный спрос(aggregate demand — AD) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги.
Компонентами совокупного спроса выступают:
• спрос домашних хозяйств — потребительский спрос (С);
• спрос фирм — инвестиционный спрос (I);
• спрос со стороны государства — государственные закупки товаров и услуг (G);
• спрос остального мира— чистый экспорт (Xn).
Поэтому формула совокупного спроса имеет вид:
AD = C + I + G + Xn.
Она похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что ВВП представляет собой сумму фактическихрасходов всех макроэкономических агентов, которые они сделалив течение года, в то время как совокупный спрос отражает расходы, которые намерены сделатьмакроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т.е. величина совокупного спроса зависит, прежде всего, от уровня цен.
Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.
Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон.
На графике по оси абсцисс откладывается реальный объем выпуска — реальный ВВП — Y, измеряемый в денежных единицах, т.е. это стоимостной показатель, а по оси ординат — общий уровень цен Р (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах (долях единицы). При более высоком уровне цен (P1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) (точка В), а рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:
Эффект Пигу
• эффектом реального богатства или эффектом реальных денежных запасов — эффектом Пигу (названным в честь известного английского экономиста Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие «реальные денежные запасы»).
Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального финансового богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р): ,и представляющего собой реальную покупательную способность накопленного номинального финансового богатствачеловека, которое включает наличные деньги (денежные финансовые активы) и ценные бумаги (неденежные финансовые активы с фиксированной номинальной стоимостью — акции и облигации). Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен (Р) повышается, покупательная способность номинального богатства (М) (т.е. величина реальных денежных запасов ) падает. Это означает, что на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребительские расходы (С), а поскольку потребительский спрос является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки
P ® ¯ ® C¯ ® AD¯;
Эффект Кейнса
• эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса.
Он состоит в следующем: если уровень цен (Р) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (МD), так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, при неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), т.е. ставка процента (R). Удорожание кредита, который в первую очередь берут фирмы для покупки инвестиционных товаров, ведет к сокращению величины инвестиционного спроса (I), являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки
P ® МD ® R ® I® AD¯.
Эффект Манделла—Флеминга.
• эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта— эффектом Манделла—Флеминга.
Он заключается в следующем: если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Ех) сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (1т) увеличивается. В результате чистый экспорт (Xn) сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Манделла—Флеминга может быть представлен логической цепочкой
P ® Ex¯, Im ® Xn¯® AD¯.
Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой AD.
Неценовые факторы совокупного спроса
Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос. Это означает, что величина совокупного спроса изменяется при каждом уровне цен, т.е. происходит сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, если сокращается, то она сдвигается влево.
К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов. Рассмотрим их.
Потребительские расходы
Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:
• уровень благосостояния,или величина богатства. Чем выше уровень благосостояния, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос — кривая AD сдвигается вправо.
• уровень текущего дохода. Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо);
• ожидания потребителей, которые включают:
ожидания изменения дохода в будущем — если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо),
ожидания изменения уровня цен — если люди ожидают роста уровня цен через какой-то промежуток времени, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем, что также ведет к увеличению совокупного спроса;
• налоги.Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода (Yd), частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево;
• трансферты.Увеличение трансфертов означает рост располагаемого дохода, поэтому потребительские расходы растут и совокупный спрос увеличивается, обусловливая сдвиг кривой AD вправо;
• уровень задолженности домашних хозяйств. Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домашние хозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево);
• ставка процента по потребительскому кредиту — чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домашние хозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы (сдвиг кривой AD влево).
Инвестиционные расходы
Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:
• ожидания инвесторов(фирм). Если инвесторы ожидают высокой нормы отдачи от инвестиций, они будут финансировать инвестиционные проекты. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо.
• ставка. Чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, кривая AD сдвигается влево.
• величина дохода. Поскольку часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше совокупные инвестиционные расходы. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями;
• налоги. Рост налогов снижает прибыль инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево;
• трансфертыфирмам — они выступают в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита и стимулируют инвестиционный спрос;
• технологии. Появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба, увеличивает прибыль фирм и ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо;
• избыточные производственные мощности. Их наличие снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно;
• величина запаса капитала фирм. Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше изменится у фирм запас капитала по сравнению с оптимальным, тем больше инвестиционный спрос.
Государственные закупки
Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг.
Величина государственных закупок товаров и услуг (G) является, как правило, параметром управления и определяется государственными законодательными органами при разработке государственного бюджета на очередной финансовый год.
Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение — сокращает. Изменение величины государственных закупок выступает важным инструментом стабилизации экономики, который используется для воздействия на совокупный спрос с целью поддержания полной занятости и стабильного уровня цен.
Чистый экспорт
Факторы, воздействующие на чистый экспорт:
• величина валового внутреннего продукта и национального дохода в других странах.Рост ВВП и НД за рубежом ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос,
• величина валового внутреннего продукта и национального дохода в данной стране.Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты увеличивают спрос на товары и услуги других стран, что ведет к росту импорта, сокращению чистого экспорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая AD сдвигается влево,
• валютный курс национальной денежной единицы.Валютный курс — это цена национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах другой страны, т.е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (например, 1 фунт стерлингов = 2 дол.). Рост валютного курса (в нашем случае 1 фунт стерлингов = 3 дол.) означает, что американцы должны теперь поменять больше долларов, чтобы получить столько же фунтов и купить то же количество английских товаров, что и раньше, поэтому английские товары станут относительно более дорогими для США и экспорт Великобритании сократится. При этом американские товары становятся для англичан относительно более дешевыми, поскольку англичанам потребуется поменять меньше фунтов для покупки того же, что и прежде, количества американских товаров. Импорт Великобритании возрастет, чистый экспорт сократится и обусловит сокращение совокупного спроса. Таким образом, чем выше валютный курс национальной денежной единицы, тем меньше чистый экспорт и совокупный спрос.
Изменение чистого экспорта в результате изменения валютного курса как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (т.е. изменения уровня цен), что обусловливает движение вдоль кривой AD.
Денежные факторы
Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, являются денежные факторы.
Кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена):
MV = PY,
где М — количество денег в обращении, V — скорость обращения денег (величина, показывающая количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица, или количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица), Р — уровень цен в экономике, Y — реальный ВВП.
Из уравнения количественной теории денег при заданных М и V получаем обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен:
Y =
Это означает, что ценовой фактор (изменение уровня цен) влияет на величину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD.
Из уравнения также получаем два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос, т.е. величину совокупного спроса при каждом уровне цен, сдвигая кривую AD:
• масса денег в обращении (предложение денег).Рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег), делая кредиты более дешевыми, что увеличивает потребительские и инвестиционные расходы, и соответственно совокупный спрос. И наоборот, уменьшение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево. Регулирование денежной массы осуществляет центральный банк страны, что лежит в основе монетарной политики, с помощью которой путем воздействия на совокупный спрос может проводиться стабилизация экономики;
• скорость обращения денег.Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса.
10.1.2 Совокупное предложение в классической и кейнсианской моделях
Совокупное предложение
Совокупное предложение (aggregate supply — AS) — это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок к продаже все производители(частные фирмы и государственные предприятия).
Величина совокупного предложения представляет собой объем выпуска, который все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен.Поэтому можно построить кривую совокупного предложения (кривую AS), показывающую зависимость величины совокупного предложения от уровня цен
В отличие от кривой совокупного спроса, которая отражает обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен и поэтому всегда имеет отрицательный наклон, соотношение между величиной совокупного предложения и уровнем цен зависит от периода времени и определяется скоростью адаптации всех цен к изменению рыночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения на рынке), т.е. скоростью уравновешивания рынков. Поэтому кривая совокупного предложения имеет разный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Кривая AS состоит из трех отрезков: горизонтального, возрастающего и вертикального.
На графике символом Y* обозначен потенциальный уровень реального объема национального производства.
Потенциальный объем выпуска — это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов (труда и капитала) и существующей технологии.
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок соответствует краткосрочному периоду и ситуации в экономике, когда имеющиеся материальные и людские ресурсы используются не на полную мощность. В таких условиях можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения цен, так как вовлекаются незагруженное оборудование и незанятая рабочая сила.
Промежуточный (возрастающий) отрезок, соответствует ситуации, когда использование ресурсов приближается к полной занятости, то есть в отдельных отраслях оказываются занятыми все мощности и трудовые ресурсы. Для того, чтобы расширить совокупный объем производства, необходимо повысить цены на факторы производства. Поэтому на данном отрезке при расширении объема производства должны повышаться и цены.
Классический (вертикальный) отрезок соответствует долгосрочному периоду и состоянию полной занятости; реальный объем национального производства равен потенциальному, его уже нельзя увеличить. В ответ на рост совокупного спроса уровень цен растет, то есть растет номинальный ВНП, а реальный ВНП остается на том же уровне.
Факторы долгосрочного совокупного предложения
В долгосрочном периоде меняются и цены на товары, и цены на ресурсы (прежде всего номинальная заработная плата), все цены совершенно гибкие и изменяются пропорционально друг другу, и все рынки приходят во взаимное равновесие. При любом уровне цен фирмы могут произвести ровно столько продукции, сколько позволяют имеющиеся в экономике ресурсы. Кривая долгосрочного совокупного предложения имеет вертикальный вид.
Неценовым фактором, который воздействует на само совокупное предложение в долгосрочном периоде и обусловливает сдвиг кривой AS, является изменение количества и (или) качества (производительности) экономических ресурсов (труда,физического капитала, человеческого капитала,природных ресурсов, технологических знаний), что лежит в основе изменения производственного потенциала экономики и поэтому изменения величины потенциального объема выпуска (от Y* до Y1*) при каждом уровне цен. Увеличение количества и (или) совершенствование качества экономических ресурсов сдвигает кривую долгосрочного совокупного предложения вправо от AS до AS1 что означает экономический рост.
Факторы краткосрочного совокупного предложения
В краткосрочном периоде цены на товары либо не меняются, либо меняются быстрее, чем цены на ресурсы.
При построении своей модели Дж.М. Кейнс исходил из того,
что все цены жесткие (фиксированная заработная плата и фиксированные цены на товары) и не меняются, что соответствует краткосрочному периоду и ситуации, когда в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов (высокий уровень безработицы). Поэтому он считал, что величина совокупного предложения не зависит от уровня цен, то естькривая краткосрочного совокупного предложения AS имеет горизонтальный вид. Такая ситуация в реальной экономике встречается достаточно редко, она получила название «крайний кейнсианский случай».
Для краткосрочного периода в условиях современной экономики характерно, что цены на товары гибкие (меняются, адаптируясь к изменению рыночной конъюнктуры), а цены на ресурсы жесткие (не меняются), рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы (заработной платы), поэтому величина совокупного предложения находится в прямойзависимости от уровня цен. Кривая краткосрочного совокупного предложения, по сути, является кривой средних издержек. Поскольку целевой функцией фирмы выступает максимизация прибыли π, которая на единицу продукции равна разнице между ценой товара Р и издержками на его производство АТС
π = Р - АТС,
то при неизменных средних издержках, чем выше уровень цен (Р1> Р2), тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т.е. тем больше величина совокупного предложения (Y1 > Y2). Кривая краткосрочного совокупного предложения AS1 имеет положительный наклон.
Неценовые факторы
Неценовыми факторами,воздействующими на само совокупное предложение в краткосрочном периоде, и сдвигающими кривую совокупного предложения, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции (средние издержки) при каждом уровне цен.
Если издержки растут, совокупное предложение сокращается, и кривая совокупного предложения сдвигается (вверх) влево от AS1 до AS2 Если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается и кривая совокупного предложения сдвигается (вниз) вправо от AS1 до AS3.
К неценовым факторам совокупного предложения в краткосрочном периоде относятся:
• цены на ресурсы. Чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки и тем меньше совокупное предложение. Основные компоненты издержек: цены на сырье и материалы; ставка заработной платы — цена труда; ставка процента — цена аренды капитала или цена заемных средств. На величину цен на ресурсы влияют:
• количество ресурсов — чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы;
• цены на импортные ресурсы — их рост, особенно для ресурсоимпортирующих стран, увеличивает издержки и сокращает совокупное предложение, и наоборот;
• степень монополизма на рынке сырьевых ресурсов — чем выше степень монополизации на ресурсных рынках, тем выше цены на ресурсы, а поэтому издержки, и тем, следовательно, меньше совокупное предложение;
• степень юнионизации рынка труда — чем больше сила профсоюзов и чем большее количество рабочих охвачено ими, тем выше ставка заработной платы и выше издержки фирм;
• количество ресурсов. Чем больше ресурсов вовлечено в производство, тем при прочих равных условиях больше совокупный выпуск, т.е. совокупное предложение. Например, сокращение уровня безработицы ведет к росту совокупного предложения, а ее рост - к снижению совокупного объема выпуска;
• производительность ресурсов. Она представляет собой отношение общего объема производства к затратам, т.е. это величина среднего продукта ресурса. Чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и больше совокупное предложение;
• технологический прогресс. Он обеспечивает появление и использование более совершенных технологий, более производительного оборудования и требует роста уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочих, что снижает издержки на единицу продукции и увеличивает совокупное предложение. Технологический прогресс ведет к росту производственного потенциала страны и поэтому влияет на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде и воздействует как на совокупное предложение, так и на совокупный спрос;
• налоги на бизнес. Фирмы рассматривают налоги на предпринимательство, особенно косвенные, как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения;
• трансферты фирмам. Их можно рассматривать как антиналоги, поэтому воздействие трансфертов на совокупное предложение положительное;
• государственное регулирование экономики. Чем больше государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений оно создает и чем выше степень бюрократизма, тем больше бремя содержания аппарата чиновников и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения.
Равновесие в модели AD-AS
Равновесие в модели AD-AS устанавливается при таком уровне цен, при котором величина совокупного выпуска, предлагаемого к продаже всеми производителями, равна величине совокупного спроса, который предъявят все макроэкономические агенты. На графике равновесие соответствует точке пересечения кривой совокупного спроса с кривой совокупного предложения. Координаты этой точки пересечения позволяют определить величину равновесного объема выпуска Y (равновесного ВВП) и равновесного уровня цен Р. Изменения либо совокупного спроса, либо совокупного предложения ведут к изменению равновесия и равновесных значений выпуска и уровня цен.