Основные направления развития экономики в послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъём – Новые возможности Казахстана» А. 2010.

Основные приоритеты инновационной индустриализации Казахстана в актовой лекции Президента РК Н.А. Назарбаева на тему « Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее». Каз.НУ имени аль- Фараби. Алматы,13 октября 2009 года.

В начале 80-х годов прошлого столетия за рубежом получила развитие концепция формирования национальных инновационных систем (НИС). НИС – это совокупность субъектов инновационной деятельности, которые обеспечивают процесс генерации, распространения и использования знаний. Сейчас в рамках НИС на цели технологического оснащения выделяются крупные ресурсы, особенно по базовым критическим технологиям, использование которых обеспечивает определяющий вклад в экономическое и социальное развитие страны. Как показывает мировой опыт, в последнее десятилетие наибольших успехов в хозяйственном развитии достигли именно инновационно-ориентированные предприятия. К таким структурам в первую очередь можно отнести многие корпорации и фирмы США, Японии, Великобритании, Германии. В этих государствах стержнем экономической стратегии является не просто развитие высокотехнологических производств, а достижение инновационной сбалансиро­ванности – оптимизации роли и величины инновационного компонента. Такой подход формирует особое отношение бизнеса и общества к развитию наукоем­ких технологически сложных производств и широкомасштабному проведению НИОКР, что и предопределяет развитие экономики по инновационному пути.

В Казахстане создание национальной инновационной системы приобретает некую определенность и конкретный характер. Однако, восприимчивость экономики к инновациям еще слаба. Остается весьма низкой доля обрабатывающей промышленности в ВВП. Медленными темпами идут развитие науки, внедрение наукоемких технологий. Диверсификация экономики так и не стала реальным приоритетом всех органов власти и общенациональной идеей страны.

В сложившихся социально-экономических условиях, проблема преодоления технологической отсталости с учетом состояния мировой экономики требует формирования на основе концентрации ресурсов на прорывных на­правлениях нового технологического уклада, многократного повышения инно­вационной и инвестиционной активности, усиления воздействия государства на экономическую динамику при обеспечении нового качества ее развития. Особую актуальность приобретает концепция планирования индустриально-инновационного развития экономики страны, на основе ра­ционального размещения про­изводственных и инфраструк­турных мощностей, которая позволит повысить эффектив­ность государственной инвестиционной политики; провести балансировку целей и име­ющихся ресурсов; выработать принципы инфраструктурно­го развития и прогнозирования показателей социально-экономического развития страны и регионов.

Учитывая все это, Казахстан вступил в новый этап экономического развития – в пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития. На наш взгляд, основными задачами и главными приоритетами Государственной программы по переводу казахстанской экономики на индустриальные рельсы являются: обеспе­чение диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде с увеличением ВВП до 2015 г. на 7 трлн. тенге или примерно на 50% от ВВП 2008 года; консолидация усилий бизнеса и госу­дарства в концентрации ресурсов страны на развитии приоритетных секторов экономики; формирование благоприятной макросреды и инвес­тиционного климата; повышение ин­тенсивности и производительности национальной экономики; развитие инновационных производств, продукции с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем производительности труда.

Важно отметить, что основным инструментом реализации Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития на период 2010-2014 гг. являются региональные инициативы. Каждый регион уникален и решение проблем любой из областей требует отдельного подхода и исследования.

Как показало теоретическое исследование, в Казахстане в свете реализации Стратегии-2020, важными остаются вопросы дальнейшего развития и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем выявления и разведки новых высокоэффективных рудных месторождений с более высоким содержанием полезных компонентов. А также, разработки и использования новых технологических процессов и оборудования, обеспечивающих технико-экономические показатели производства, соответствующие условиям конкурентоспособности, остаются актуальными и требуют своего решения.

Оптимизация государственного регулирования изучаемой отрасли промышленности вызвана, прежде всего, потребностью решения задач, намеченных Госпрограммой форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Это вызвано тем, что обостряющаяся межгосударсваенная конкуренция в глобальных инвестициях ведет к значительному улучшению условий бизнеса (инновационной привлекательности) практически во всем мире, что, в свою очередь, еще более подхлестнет прогресс глобализации (таблица 1).

В целом, доминирующие тенденции в мировой экономике, создающие новую глобальную экономическую реальность, можно классифицировать, как: переход от индустриальной к постиндустриальной экономике, глобализации, экономической либерализации, нарастанию глобальной конкуренции и региональной интеграции.

Казахстан, располагает стратегическими сырьевыми ресурсами. Тенденция развития мировой экономики показывает, что у республики нет иного пути, чем развитие экономики, основанного на знаниях, т.е. экономике инновационного типа.

Таблица 1 - Факторы перехода от индустриальной экономики к постиндустриальной

Экономика Описание Факторы перехода
Аграрная Преобладание сельского производства Наличие рабочей силы. Накопление капитала. Простые экономические отношения.
Индустриаль-ная Наличие заводов, фабрик по производ-ству продукции, как для населения, так и для производства. Преобладание промышленности в структуре экономики. Преимущественно вертикально интегрированная структура производства. Изобретения и открытия. Сбережения и развитие рынков капитала. Исключительная мобилизация.
Постиндус-триальная Развитие высоких технологий. Глобализация производства, торговли и капитала. Значительный рост сектора услуг. Усиление роли инфраструктуры. Усиление инкрементальных инноваций. Автоматизация и роботизация. Усиление роли промышленных и технологических кластеров. Рост инвестиций в человеческий капитал. Повышение роли венчурного капитала.
Примечание- Составлено автором на основе обобщения литературных источников

Для обеспечения перехода цветной металлургии на инновационный путь развития необходима реализация ряда подходов и мер: концентрация бюджетного финансирования на важнейших инновационных проектах государственного значения, связанных с развитием модульных технологий, производством металлов и сплавов со специальными свойствами и др.; создание сети профильных технопарков в промышленных регионах в форме открытого акционерного общества с привлечением субъектов инновационной деятельности; отмена пошлины на импортируемое новейшее технологическое оборудование для предприятий цветной металлургии; стимулирование внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий; совершенствование технического регулирования в цветной металлургии путем разработки отраслевых технических регламентов, учитывающих особенности производства конкретных видов металлопродукции и максимально гармонизированных с международными стандартами и требованиями.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции цветной металлургии на внешних рынках и стимулирования ее экспорта необходимо уточнить перечень такой продукции, оптимальные схемы ее транспортировки и реализации, а также принять ряд нормативно-правовых и финансовых мер: снижение тарифов на услуги естественных монополистов (пока это не войдет в непреодолимое противоречие с требованиями ВТО); отмена или снижение ставок таможенных пошлин на товары, являющиеся основным сырьем или производственным оборудованием для экспортеров; заключение долгосрочных межправительственных соглашений по конкретным видам продукции и договоренностей на уровне правительств о маршрутах и условиях транспортировки грузов; кредитование экспортных операций (например, в виде компенсационных пошлин); государственное стимулирование повышения качества производимой продукции с ускорением перехода на международные стандарты качества продукции и управления проектами; массированное внедрение новых и предельных технологий

Налоги и налоговая политика

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует

приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.

Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на

основе государственного законодательства.

По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе натуральный, и становятся господствующими. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция — основная. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве

инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию

налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

• Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

• Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

• Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

• Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физическим и юридическим лицам,

обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания

налогов.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали в себя принципы нейтральности, справедливости , простоты расчета и принцип равномерного распределения

налогового бремени.

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая

достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов и ряд других.

Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций. Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти.

Основные виды доходов

1. Заработная плата.

Заработная плата, или ставка заработной платы – это цена, выплачиваемая за использование труда. Xотя на практике заработная плата может принимать различную форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов, обозначается все это одним термином «заработная плата», который будет означать ставки заработной платы в единицу времени – за час, день и т. д. Такое обозначение имеет определенные преимущество, потому что напоминает о том, что ставка заработной платы – это цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.

2. Прочие доходы населения:

· выплаты по государственному страхованию;

· банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ;

· проценты по вкладам в сберегательных кассах, начисляемые по итогам года;

· доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;

· выигрыши по лотереям;

· временно свободные средства, образующиеся в результате покупки товаров в кредит;

· выплаты различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Рассмотрим доходы как результат перераспределения совокупного общественного продукта. До того как произведенный продукт поступит в личное потребление, т. е. примет форму частных доходов, из него следует вычесть следующие статьи.

1. Фонд возмещения потребленных средств производства, т. е. стоимость потребленного постоянного капитала – амортизация.

2. Фонд накопления, т. е. все возможные фонды развития производства на предприятии.

3. Резервный и страховой фонды для обеспечения стабильного и непрерывного производственного процесса.

4. Издержки управления – издержки на обеспечение нормального функционирования государственных и хозяйственных управленческих структур.

5. Социальные фонды, направленные на удовлетворение массовых потребностей, образование, здравоохранение, культура и др. социальные фонды для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества (пенсии, пособия, стипендии).

В перечисленных со второго по пятый пунктах дается характеристика направлений распределения созданного прибавочного продукта.

Основные приоритеты инновационной индустриализации Казахстана в актовой лекции Президента РК Н.А. Назарбаева на тему « Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее». Каз.НУ имени аль- Фараби. Алматы,13 октября 2009 года.

В начале 80-х годов прошлого столетия за рубежом получила развитие концепция формирования национальных инновационных систем (НИС). НИС – это совокупность субъектов инновационной деятельности, которые обеспечивают процесс генерации, распространения и использования знаний. Сейчас в рамках НИС на цели технологического оснащения выделяются крупные ресурсы, особенно по базовым критическим технологиям, использование которых обеспечивает определяющий вклад в экономическое и социальное развитие страны. Как показывает мировой опыт, в последнее десятилетие наибольших успехов в хозяйственном развитии достигли именно инновационно-ориентированные предприятия. К таким структурам в первую очередь можно отнести многие корпорации и фирмы США, Японии, Великобритании, Германии. В этих государствах стержнем экономической стратегии является не просто развитие высокотехнологических производств, а достижение инновационной сбалансиро­ванности – оптимизации роли и величины инновационного компонента. Такой подход формирует особое отношение бизнеса и общества к развитию наукоем­ких технологически сложных производств и широкомасштабному проведению НИОКР, что и предопределяет развитие экономики по инновационному пути.

В Казахстане создание национальной инновационной системы приобретает некую определенность и конкретный характер. Однако, восприимчивость экономики к инновациям еще слаба. Остается весьма низкой доля обрабатывающей промышленности в ВВП. Медленными темпами идут развитие науки, внедрение наукоемких технологий. Диверсификация экономики так и не стала реальным приоритетом всех органов власти и общенациональной идеей страны.

В сложившихся социально-экономических условиях, проблема преодоления технологической отсталости с учетом состояния мировой экономики требует формирования на основе концентрации ресурсов на прорывных на­правлениях нового технологического уклада, многократного повышения инно­вационной и инвестиционной активности, усиления воздействия государства на экономическую динамику при обеспечении нового качества ее развития. Особую актуальность приобретает концепция планирования индустриально-инновационного развития экономики страны, на основе ра­ционального размещения про­изводственных и инфраструк­турных мощностей, которая позволит повысить эффектив­ность государственной инвестиционной политики; провести балансировку целей и име­ющихся ресурсов; выработать принципы инфраструктурно­го развития и прогнозирования показателей социально-экономического развития страны и регионов.

Учитывая все это, Казахстан вступил в новый этап экономического развития – в пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития. На наш взгляд, основными задачами и главными приоритетами Государственной программы по переводу казахстанской экономики на индустриальные рельсы являются: обеспе­чение диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде с увеличением ВВП до 2015 г. на 7 трлн. тенге или примерно на 50% от ВВП 2008 года; консолидация усилий бизнеса и госу­дарства в концентрации ресурсов страны на развитии приоритетных секторов экономики; формирование благоприятной макросреды и инвес­тиционного климата; повышение ин­тенсивности и производительности национальной экономики; развитие инновационных производств, продукции с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем производительности труда.

Важно отметить, что основным инструментом реализации Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития на период 2010-2014 гг. являются региональные инициативы. Каждый регион уникален и решение проблем любой из областей требует отдельного подхода и исследования.

Как показало теоретическое исследование, в Казахстане в свете реализации Стратегии-2020, важными остаются вопросы дальнейшего развития и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем выявления и разведки новых высокоэффективных рудных месторождений с более высоким содержанием полезных компонентов. А также, разработки и использования новых технологических процессов и оборудования, обеспечивающих технико-экономические показатели производства, соответствующие условиям конкурентоспособности, остаются актуальными и требуют своего решения.

Оптимизация государственного регулирования изучаемой отрасли промышленности вызвана, прежде всего, потребностью решения задач, намеченных Госпрограммой форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Это вызвано тем, что обостряющаяся межгосударсваенная конкуренция в глобальных инвестициях ведет к значительному улучшению условий бизнеса (инновационной привлекательности) практически во всем мире, что, в свою очередь, еще более подхлестнет прогресс глобализации (таблица 1).

В целом, доминирующие тенденции в мировой экономике, создающие новую глобальную экономическую реальность, можно классифицировать, как: переход от индустриальной к постиндустриальной экономике, глобализации, экономической либерализации, нарастанию глобальной конкуренции и региональной интеграции.

Казахстан, располагает стратегическими сырьевыми ресурсами. Тенденция развития мировой экономики показывает, что у республики нет иного пути, чем развитие экономики, основанного на знаниях, т.е. экономике инновационного типа.

Таблица 1 - Факторы перехода от индустриальной экономики к постиндустриальной

Экономика Описание Факторы перехода
Аграрная Преобладание сельского производства Наличие рабочей силы. Накопление капитала. Простые экономические отношения.
Индустриаль-ная Наличие заводов, фабрик по производ-ству продукции, как для населения, так и для производства. Преобладание промышленности в структуре экономики. Преимущественно вертикально интегрированная структура производства. Изобретения и открытия. Сбережения и развитие рынков капитала. Исключительная мобилизация.
Постиндус-триальная Развитие высоких технологий. Глобализация производства, торговли и капитала. Значительный рост сектора услуг. Усиление роли инфраструктуры. Усиление инкрементальных инноваций. Автоматизация и роботизация. Усиление роли промышленных и технологических кластеров. Рост инвестиций в человеческий капитал. Повышение роли венчурного капитала.
Примечание- Составлено автором на основе обобщения литературных источников

Для обеспечения перехода цветной металлургии на инновационный путь развития необходима реализация ряда подходов и мер: концентрация бюджетного финансирования на важнейших инновационных проектах государственного значения, связанных с развитием модульных технологий, производством металлов и сплавов со специальными свойствами и др.; создание сети профильных технопарков в промышленных регионах в форме открытого акционерного общества с привлечением субъектов инновационной деятельности; отмена пошлины на импортируемое новейшее технологическое оборудование для предприятий цветной металлургии; стимулирование внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий; совершенствование технического регулирования в цветной металлургии путем разработки отраслевых технических регламентов, учитывающих особенности производства конкретных видов металлопродукции и максимально гармонизированных с международными стандартами и требованиями.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции цветной металлургии на внешних рынках и стимулирования ее экспорта необходимо уточнить перечень такой продукции, оптимальные схемы ее транспортировки и реализации, а также принять ряд нормативно-правовых и финансовых мер: снижение тарифов на услуги естественных монополистов (пока это не войдет в непреодолимое противоречие с требованиями ВТО); отмена или снижение ставок таможенных пошлин на товары, являющиеся основным сырьем или производственным оборудованием для экспортеров; заключение долгосрочных межправительственных соглашений по конкретным видам продукции и договоренностей на уровне правительств о маршрутах и условиях транспортировки грузов; кредитование экспортных операций (например, в виде компенсационных пошлин); государственное стимулирование повышения качества производимой продукции с ускорением перехода на международные стандарты качества продукции и управления проектами; массированное внедрение новых и предельных технологий

Основные направления развития экономики в послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъём – Новые возможности Казахстана» А. 2010.

Как говорит президент: нам надо исправлять ситуацию – повышать производительность и внедрять инновации. Оценка и финансовая поддержка по этим критериям работы всех уровней управления и контроль будут главной задачей Правительства.Только инновации дадут резкий рост производительности труда.

По моему поручению Правительство разработало Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития и детальную Карту индустриализации страны.

Сегодня речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге, а это - более 40% от ВВП страны, которые позволят нам напрямую создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест только в ближайшие три года.

В предстоящие пять лет будут введены в эксплуатацию мощный газохимический комплекс, заводы по производству минеральных удобрений, ряд крупных электроэнергетических станций - Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, новый блок Экибастуской ГРЭС-2 и многие др.

К 2014 году мы реконструируем все 3 НПЗ и сможем полностью обеспечивать нашу внутреннюю потребность по всему спектру нефтепродуктов.

Каждый индустриальный проект в каждом регионе должен быть взят под особый контроль не только местной власти, но и общественности. Эта работа должна стать общенародной задачей всей страны в ближайшее десятилетие.

Только так мы сможем войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.

Для НДП "Нур-Отан" выполнение Программы - 2020 должно стать главным стержнем работы. Никто не должен стоять в стороне, потому что только так мы обеспечим новый экономический подъем Казахстана.

Создается единый управленческий центр (штаб) во главе с Премьер-Министром по осуществлению Программы, и центры в областях во главе с акимами. Надо работать так, как мы работали в 2009 году по программе "Дорожная карта".

Стратегический план 2020 - казахстанский путь к лидерству

Нам предстоит:

1.Подготовить экономику к посткризисному развитию;

2.Добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры;

3.Активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала;

4.Обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;

5. Укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения.

6. Привлечение инвестиций

7. развитие предпринимательства

8. развитие регионов страны

Наши рекомендации