Структура внешнеэкономической деятельности РК: проблемы и перспективы развития в свете реализации « Индустриально - инновационной» программы развития.
Главная задача внешнеэкономической деятельности Казахстана при экономическом суверенитете – это активное участие экономики республики в международном разделении труда с целью совершенствования структуры народного хозяйства, преодоления технологической отсталости и формирования валютных фондов республики, регионов и предприятий. С обретением суверенитета, вступлением в ООН и целый ряд международных организаций Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами собственной внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую экономику и мировое сообщество. Оказавшись на международной арене, Казахстан окунулся в качественно иную среду, в которой его внешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Но при всем этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировом сообществе.
Специфика геополитического положения и этно-демографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении его безопасности не военные, а политические средства с опорой прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем, драматичном отрезке становления государственности республик бывшего Союза. Наша республика, неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим прежде всего территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защита их конституционных прав. С учетом происходящих в Казахстане крупных социально-политических преобразований Президентом Н. А. Назарбаевым в качестве долгосрочной цели внешней политики Казахстана было определено формирование и поддержание внутри страны, становления и развития Казахстана как суверенного государства. В обозримом будущем перед республикой Казахстан стоит немало нерешенных внешнеполитических задач и неосвоенных сфер внешнеполитической деятельности. Казахстан пока еще не является полнокровным членом ряда важных международных организаций, со многими государствами мира еще не установлены дипломатические отношения. Казахстанская дипломатия пока еще не вышла на определяемый современными международными отношениями уровень активности и профессионализма.
Первейшая внешнеполитическая задача - сохранение и упрочение дружественных и союзнических отношений с Российской Федерацией, несмотря на все имеющиеся противоречия и неразвязанные узлы во взаимоотношениях с ней и зигзаги ее внутри- и внешнеполитического курса. Очевидно, что российское направление во внешнеполитическом курсе Казахстана должно быть самым приоритетным и требует наибольшей концентрации внимания и усилий. Оперативность, гибкость и дальновидность казахстанской дипломатии должны скомпенсировать опыт и искусство российской дипломатии, опирающейся к тому же на экономическую и военную мощь российского государства и его давние и прочные связи в мировом сообществе. Основные цели казахстанской дипломатии на российском направлении - способствовать разрешению объективных противоречий и проблем в казахстанско-российских отношениях, связанных с развалом СССР и становлением и развитием Казахстана как суверенного государства. Не закрывать глаза на их существование, а решать путем переговоров и иных механизмов на основе учета взаимных интересов. Проблемы экономических и финансовых взаимоотношений, Байконура и военных полигонов, статуса Каспийского моря, прокладки нефтепроводов и иных коммуникаций в южном направлении, этнической диаспоры, гражданства, казачества и другие должны быть разрешены таким образом, чтобы они никогда не послужили источником конфликтов и конфронтации между двумя братскими государствами-соседями.
Второй по значимости внешнеполитической задачей следует, очевидно, назвать включение РК в международные и региональные системы и структуры безопасности в целях укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. В этом контексте крайне важно, чтобы Казахстан и впредь всемерно способствовал военно-политической интеграции государств СНГ на основе Ташкентского Договора о коллективной безопасности и строительству коалиционных миротворческих сил СНГ на основе согласованной правовой основе.
Третьей внешнеполитической задачей можно назвать обеспечение внешних условий и факторов ускоренного экономического развития, структурной перестройки, создания рыночных механизмов и инфраструктур. В центре внешнеполитической деятельности Казахстана должны быть и вопросы экономической безопасности, энергетической независимости, диверсификации транспортных коммуникаций и каналов связи.
Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:
• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
• создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.
На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.
В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.
14)факторы комплексного развития агропромышденнго сектора развивающихся стран. Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленноразвитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада.
В большинстве развивающихся стран важную роль в этом играют ТНК, которые выполняют функцию интеграторов. Это связано со многими факторами, в том числе с тем обстоятельством, что, создавая свои перерабатывающие предприятия в развивающихся странах, ТНК приносят с собой те формы и методы деятельности, которые сложились в государствах их базирования. В то же время в некоторых странах агропромышленная интеграция определяется специфическими условиями сельскохозяйственного или промышленного производства, существующими в самих развивающихся странах. Например, ограниченность производства сырья в ряде этих стран заставляет ТНК искать такие формы его получения, которые бы гарантировали им бесперебойность снабжения, даже если это послужит причиной его нехватки на местном рынке.
Главным направлением международной агропромышленной интеграции в нынешних условиях становится решение крупнейшей глобальной проблемы современности – проблемы удовлетворения возрастающих потребностей населения земного шара в продуктах питания.
Фактор интенсификации сельскохозяйственного производства в последние десятилетия продолжал оставаться определяющим в отношении масштабов валовой продукции зерна в группе промышленно развитых стран.Зерновые хозяйства, как и сельское хозяйство в целом, по существу, превратились в составную частьагропромышленного комплекса, в котором непосредственное сельскохозяйственное производство тесно объединено с переработкой, хранением и конечной реализацией продукции, а также с обеспечением фермерского хозяйства средствами производства. Интенсивный путь развития производства зерна в мире будет преобладать и впредь, ибо только этот путь может привести к смягчению кризисных явлений в снабжении продовольствием постоянно растущего населения планеты.
Вместе с тем во многих развивающихся странах сохранились архаичные формы земледелия и землепользования, задерживалось проведение прогрессивных аграрных реформ. Кроме того, производство сельскохозяйственных культур во многих из них, особенно в странах Африки, остается сильно зависимым от условий погоды, оказывающей в отдельные годы буквально «опустошающее» воздействие на урожай зерновых. Развитие зернового производства в группе развивающихся стран становится все более зависимым от интенсивного фактора, крупных капитальных вложений в сельское хозяйство, инфраструктуру, сопутствующие отрасли промышленности, а также от проведения крупномасштабных мелиоративных работ.
При значительном росте валовой продукции зерна в целом в промышленно развитых странах и развивающихся государствах в последние два десятилетия продолжала углубляться диспропорция в зерновом хозяйстве, выражающаяся в возрастающем и разнонаправленном разрыве между производством и потреблением в каждой из этих групп стран.
В промышленно развитых странах происходила дальнейшая концентрация «излишков» зерна, поскольку производство превышало расход зерна, включая использование его на кормовые цели. В развивающихсястранах, наоборот, в связи с увеличивающимися продовольственными потребностями возрастал дефицит зерна, среднедушевое производство здесь увеличивалось незначительно, а в ряде регионов продолжало снижаться, при том что физический его объем оставался весьма невысоким – 230 кг в среднем к началу 90-х годов при 720 кг в группе развитых стран (при этом в промышленно развитых странах, и прежде всего в США, принимались меры по ограничению производства).
В развитых странах в аграрном секторе идут процессы кооперации и интеграции производства. НТП, индустриализация сельского хозяйства объективно требуют концентрации капитала на крупных предприятиях, где более эффективно используются все факторы производства на основе трудо-, ресурсо- и энергосберегающих технологий. Крупные сельскохозяйственные предприятия в отличие от мелких могут формировать технологически обоснованную структуру производственных фондов, широко и оперативно маневрировать имеющимися материально-техническими ресурсами, применять прогрессивные технологии, более рационально использовать современную дорогостоящую технику, реализовывать готовую продукцию без посреднических структур, своевременно реагировать на изменение конъюнктуры на продовольственных рынках, использовать квалифицированные кадры.
Мировой рынок разбит на ряд региональных или национальных защищенных рынков, но просматривается и явная тенденция к глобализации мировой экономики, наблюдается она и в области мирового сельского хозяйства. После многолетних переговоров Уругвайский раунд ГАТТ завершился в 1995 году созданием Всемирной торговой организации (ВТО). По условиям этого соглашения существенно снижаются барьеры, сдерживающие торговлю сельскохозяйственными товарами, отменены количественные ограничения и лицензирование, ликвидированы те виды субсидий, которые рассматриваются как «нарушающие процесс ценообразования». Эта система вводится под сильнейшим нажимом стран-экспортеров и в ущерб странам-импортерам, особенно тем из них, которые заранее не создали каких-либо противовесов возрастающему импорту. Существенной проблемой остается поддержание уровня финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий. При этом исходят из того, что сельское хозяйство — отрасль, особо нуждающаяся в банковской поддержке. Недостаток свободных финансовых средств, высокая капиталоемкость и относительно низкая фондоотдача, несовпадение по срокам периода затрат и получения доходов — все это требует специфических форм помощи сельскому хозяйству со стороны банковской системы. Что касается финансовых результатов всего комплекса государственных мер по регулированию сельского хозяйства, то общий вывод неутешителен: поступления средств в сельское хозяйство во много раз превышают те суммы, которые идут из этой отрасли в бюджет.
8) проблемы занятости, характер безработицы в развивающихся странах.В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности. Проблемы занятости в развивающихся странах обострен из-за того, что естественный прирост населения здесь очень высок. Программы сокращения рождаемости в большей части развивающихся стран дали незначительные результаты (за исключением Китая). В то же время непоследовательные аграрные реформы и связанные с ними частичное применение современной техники ускорили высвобождение рабочей силы в города, усилив в них давление на рынок труда. Но и в городах обрабатывающая промышленность, которая на ранних этапах индустриализации считалась основным источником новых рабочих мест, не может поглотить всех безработных. В результате в развивающихся странах безработица растет высокими темпами. По экспертным оценкам, безработные и не полностью занятые в этих странах составляют от 25 до 38 % всех трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, нгеобходимыми для заеятия общественно-полезным трудом. Доля экономического активного населения варьирует по странам. В развитых странах запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля активного населения в развивающихся странах 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда. Многие экономисты для борьбы с безработицей и обеспечением экономического роста в этих странах считают необходимым миграцию населения из сел и деревень в городскую местность, которые должны стать своеобразными центрами промышленного роста. Но практика показала неэффективность данного предложения. Центральной целью социально-экономической политики развивающихся стран должна стать стратегия создания новых рабочих мест. Так по оценкам специалистов не обходимо создавать свыше 300 млн. новых рабочих мест в год, чтобы не допустить увеличения уже существующей армии безработных в 1 млрд. чедовек.