Международная торговля услугами в системе МЭО.

Параллельно с изменениями в товарной структуре международной торговли резко возросли масштабы международной торговли услугами. Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным ВТО мировой экспорт услуг за 1980-2003 гг. вырос более чем в 4 раза, увеличиваясь в среднем на 8 % в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным – в 2,8 раза (6 %).

Международная торговля услугами – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцом и покупателем разных стран.

Под услугой принято понимать хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребности людей, результат которой не имеет материальной формы. Т.о., отличительной особенностью услуги является:

- неосязаемость;

- неспособность к хранению;

- неразрывность производства и потребления;

- изменчивость качества.

МВФ выделяет следующие виды услуг, которые могут быть объектом международной торговли (торгуемые):

1. транспорт (грузовой, пассажирский)

2. поездки (деловые, личные)

3. связь (почтовая, телефонная и др.)

4. строительство

5. страхование (рисков, личное)

6. финансовые услуги

7. компьютерные и информационные

8. лицензионные платежи

9. бизнес-услуги (реклама, маркетинг, правовые и др.)

10. культурные и рекреационные

11. правительственные.

С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на:

q факторные – возникающие в связи с международным перемещением факторов производства;

q нефакторные – остальные.

Согласно СНС выделяют следующие типы услуг:

Ø Производственные: инжиниринг, лизинг, ремонт оборудования и т.п.;

Ø Распределительные: торговля, транспорт, связь;

Ø Профессиональные: банковские, страховые, финансовые, рекламные, консультационные;

Ø Потребительские: услуги связанные с домашним хозяйством и времяпровождением;

Ø Общественные: ТВ, радио, образовательные, культурные.

ВТО выделяет несколько основных способов международной торговли услугами:

- трансграничная поставка - услуга перемещается через границу (услуги связи);

- потребление за рубежом – потребитель в страну производителя услуги (туризм, образование, медицина, транспорт);

- присутствие физических лиц - производитель услуги перемещается в страну потребителя (консультанты, врачи, спортсмены, артисты);

- коммерческое присутствие производителя услуги в другой стране, т.е. создание иностранных фирм или их филиалов (банковские, страховые, рекламные).

Среди тенденций международной торговли услугами выделяется:

— снижение доли фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

— увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

— по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объёме мирового экспорта услуг основным (45%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент “особые частные услуги”, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, информационные, рекламные, консалтинговые и прочие услуги;

— произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

Факторами развития международной торговли услугами в послевоенный период явились:

ü НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;

ü длительный экономический подъём в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа;

ü увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира;

ü развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов.

Географическая структура международной торговли услугами отличается ещё большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами.

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 75 % . При этом около 2/3 мирового экспорта услуг и ½ импорта приходятся на восемь ведущих стран, а 44% мирового экспорта услуг – на четыре страны: США, Великобританию, Германию, Францию.

Возросла доля развивающихся странв международной торговле услугами за счёт южно-азиатских экспортёров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных строительных и услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем, эти страны продолжают оставаться преимущественно импортёрами услуг. В десятку крупнейших экспортёров не входит ни одна развивающаяся страна.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг (примерно 17 % всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока – около 4% в мировом экспорте. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России (0,9% или 24 место в мире), наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Данные по экспорту и импорту услуг ведущих стран представлены в табл. 3 и 4.

Таблица 3 – Объем экспорта услуг ведущих стран

Место Страна Объем экспорта, $ * Доля в общемировом объеме, %
США 474 млрд. 14,1
Великобритания 233 млрд. 7,0
Германия 227 млрд. 6,8
Франция 143 млрд. 4,3
Китай 129 млрд. 3,8
Россия 41 млрд. 1,2

Источник: WTO Statistics

* данные за 2009г.

Таблица 4 – Объем импорта услуг ведущих стран

Место Страна Объем импорта, $ * Доля в общемировом объеме, %
ЕС 618,7 млрд. 23,5
США 253 млрд. 8,1
Великобритания 161 млрд. 5,1
Китай 158 млрд. 5,0
Япония 147 млрд. 4,7
Франция 126 млрд. 4,0
Россия 59 млрд. 1,9

Источник: WTO Statistics

* данные за 2009г.

5. Государственное регулирование внешней торговли товарами и услугами.

Каждая страна, осуществляя внешнеторговые операции, преследует свои интересы, для защиты которых она проводит определённую внешнеторговую политику.Она выражается в целенаправленном воздействии государства на торговые отношения с др. странами. Другими словами внешнеторговая политика – это совокупность государственных средств и методов регулирования внешней торговли.

К основным целямвнешнеторговой политики можно отнести:

1) обеспечение стабильного экономического роста

2) защита национальных производителей от иностранной конкуренции

3) поддержка национальных производителей при выходе на международный рынок

4) поддержание оптимального платежного баланса

5) обеспечение стабильности национальной валюты

6) обеспечение эффективного участия страны в МРТ

7) сохранение экономических и политических преимуществ страны.

Существует несколько основных формвнешнеторговой политики:

· фритрейдерство (политика свободной торговли, либерализации) – политика государства, направленная на избежание непосредственного воздействия на ВТ, осуществляется путём снижения торговых барьеров, сдерживающих развитие ВЭС.

· протекционизм – политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и на поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках.

Выделяют несколько форм протекционизма:

- селективный – направлен против отдельных стран или товаров;

- отраслевой – защищает определённые отрасли (например, аграрный протекционизм);

- коллективный – проводится союзами стран против стран в них не входящих;

- скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Крайняя форма протекционизма – экономическая автаркия или политика, направленная на создание замкнутой, самообеспечивающей экономики.

· смешанная - на практике реализуется комбинированный вариант, сочетающий в себе элементы фритрейдерства и протекционизма.

Внешнеторговая политика предполагает использование определённых инструментов:

1. Тарифные ограничения. Таможенный тариф страны - это совокупность всех ставок таможенных пошлин, которые представляют собой налог на ввоз/вывоз товаров, взимаемый в момент пересечения ими таможенной границы страны. Таможенный тариф является единственным средством государственного регулирования, охватывающим всю номенклатуру товаров.

Таможенные пошлины выполняют три основных функции:

- фискальную – пополнение государственного бюджета

- защитную – относится только к импортным пошлинам

- балансировочную – относится к экспортным ценам, в случае когда внутренние цены на вывозимый товар ниже, чем мировые.

Таможенные пошлины классифицируют по нескольким критериям:

a. по объекту обложения – экспортные, импортные, транзитные пошлины

b. по способу начисления:

i. адвалорные - начисляются в % к таможенной стоимости облагаемого товара (например, 25% от цены автомобиля).

ii. специфические - фиксированная ставка за единицу измерения товара (например, 10 долл. за каждую тонну товара). Не зависят от уровня мировых цен, поэтому оказываются особенно эффективными в периоды снижения цен. Применяются в основном к сырьевым товарам.

iii. смешанные - комбинация адвалорных и смешанных (20% от таможенной стоимости товара, но не более 10 долл. за 1 т.)

c. по характеру:

i. сезонные – на продукцию сельского хозяйства (несколько месяцев в год);

ii. компенсационные - если при производстве импортируемых товаров использовались субсидии;

iii. антидемпинговые – если товар ввозится по заниженной цене.

d. по происхождению:

i. автономные – вводимые в одностороннем порядке;

ii. конвенционные – на основе двустороннего или многостороннего соглашения;

iii. преференциальные (льготные) или пониженные.

e. по целям взимания:

i. фискальные (в целях пополнения бюджета страны);

ii. протекционистские (в целях защиты национального производителя);

2. Нетарифные ограничения:

a. квотирование – количественные ограничения стоимости или объёмов экспорта или импорта. Торговля товарами в пределах установленных квот осуществляется по лицензиям. Разновидностью квот являются и “соглашения о добровольном ограничении экспорта”между странами по отдельным видам товаров отраслей, находящихся в кризисном состоянии на определённый срок;

b. лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций. Существует генеральная лицензия (выдаётся на все товары, включённые в список на определённый период) или разовая (на определённую партию товара);

c. эмбарго – полный запрет на внешнеторговые операции с определённой страной или по определённому товару или и тому и другому;

d. валютные ограничения – регулирование операций резидентов и нерезидентов с валютой (например, обязательная продажа экспортёрами РФ части валютной выручки – 75%);

e. налоги на экспортно-импортные операции – внутренние налоги (НДС, акцизы, специальные целевые сборы);

f. субсидии – государственные пособия при производстве экспортных или импортозамещающих товаров;

g. административные барьеры – ограничения в форме технических стандартов, санитарных норм, требований к упаковке и т.п.

В целях стимулирования экспорта многими странами активно проводится экспортная политика, основными методами которой являются:

- прямое субсидирование экспорта – применяется в основном при экспорте с/х продукции

- экспортное кредитование – охватывает до 20% всего объёма экспорта развитых стран

- страхование экспортных поставок.

Среди инструментов внешнеторговой политики, регулирующей МТУ можно выделить:

- количественные ограничения – объёмов или стоимости услуг, доли иностранных поставщиков услуг и др.

- административные барьеры – оформление паспортов, виз, мед.страховки, ограничения вывозимой суммы валюты, выездные сборы, разрешения на въезд для работы, лицензирование определённых видов деятельности, требования к владению иностранными языками, национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний и др.

4.6 Международное регулирование мировой торговли.

Во второй половине 20 века получили развитие различные методы международного регулирования мировой торговли, которые осуществляются в рамках международных экономических организаций и региональных союзов. Главными задачами такого регулирования является унификация норм и правил ведения хозяйственной деятельности в различных странах и содействие разрешению торговых споров, возникающих между хозяйствующими субъектами разных стран. Данные задачи осуществляются посредством заключения межгосударственных договоров и соглашений, создающих общую систему международного регулирования мировой торговли, в которую входят:

- международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом (ГАТТ\ВТО, ГАТС, ЮНКТАД, ЮНИСТРАЛ, МТП);

- международные организации по вопросам регулирования МТ одним или несколькими товарами (ОПЕК, МОС – м\н организация по сахару, АПЕФ – ассоциация стран экспортёров железной руды, МОНК – м/н организация по натуральному каучуку, МОК – м/н организация по кофе и др.)

Ведущая роль в этой системе принадлежит ГАТТ/ВТО.

Генеральное соглашение по торговле и тарифам – крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Была основана в 1947 г. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

Основой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций – «раундов». С 1947 по 1994 год прошло восемь таких раундов, в результате которых была значительно либерализована мировая торговля и снижены торговые ограничения (средняя ставка импортных пошлин снизилась с 40% до 5%).

В ходе восьмого раунда переговоров – Уругвайского (1986-1994), ГАТТ была переименована в ВТО, которая начала функционировать с 1 января 1995г. В 2001 году стартовал девятый раунд переговоров в Дохе (Катар).

Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путём последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария). Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами. На февраль 2008 г. в ВТО состояла 153 страны. Члены ВТО уплачивают ежегодный взнос, утверждаемый Генеральным советом.

5 февраля 2008г. Генеральный совет Всемирной торговой организации утвердил протокол о приеме Украины в члены ВТО.

ВТО функционирует во многом также как ГАТТ, однако осуществляет надзор за более широким спектром МЭО. ВТО действует на основе след. соглашений:

- комплекс многосторонних соглашений по торговле товарами

- генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

- соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности

- соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС)

- многосторонние соглашения с ограниченным участием: по торговле гражданской авиационной техникой, молочными продуктами, говядиной и правительственным закупкам.

Основными принципами деятельности ВТО являются:

1. принцип наибольшего благоприятствования (т.е. торговля без дискриминации) в соответствии с которым, льготы, предоставленные какой-либо страной, автоматически распространяются на все другие страны-участницы ВТО

2. принцип национального режима – т.е. торговля иностранными товарами на внутреннем рынке страны-участницы ВТО осуществляется в одинаковых условиях с национальными товарами (действует единая система внутреннего налогообложения)

3. регулирование торговли преимущественно тарифными методами, т.е. отказ от использования нетарифных методов (квотирования, стандартов, лицензирования и др.). Исключение составляют случаи, когда количественные ограничения применяются в целях защиты платёжного баланса страны, предотвращения утечки валютных запасов, вызванной ростом спроса на импортные товары;

4. принцип специальных условий для развивающихся стран – льготные тарифы или система преференций (преференциальный торговый режим)

5. принцип разрешения торговых споров путём консультаций и переговоров.

Тенденции либерализации международной торговли услугами наиболее ярко проявилась в заключении в рамках ГАТТ в 1994 году Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Разработка Соглашения проходила в течение почти 20 лет и представляла собой сложный поиск компромисса между многими странами с разными интересами в этом специфическом секторе торговли.

Основными обязательствами стран-членов ВТО в соответствии с ГАТС являются:

1) взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле услугами (за некоторыми временными и другими исключениями);

2) взаимное предоставление национального режима в отдельных секторах торговли услугами и по каждой форме их поставок, которые определяют сами участники Соглашения;

3) развитие процесса либерализации торговли услугами в дальнейшем;

4) обеспечение гласности в отношении национального регулирования торговли услугами;

5) создание ряда национальных административных органов, необходимых для функционирования ГАТС (предоставление информации, осуществление контактов, разрешение споров).

В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - учрежденная в 1964 году, в качестве постоянного межправительственного органа. Является ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ей поручено ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран.

Ее главная цель состоит в содействии интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Конференция ЮНКТАД, ее высший директивный орган, проводится раз в четыре года. Исполнительный орган — Совет по торговле и развитию — ежегодно проводит регулярные сессии, на которых рассматриваются результаты работы секретариата. Насчитывает 192 страны.

Инициатором создания выступили развивающиеся и социалистические страны с целью содействия решению проблем третьего мира. Основными результатами деятельности являются улучшение условий торговли для развивающихся стран на мировых рынках и разработка «Общей системы преференций при импорте готовых товаров из развивающихся стран».

В настоящее время ЮНКТАД не играет такой важной роли в регулировании международной торговли, как 15-20 лет тому назад, но свой потенциал еще сохраняет.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 году с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. В актив комиссии можно отнести подготовку текстов Конвенции ООН о морской перевозке грузов (“Гамбургские правила”), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о купле-продаже) и др.

В целом комиссия уделяет преимущественное внимание разработке единообразных норм права в таких областях, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок.

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 году и играет в целом дополняющую и вспомогательную роли. Она издает сборники международных коммерческих терминов (“ИНКОТЕРМС”), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.

Вторая группа организаций, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров включает в себя:

ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти;

МОПЭМ – международная организация производителей и экспортёров металлов;

АПЕФ – Ассоциацию стран-экспортеров железной руды;

СИПЕК – Организацию стран-экспортеров меди;

ЕОУС – Европейскую организацию угля и стали;

МОКК – международная организация по какао;

МОК – международная организация по кофе;

МОНК – международная организация по натуральному каучуку;

МОС – международная организация по сахару и др.

4.7 Внешняя торговля РФ и особенности её регулирования.

В 1991 году Россия стала полноправным субъектом мирового хозяйства, преемницей бывшего огромного геополитического прост­ранства, именуемого Советским Союзом. Получив статус великий державы, который достался ей с учетом великого прошлого и в ра­счете на великое будущее, ей снова придется утвердиться в нём и одним из основных путей этого утверждения является); всемерное развитие ее внешнеэкономических и прежде всего внешнетор­говых связей. Внешняя торговля для России является наиболее развитой формой международных эконо­мических отношений.

В развитии внешней торговли России можно выделить три периода:

1992-1993 годы, характеризующиеся общей тенденцией сокращения товарооборота;

1994-1996 годы, отмеченные стабилизацией и постепенным увеличением масштабов внешнеторговой деятельности;

1997-1999 годы, для которых вновь характерно сокращение товарооборота;

2000-2007 годы – рост объёмов товарооборота РФ.

2008-2010 годы – замедление внешнеторгового оборота страны н фоне мирового финансового кризиса.

2010-2013 годы – рост внешнеторгового оборота с опережающим ростом экспорта по отношению к импорту. В 2013 г. ситуация ухудшилась, в результате чего положительное сальдо торгового баланса резко сократилось.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций:

1) Прежде всего необходимо отметить, что за этот период экспорт товаров и услуг из РФ вырос в 3,4 раза; при этом доля товаров в российском экспорте снизилась на 1,7%;

2) Обращает на себя внимание ярко выраженная сы­рьевая направленность российского экспорта. Увеличение объема экспорта в 2001- 2013 годах в 3,4 раза связано с приростом физических объемов вывоза основных сырье­вых товаров и материалов. Так в 2013 году доля минеральных продуктов в общем объёме товарного экспорта России составила 83%, в то время как в 2001 году данный показатель составлял 54%.

3) Устойчиво снижается в экспорте РФ доля машин, оборудования, транспортных средств. С 2001 по 2013 годы удельный вес машин и оборудования в российском экспорте сократился с 9% в 2000 году до 3,5 % в 2013 году.

4) Стоимостный объем и структура российского экспорта не соответствует эко­номическому потенциалу страны и структуре ВВП. Стоимость экспортируемых из Рос­сии товаров и услуг не только во много раз меньше объема экспорта промышленно развитых стран, но заметно уступает экспорту многих других государств.

5) Удельный вес и объем экспорта услуг из России начал постепенно увеличиваться. С I960 года мировой экспорт услуг развивается опережающими темпами по сравнению с экспортом товаров, и его доля сейчас составляет около 1/5 объема мировой торговли. В промышленно развитых стра­нах ежегодный экспорт услуг составляет от 50 до 150 млрд. долларов в год. Объем экспорта услуг из России в течении этого периода увеличился в 1,25 раза и составил 16% её общего экспорта в 2013 г.

6) После распада СССР Российская Федерация не только не сумела за­нять новые ниши на мировом рынке, но и утратила значительную часть своих традиционных рынков, что, в первую очередь, относится к рынкам военной техники и вооружений. По оценкам института Международных стратегических исследований в Лондоне по объёмам экспорта военной техники в 1996 году Россия занимала 4-е место в мире (8,6 %) после США (42,6 %), Великобритании (22,1 %) и Франции (14,1%), в то время как в 80-е годы на долю РФ приходилось 42 % мировой торговли оружием и она уступала только США.

Ситуация в импортном секторе РФ также характеризуется рядом особенностей:

1) Импорт страны в 2000-2009 гг. рос более высокими темпами по сравнению с экспортом, но по стоимостным объемам снижался, что может свидетельствовать о переориентации на более дешевую и менее качественную продукцию для удовлетворения внутреннего потребления.

2) Основными статьями импорта РФ являются машины и оборудование (45%), продовольствие и сырьевые товары (18 %), продукция химической и нефтехимической промышленности (15,7 %), чёрной цветной металлургии (5 %), товары массового спроса (одежда и обувь – 4,4 %) и др.

3) Крупными статьями российского импорта остаются товары массового спроса и длительного пользования. В последние годы значительно возрос ввоз мебели, электронно-бытовой техники, однако сократился импорт обуви, одежды, текстильных изделий и тканей.

Таким образом, можно констатировать, что структура экспорта и импорта РФ ближе к структуре внешнеторгового оборота развивающихся страни не соответствует экономическому потенциалу страны.

Очевидно и в импортном секторе нужна долгосрочная го­сударственная стратегия регулирования внутреннего рынка, направленная на его защиту с помощью тарифных и нетарифных методов. Та­кой тактический маневр не противоречит долгосрочной линии на пос­тепенное снижение ставок ввозных таможенных пошлин по мере повы­шения конкурентоспособности внутреннего производства.

За годы экономических реформ произошли кардинальные сдвигив географическом распределении внешней торговли РФ. Если до распада СССР основные внешнеторговые потоки направлялись в другие социалистические страны и преимущественно в страны-члены СЭВ, то в настоящее время они устремлены в (из) промышленно развитые страны мира (86% внешнеторгового оборота, в то время как на страны ближнего зарубежья приходится 14%). Крупнейшими внешнеторговыми партнерами РФ выступают: Китай, США, Германия, Франция, Италия, Польша, Великобритания из стран дальнего зарубежья и Беларусь, Украина, Казахстан – среди стран ближнего зарубежья.

В последние годы в стране проделана большая работа по форми­рованию и развитию договорно-правовой базы торгово-экономических отношений Российской Федерации с зарубежными партнёрами, а также по развитию и углублению сотрудничества с международными экономическими организациями, союзами и интеграционными группировками.

Основу международного сотрудничества РФ со странами СНГ составляют Соглашение Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.91 г. (Алма-Атинское соглашение). На современном этапе нормативно-правовая база такого сотрудничества насчитывает более 250 документов, регулирующих различные сферы МЭО в рамках СНГ. Кроме того, пространству СНГ характерен феномен «разноскоростной интеграции», что означает различную степень интеграции между разными странами внутри СНГ. Так, за 1994–1998 гг. были созданы:

1. Союз Беларуси и России;

2. Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана, Киргизии;

3. Центральноазиатское экономическое сообщество;

4. ГУУАМ – Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова.

В основе МЭО РФ со странами ЕС лежат четыре «дорожные карты», подписанные 10 мая 2005 г., и предполагающие формирование четырех пространств во взаимодействии между Россией и ЕС: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты.

В «дорожной карте» по общему экономическому пространству говорится о необходимости создания условий «для устойчивого экономического роста». В данном документе детально прописываются «Общие вопросы торгового и экономического сотрудничества»; затрагиваются аспекты государственных закупок; «права интеллектуальной собственности»; конкуренция; инвестиции. Также освещаются и проблемы отдельных отраслей: «Политика в области предпринимательства и экономический диалог»; «Межрегиональное и приграничное сотрудничество»; «Финансовые услуги», «Бухгалтерская отчетность/аудит и статистика»; «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, санитарные и фитосанитарные меры»; «Содействие торговле и таможня»; «Сети: телекоммуникации и транспорт»; энергетика; космос; окружающая среда.

В ноябре 1998 года Россия присоединилась к Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сообществу (АТЭС), что объективно продвигает ее по пути интеграции в мировую экономику. Россия таким образом подключается к переговорному процессу, направленному на либерализацию торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период до 2010 года, основанному на решениях Уругвайского раунда и многосторонних торговых переговорах по ВТО.

Участие в работе основных органов ЮНКТАД позволило закрепить в их деятельности проблематику стран переходного периода, включая Россию, подключив тем самым интеллектуальный и финансовый потенци­ал организации к поддержке осуществляемых реформ.

В августе 2012 г. РФ стала полноправным членом Всемирной Торговой организации, подписав Марракешский пакет соглашений (ГАТТ-94 и 10 соглашений по различным аспектам международного экономического взаимодействия и регулирования), ГАТС (+8 соглашения по разным видам услуг), ТРИМ и ТРИП, а также Меморандум об урегулировании споров.

Большая работа была проведена Минторгом РФ в сфере поддержки отечественных производителей. Среди основных направлений этой деятельности:

— разработка базисных принципов и институциональных основ государственной системы стимулирования российского экспорта;

— инвестиционная деятельность на региональном уровне;

— координация внешнеэкономической деятельности с субъектами Федерации.

С целью стимулировании экспорта был создан банк данных приоритетных экспортных проектов в объеме 6,3 млрд. долл. прежде всего в сфере высоких технологий.

Инвестиционная деятельность концентрировалась в сфере экспорта комплектного оборудования и проектно-строительных услуг для объектов за рубежом, сооружаемых при участии российских организаций. Это важное направление экспортной политики России, способствующее как улучшению структуры экспорта за счет поставок продукции с высокой добавленной стоимостью, так и решению внутриэкономических вопросов в части получении дополнительных производственных заказов и обеспечения занятости населения. Указанная работа проводилась с 32 государствами на основе более чем 60 межправительственных соглашений.

Таким образом, в настоящее время на мировом рынке товаров Россия представлена в основном как экспортер природных ресурсов и импортер машин и оборудования. Решение проблем наращивания экспор­та, рационализации импорта и установленных торговых партнерских от­ношений с другими странами на равноправной основе - это то, что необходи­мо России для утверждения в качестве достойного участника мировой торговли товарами и услугами.

ТЕМА 5. Международное научно-техническое и производственное сотрудничество в системе мирохозяйственных связей

1. Международный обмен научно-техническими знаниями и предпосылки его развития

В 20 веке НТП явился не только основным фактором мирового экономического развития, но и привёл к появлению новой формы экономических отношений – международного научно-технического и производственного сотрудничества.

Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех отраслях науки и техники, поэтому международное сотрудничество в этой сфере является единственным выходом.

Международная передача технологий – это совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений.

Технология может иметь материальное воплощение (машины, оборудование и др.), либо не иметь и представлять собой набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров, оказания услуг, управления производством.

Появление и бурное развитие международного технологического обмена объясняется следующими предпосылками:

§ Предпосылки на макроуровне (уровне страны) проявляются в различиях уровней технологического развития национальных экономик. Такие различия могут быть:

a. Количественными, т.е. объёмы средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий;

b. Качественные - различия в направлениях исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта технологий.

Таким образом, на уровне страны приобретение технологии за рубежом компенсирует недостаточный объём затрат на НИОКР в непрофильных областях.

Сформированный в стране научно-технический потенциал, выражаемый через товарные или технологические характеристики и возможности международной передачи технологий предполагают поиск оптимального сочетания собственных НИОКР, нововведений и заимствованных научно-технических результатов. Такое сочетание проявляется в селективном научно-техническом развитии государства или отдельной фирмы. В тех областях науки и техники, которые не входят в сферу специализации данной страны (фирмы), повышение технического уровня достигается за счет зарубежных технологий.

Выделяют некоторые типы стратегий инновационного развития:

Ø Стратегия “переноса” заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику. Она осуществлялась, например, в послевоенный период Японией, которая закупала у США, Англии, Франции и России лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом, и на этой основе создавала собственный потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл – от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.

При этом Япония является ярким примером реализации селективной научно-технической политики, о чем свидетельствует целево

Наши рекомендации