Дефицит государственного бюджета и способы его покрытия
Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств (активное сальдо бюджета). Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат задолженности или перевести его в доход бюджета следующего года. В ходе осуществления налоговой политики может возникнуть как избыток государственного бюджета, так и дефицит.
Превышение расходов над доходами (пассивное сальдо бюджета) ведет к образованию бюджетного дефицита (∂). Считается, что до определенного уровня дефицит государственного бюджета допустим: обычно это 4-5% ВВП. Сверх этого дефицит стимулирует неконтролируемую инфляцию и прочие отрицательные явления. Незначительный дефицит, сопровождающийся темпом инфляции до 0,15% в месяц, стимулирует экономический рост.
Финансировать бюджетный дефицит можно двумя путями: продажа государственных ценных бумаг и получение кредита у Центрального банка:
∂ = ΔГО + ΔМ
Заимствования у Центрального банка приводят к росту его активов, соответственно увеличивается денежная база. Рост денежной массы создает условия для очередного витка конъюнктурных колебаний.
Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается ставка процента, что приводит к снижению инвестиций, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
Долговое финансирование бюджетного дефицита обычно рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку.
Таким образом, эффективность мер налогово-бюджетной политики находится в сильной зависимости от способа финансирования образующегося бюджетного дефицита.
Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. Поэтому главная проблема налогово-бюджетной политики – оценка макроэкономической полезности взимаемых налогов.
Данную оценку можно показать с помощью так называемой кривой Лаффера, которая показывает, как чрезмерное взимание налогов (определяемое общей ставкой налогообложения (t) в макроэкономике) вызывает общей величины налоговых доходов государства (Т), как это показано на рис. 41. Падение налоговых поступлений связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность {падают инвестиции, потребление и т.д.), а следовательно сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте Т налоговой ставки поступления от налогов падают.
Рис. 41. Кривая Лаффера
Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера, может создать дополнительные стимулы к инвестициям, сбережениям, расширению производства, а соответственно, и налоговой базы. Критики данного подхода указывают на тот факт, что налоговые стимулы смогут привести к росту производства лишь в краткосрочном периоде. Отдача от дополнительных инвестиций будет получена не сразу, а вот увеличение потребления при снижении налогов расширит совокупный спрос. Рост спроса опередит рост предложения, что может привести к инфляции и бюджетному дефициту.
Еще один вариант бюджетной политики, ориентированной на бездефицитный бюджет связан с манипулированием налоговыми ставками применительно к отдельным слоям населения таким образом, чтобы осуществить известное перераспределение доходов между ними. Предельная склонность к потреблению, заданная в рамках краткосрочных макроэкономических моделей, в действительности такой не является. Отдельные категории получателей доходов имеют разное значение предельной склонности к потреблению. Эмпирически доказано, что у более состоятельных слоев общества предельная склонность к потреблению меньше, чем у менее зажиточных граждан. Поэтому, если манипулируя налоговыми ставками, снизить доходы богатых граждан и повысить доходы бедных, то для общества в целом предельная склонность к потреблению в целом возрастет, а следовательно, вырастет и национальный доход. Таким образом, использование дифференцированных налоговых ставок может вызвать рост национального дохода без нарушения равновесия бюджета.
Однако чрезмерное налоговое обложение отдельных слоев населения может вызвать целый ряд негативных последствий: понижение деловой активности, стремление переложить тяжесть налогового бремени на других, через повышение цен на товары и услуги, увеличение доли теневой экономики.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.