Место экономиста в народном хозяйстве
Понятие «специальность» означает особый вид деятельности, требующий специальных знаний и умений. Такие знания и умения различны и зависят от должности, которую занимает экономист.
«Специализация» является частью специальности, в рамках которой она создается, и предполагает получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
Современная система высшего экономического образования России представлена следующими семью специальностями, в итоге обучения которым присваивается квалификация «экономист»:
060100 — Экономическая теория,
060200 — Экономика труда,
060400 — Финансы и кредит,
060500 — Бухгалтерский учет, анализ и аудит,
060600 — Мировая экономика,
060700 — Национальная экономика,
061700 — Статистика.
В дополнение к ним государственная система образовательных стандартов предусматривает в составе ряда специальностей выделение более узких специализаций, которые студенты выбирают самостоятельно на пятом году обучения в вузе. Примеры специализаций некоторых специальностей экономистов представлены в приложении 1.2.
Вуз (факультет) имеет право самостоятельно выбирать специализации, а также по каждой из них заменять до двух учебных дисциплин из установленного перечня на новые либо пополнять его. Вуз может вводить и другие специализации, предварительно утвердив и зарегистрировав их наименования в Учебно-методическом объединении по данной специальности (УМО).
Профессиональная деятельность экономиста (например, по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание функционирования хозяйствующих субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.
Специалист должен на основе профессиональных знанийобеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности предприятий, организаций, учреждений и т. д. (далее — организаций) и тем самым способствовать более полному использованию экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц
Объектами профессиональной деятельности экономиста(например, специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») являются" оборотные и необоротные активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и финансовые результаты в области основной, операционной инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Основные виды профессиональной деятельностиэкономиста этой специальности: учетно-аналитическая, контрольно-ревизионная, аудиторская, консалтинговая, организационно-управленческая, нормативно-методическая.
Специалист-экономист может адаптироваться к следующим видам смежной профессиональной деятельности: управленческо-хозяйственной, финансовой и кредитной, экспертно-консультационной, налогообложению, оценке собственности, внешнеэкономической, научно-методической, правовой, научно-педагогической (по профилю специальности)
Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по данной специальности, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2.3. Общие требования к профессиональной подготовленности экономиста после его обучения в вузе
Экономист должен иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик, понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.
Дипломированный специалист должен знать, теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы; принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.
Экономист должен уметь:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты,
- использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
- критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;
- владеть компьютерной техникой на уровне пользователя для решения экономических задач.
Экономист должен владеть:
- специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, с использованием современных образовательных технологий;
- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
- основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.
Квалификационная характеристика специальности экономиста.
экономист, прошедший обучение по специальности 060100 «Экономическая теория» должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, республиканского it муниципального уровней, в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности на должностях, требующих высшего экономического образования согласно Квалификационному справочнику
Возможности продолжения образования. Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 060100 «Экономическая теория», Подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
Глава 3 Экономическое образование: стандарты, уровни, ступени, системы, традиции1
3.1. Государственные образовательные стандарты
Если в недавнем прошлом об отечественном высшем образовании говорили как о «кузнице кадров», всецело подчиняя его развитие нуждам народного хозяйства, то сегодня на первый план госполитики в области образования вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, направленная на удовлетворение духовных интересов людей, потребностей конкретных человеческих сообществ. Существенно изменена концепция, и политика государства в области высшего образования.
Высшие учебные заведения страны, освободившись от идеологической и административной опеки и регламентации, приобрели реальную самостоятельность и все необходимые возможности для полной реализации академических свобод — свободы преподавания, свободы исследования и свободы обучения.
Сегодня в России государственная политика в области высшего профессионального образования реализуется через специальные образовательные стандарты.Под контролем государства разработана и реализуется система стандартов, которая введена в действие с марта 2000 г.
Эти стандарты четко определяют контуры федерального образовательного пространства, которое стало единым для всех вузов России. Такие рамки необходимы, поскольку вузы сообразно своим возможностям и потребностям конкретных регионов, предприятий и самих студентов самостоятельно строят свои учебные планы и исследовательские процессы.
1 Основой формирования материалов этой главы пособия послужили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят Государственной Думой 19 июля 1996 года. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года), а также Федеральный закон «О высшем образовании». Использованы данные сайта www\\ informika.ru, где Министерством высшего образования размещены важнейших отраслевые и общегосударственные нормативно-правовые акты в области образования.
Система стандартов представлена следующими специальностями экономического профиля: экономическая теория; экономика труда; финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит; мировая экономика; национальная экономика; экономика и управление на предприятии (по отраслям); государственное и муниципальное управление; менеджмент организации; маркетинг; статистика; математические методы в экономике; управление персоналом.
После обучения по этим специальностям выпускникам присваиваются различные экономические квалификации: экономист, экономист-математик, экономист-менеждер, инженер-экономист и др.
Образовательные стандарты — это план-схема, по которой должны проходить все образовательные процессы. Назначение образовательного стандарта — построить работу вуза в соответствии с требованиями Министерства образования России.
Устанавливаемая российскими образовательными стандартами структура и система дисциплин позволят преодолеть, с одной стороны, имевшуюся прежде однобокость в образовании, технократические тенденции в подготовке студентов, и с другой — изолированность социально-гуманитарного образования от естественно-научного и технического компонентов современной культуры. Одновременно, такая система и структура дисциплин позволят обеспечить выпуск дипломированных специалистов высокой профессиональной квалификации, способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды.
Государственные стандарты выступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя все возможности для многообразия высшего образования, гарантируют его необходимый уровень. Через государственные стандарты российская высшая школа вписывается в мировое культурно-образовательное пространство, получает необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания документов об образовании, организации педагогических и научных обменов и связей.
Россия осуществила необходимые организационные мероприятия по нострификации — приравниванию дипломов национального высшего образования и соответствующих дипломов-сертификатов стран СНГ и других стран1.
Согласно закону «Об образовании»:
Государственные образовательные стандартывысшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:
1) качества высшего и послевузовского профессионального образования;
2) единства образовательного пространства Российской Федерации;
3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
Федеральные компоненты включают в себя:
1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;
2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);
3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениям о высших учебных заведениях соответствующих видов;
4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).
1 Делоз М. Деятельность Европейского Совета в области признания учебных курсов и дипломов о высшем образовании, расширения академической мобильности //Высш. образование в Европе. 1986. № 1;
Единые вузовские дипломы в странах ЕЭС. //Науч. кадры: Реф. сб 1989. Вып. 2. — С. 1—2; Калела А. Результаты сотрудничества в применении европейской конвенции и признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней. // Высш. образование в Европе. 1986 № 1.
Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации — по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральными (центральными) органами управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.
В Федеральном законе «Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование» от 27 марта 2001 года отмечено:
«Статья 1. Понятие государственного стандарта общего образования.
Государственный стандарт общего образования (далее — государственный образовательный стандарт) устанавливает права и обязанности участников системы общего образования в отношении содержания общего образования, сроков обучения и его результатов.
Статья 2. Назначение государственного образовательного стандарта.
Государственный образовательный стандарт обеспечивает:
— единство образовательного пространства в Российской Федерации;
— основу для разработки и оценки учебных программ и учебников;
— основу для расчета нормативов бюджетного финансирования общего образования граждан, общеобразовательных учреждений и образовательной системы в целом;
— право граждан на многообразие образовательных возможностей, на выбор объема содержания и уровня образования;
— академическую мобильность обучающихся (возможность выбора и смены образовательных учреждений);
— преемственность уровней образования (возможность беспрепятственного продолжения образования на всех уровнях общего образования, возможность продолжения образования на различных
уровнях профессионального образования)».
Успешное решение этих задач зависит, прежде всего, от отбора из экономической науки современных научных знаний для их включения в учебные курсы и структурирование преподавателями на их основе учебных материалов для проведения учебных занятий.
Госстандарт высшего профессионального образования квалификации «экономист» включает требования к
• общей характеристике специальности;
• базовому содержанию вузовского образования, структурированное по различным образовательным областям;
• уровню подготовки абитуриента;
• основной образовательной программе подготовки специалиста;
• обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста;
• разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки специалиста; %
• уровню подготовки специалиста;
• срокам освоения основной образовательной программы
подготовки специалиста;
• кадровому обеспечению учебного процесса;
• учебно-методическому обеспечению учебного процесса;
• материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Государственный образовательный стандарт обязателен для реализации во всех высших образовательных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию.
3.2. Система высшего экономического образования советского периода: достоинства и недостатки
Существовавшая до недавнего времени система образования состояла из шести образовательных уровней:
1) неполное среднее образование;
2) среднее образование;
3) среднее специальное образование;
4) высшее профессиональное образование;
5) послевузовское профессиональное образование;
6) повышение квалификации и переподготовка.
К специфическим особенностям прежней системы экономического образования можно отнести следующие обстоятельства.
Довузовское школьное образование сводило практически все экономическое образование к изучению в выпускном классе годового курса по обществоведению, включавшего раздел «Политическая экономия» (в последние годы — курса «Экономика»). Курс «Экономическая география» обращался, собственно, к экономической тематике лишь в ограниченной степени. Фактически, отсутствовало массовое экономическое обучение, подобное тому, которое было широко распространено во всем мире.
Начальным этапом подготовки «прикладных экономистов» (бухгалтеров, финансистов), а также массового обучения по ряду теоретических и прикладных экономических дисциплин являлось среднее специальное образование.
Перечень специальностейбыл достаточно краток и имел ярко выраженную отраслевую направленность: бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности, организация и экономика по отраслям, государственный бюджет, государственное страхование, деньги, кредит и учет в различных сочетаниях.
Имеющийся потенциал средней специальной школы достаточно сложно адаптировать к нынешним потребностям в специалистах-экономистах среднего звена, способных действовать как в условиях рыночной среды, так и в системе государственного регулирования экономики. Быстрым изменениям в этой области препятствует и ведомственная разобщенность экономических техникумов.
Подготовка основной массы экономистов-теоретиков и экономистов-прикладников, а также формирование экономического мышления самых широких кругов специалистов были возложены на четвертый образовательный уровень — высшее профессиональное образование.
Послевузовское профессиональное образованиевключало в себя две составные части — аспирантуру и докторантуру, в задачи которых входило формирование научно-педагогического потенциала высшей школы. Подготовка в них осуществлялась по специальностям, утверждаемым Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Аспирантура и докторантура, как правило, являлись структурными подразделениями факультетов все тех же учебных заведений. Число специальностей, по которым проходила защита кандидатских и докторских диссертаций, было значительно меньшим, они были более агрегированными. По ряду экономических специальностей кандидатские и докторские диссертации могли защищать соискатели, не имевшие базового высшего экономического образования.
Система переподготовки и повышения квалификациибыла представлена двумя основными организационными формами — институтами повышения квалификации (ИПК) и факультетами повышения квалификации (ФПК). Обе формы, как правило, носили ярко выраженный отраслевой характер.
В числе неоспоримых достоинствсистемы экономического образования следует отметить наличие выделенных образовательных уровней, разнообразных организационных форм подготовки специалистов, а также типов образования (теоретического, прикладного, инженерно-экономического). В то же время, тенденции унификации, чрезмерной детализация и регламентации деятельности учебных заведений со стороны государственных органов управления оказывали негативное влияние на функционирование всей системы образования. Элементы системы экономического образования часто не дополняли друг друга с точки зрения как содержания, так и формы.
На протяжении советского периода российской истории экономическое образованиеи воспроизводимая им экономическая наука развивались на базе лишь марксистской теории. Это не только существенно сужало основу для профессиональной подготовки, но и обусловливало в ней ряд искажающих негативныхмоментов.
1) Экономическое образование идеологизировалось, подчиняясь таким надуманным моделям, как идея развитого социализма. Становилось невозможным объективное и непредвзятое отражение реалий экономической жизни. В угоду идеологическим установкам содержательный экономический инструментарий и основные категории предавались забвению, другие же незаслуженно возвышались, нередко превращаясь в инструмент прямого действия экономической политики.
2) Недооценивалось значение человеческого фактора в воспроизводственном процессе, человека как субъекта потребления, а также всего потребительского сектора экономики. Игнорировался большой пласт экономической теории, представленный в западной научной литературе и учебных курсах теорией потребительского поведения и спроса. В экономической политике и хозяйственной практике это проявилось в известной односторонности принимавшихся решений и в чисто социалистическом эффекте «производства ради производства», с одной стороны, и в ориентировании людей на иждивенческие ожидания регламентируемых благ, с другой.
3) Не понималась природа и принижалась роль нематериальной сферы экономики и капиталовложений в человека. Это служило оправданием классификации их как непроизводительных затрат, неучаствующих в воспроизводстве общественного богатства, вело к финансированию всей социальной сферы «по остаточному принципу». В результате, даже сегодня высокая общественная эффективность затрат на образование не только не признается должным образом, но практически игнорируется.
4) Искажались, преувеличивались представления об экономической роли государства, оправдывалось господство государственной собственности, все охватывающего административного контроля и регламентации экономического поведения людей.
5) Экономическое образование изолировалось от мирового потока экономической мысли, обвинялось в вульгарности и не научности все сколько-нибудь значимое в развитии современной западной экономической теории. Экономические представления западных экономистов изучались заведомо под знаком критики и были знакомы очень узкому кругу людей, в большинстве случаев, считавших, что к нашей экономике подобные взгляды имеют мало отношения.
6) Характерная для советской экономической науки жесткая детерминированность (причинная обусловленность) в анализе общественных явлений была наиболее приемлемой для характера и методов руководства в условиях командной экономики, которая практически не нуждалась в развитии профессии экономиста.
Малосодержательность и догматизированность ряда дисциплин по различным аспектам советской экономики не добавляла интереса к учебе. В результате, постепенно складывались весьма заниженные стандарты содержания и требований к уровню знаний, ориентированные на студента-середняка. Одноступенчатость высшего; образования, включая экономическую его подсистему, не допускала? возможности отбора одаренных и заинтересованных в учебе студентов, комбинации разных видов образования, целенаправленной подготовки аналитиков, экспертов и специалистов, принимающих решения.
3.3. Экономическое образование переходного периода
Переходный период к моделям и механизмам рыночной экономики в экономическом образовании сопровождался следующими процессами.
1) Отказ от идеологической нетерпимости к другим направлениям экономической мысли.
2) Отход от отраслевой направленности экономического образования, сложившейся под влиянием ведомственного монополизма. 1 Его же следствием было урезанное макроэкономическое видение, деформированное, к тому же, преобладанием натуральных показателей. В образовании это вело к бесчисленному дроблению профиля «специалистов народного хозяйства» на узкие специальности, что нередко полностью исключало возможность профессиональной мобильности людей.
3) Усиление системы экономического образования, ослабленного искусственным обособлением науки от собственно образования. Концентрация исследовательской работы в рамках Академии наук изначально ориентировала вузовских и даже университетских профессоров экономики лишь на преподавание и подготовку студентов, но не на создание собственных научных школ и воспитание творческой молодежи.
4) Введение в систему экономического образования принципов непрерывности. Прежде существовавшее школьное образование не обеспечивало элементарных представлений об экономической жизни. Послевузовское же экономическое образование было ориентировано преимущественно на подготовку научно-педагогических кадров. Институты переподготовки и повышения квалификации, строго говоря, не были учебными заведениями экономического профиля, хотя с их помощью и пытались «латать дыры» в экономической подготовке специалистов.
5) Отход экономических вузов от «конвейерной» системы под готовки специалистов по единому учебному плану, единому профилю и с одинаковой продолжительностью обучения.
Вместе с тем, даже в самые сложные периоды истории российской экономической школе удавалось сохранять собственные положительные черты. К ним, безусловно, можно отнести унаследованный еще от дореволюционных времен историзм экономического мышления, широкий подход к анализу экономических явлений, своеобразие традиций методологии такого анализа.
3.4. Изменения в системе экономического образования
Изменения, происходящие сегодня в системе экономического образования под воздействием переходных процессов в экономике, не могут быть оценены однозначно. Наряду с прогрессивными тенденциями многое вызывает настороженность и воспринимается критически.
1. Резко возросший спрос на экономические знания и экономические кадры породил множество свежеиспеченных экономических академий, университетов и школ, обещающих быстрое продвижение к дипломам «иностранного образца», но не имеющих для этого ни должной инфраструктуры, ни квалифицированного преподавательского состава, ни традиций и опыта обучения. Тяга школьников к экономическому образованию также нередко порождает сомнительные инициативы в области до вузовского экономического образования.
2. Увеличившийся спрос на экономические знания проявляется в росте интереса преимущественно к прикладному экономическому образованию и, в то же время, в недооценке роли фундаментального образования.
3. Недостаточность фундаментального образования и, как следствие, отсутствие глубинного понимания сущности экономических процессов нередко проявляются в упрощенных представлениях об этих процессах и в некритическом заимствовании опыта других стран, мало приспособленного к российским условиям.
4. Временное, не устоявшееся и деформированное эклектическими заимствованиями состояние экономического знания часто выдается за нормальное, в результате чего в обучении смещается расстановка акцентов. Второстепенные вещи выдвигаются на первый план, а принципиально важные принимаются за второстепенные. Так, в содержание обучения включаются отдельные фрагменты теории потребительского выбора, теории фирмы, теории макроэкономического равновесия, то есть важные, но далеко не исчерпывающие разделы рыночной теории. Вместе с тем, сегодня многие экономисты почти незнакомы с теорией общественного выбора, теоретическими проблемами экономического развития, основными положениями институциональной экономики и экономикой коммерческих организаций, многими другими важнейшими проблемами экономической теории.
5. На рынок образовательных услуг экономического профиля устремились не только старые, но и многие новые учебные заведения. Это таит в себе угрозу снижения общего уровня и качества экономического образования. Угроза тем более реальна, что многие студенты экономических вузов, толком не выучившись, фактически забрасывают учебу, а существующие технологии обучения пока не позволяют остановить процесс выпуска «недоучек». Кроме того, все „ более заметен отток наиболее динамичных и восприимчивых к новым идеям преподавателей в более доходные сектора экономики. Таким образом снижается уровень обучения, повышается средний возраст остающихся преподавателей. Все это требует специального внимания к содержанию экономического образования, методикам и технологии обучения, целенаправленной работы по созданию и поддержанию высоких стандартов образования. В настоящее время начата реализация второго поколения таких стандартов.
Экономические вузысегодня решают целый ряд задач, прямо или косвенно связанных с перечисленными проблемами. К ним можно отнести разработку учебных планов нового типа, обновление традиционных дисциплин и освоение новых; переподготовку преподавательских кадров, подготовку учебных пособий и приспособление читаемых курсов к новым, в том числе переводным учебникам, практические меры по переходу на двухступенчатую систему подготовки кадров и целый ряд других. Здесь есть интересные инициативы и первые результаты, однако оценить их итоги можно будет лишь через несколько лет.