Понятие отрасли и ее место в народном хозяйстве

Экономику страны формируют межотраслевые комплексы (МОК). В каждый МОК входят отдельные отрасли.

Экономика страны – это единый комплекс взаимосвязанных отраслей, определяющих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.

МОК– это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий
производства и распределения продукта. Существуют целевые
и функциональные комплексы. Критерием отнесения к целевым комплексам является участие в производстве конечного продукта (машиностроительный комплекс, топливно-энергетический комплекс, минерально-сырьевой, транспортный комплекс).

Критерием отнесения к функциональным комплексам является специализация на определенных функциях (инвестиционный, инфраструктурный, научно-технический комплекс, жилищно-коммуналь­ные хозяйства).

Отрасль – группа качественно однородных единиц, т.е. предприятий, учреждений, организаций, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного распределения труда, выпуском однородной продукции и выполняющих общую функцию в национальном хозяйстве. При этом отрасли подразделяют на комплексные (комплекс машиностроения, металлургическая отрасль) и отрасли по видам производства (предприятия литейного производства).

Классификатор отраслей народного хозяйства предусматривает классификацию по 16 комплексным отраслям[7]:

1. Электроэнергетика насчитывает 7 отраслей.

2. Топливная – 16.

3. Черная металлургия – 11.

4. Цветная металлургия – 36.

5. Химическая и нефтехимическая – 32.

6. Машиностроение и металлообработка – 136.

7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 19.

8. Промышленность строительных материалов – 32.

9. Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность – 10.

10. Легкая промышленность – 48.

11. Пищевая промышленность – 34.

12. Фармакологическая промышленность –7.

13. Промышленность минеральных удобрений – 2.

14. Промышленность медицинского оборудования – 3.

15. Полиграфическая промышленность – 1.

16. Другие отрасли промышленности – 13.

Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень НТП во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает другие отрасли оборудованием, агрегатами, а потребителей – предметами народного потребления.

История отрасли машиностроения насчитывает трехвековую историю. Машиностроение как самостоятельная отрасль появляется
в XVII в начале XVIII в. на текстильных мануфактурах в Англии, где зарождались первоначальные условия производства прядильных автоматов. В России первые металлообрабатывающие заводы возникли
в начале XVIII в. Их основной целью было удовлетворение военных нужд: в 1704 г. в Петербурге возникла первая судостроительная адмиралтейская верфь, в 1712 г. был построен Тульский оружейный завод, а в 1724-м – Сестрорецкий оружейный завод.

Основной особенностью развития предприятий являлось их государственное руководство. После поражения России в Крымской войне (1853–1856) и крестьянской реформы 1861 г. начался период развития капитализма, характеризуемый появлением паравозо- и вагоностроительных заводов, новых судостроительных верфей, заводов по производству сельскохозяйственных машин, оборудования для текстильной, пищевой, легкой промышленности.

Гражданская война нанесла тяжелый урон отрасли машиностроения, и потребовались огромные усилия для ее восстановления.

К началу Второй мировой войны Советский Союз был вторым
в мире по объему производства машин и оборудования после США. Несмотря на высокие темпы роста в конце 70-х начале 80-х гг. машиностроение не стало обеспечивать внутреннюю потребность народного хозяйства по количеству продукции. В этот период времени увеличился импорт машин и оборудования из Англии и Германии.

На современном этапе для адекватной оценки развития отраслей в структуре машиностроения выделяют подотрасли по нескольким признакам.

1. По видам отраслей, обслуживающих промышленность:

– машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная, инструментальная и подшипниковая);

– производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное);

– производство оборудования для отраслей промышленности (металлургическая, электроэнергетическая, горно-шахтное и горно-руд­ное, химическое машиностроение, производство технического оборудования для текстильной промышленности);

– машиностроение непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военной техники).

2. По стадиям технологического производства:

– заготовительное производство;

– механическая обработка;

– сборка.

3. По уровню использования металла, трудовых ресурсов,
энергии:

– тяжелое машиностроение (отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью, обычно характеризуется изготовлением крупногабаритных изделий, примером является автомобилестроение);

– общее машиностроение (характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью);

– среднее машиностроение.

Роль машиностроительного комплекса в развитии экономики определяет основные тенденции его развития: во-первых, повышенная динамичность наукоемких подотраслей, связанных с производством ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космиче­ской техники, средств автоматизации и робототехники, во-вторых, тесная взаимосвязь с инновационными разработками, позволяющими производить эксклюзивное оборудование, затраты на приобретение которого незначительно повышают результаты массового и серийного производства, но при этом позволяют получать более высокий уровень доходов и более эффективно использовать ресурсы.

Начало XXI в. ознаменовано укрупнением таких подотраслей машиностроения, как инвестиционное машиностроение, наукоемкое машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для лесной промышленности, автомобилестроение.

Наши рекомендации