Роль гуманитарных и общественных наук в формировании мировоззрения экономиста

Высшее образование — это сплав профессиональных знаний и убежденности, свойственных современному образу жизни.

Формирование современного экономиста предполагает творче­ское овладение каждым студентом фундаментальной экономической теорией. Учение о законах развития общества — это главный компас на пути к социальному и экономическому прогрессу. Невозможно переоценить значение глубокого и систематического усвоения фун­даментальной экономической науки, сознательного, вдумчивого ус­воения, а не механического заучивания отдельных истин и формул. Только тогда знание теории чего-нибудь стоит, когда оно превраща­ется в убеждение, подкрепляется делом. Иначе говоря, каждый эко­номист должен быть активным и способным, на деле проводить эко­номическую политику, вести хозяйственный процесс с максимальной эффективностью.

В деле воспитания современного рыночного мировоззрения важная роль принадлежит общественным наукам. Выявлять во всем многообразии и учитывать в практической деятельности общие за­кономерности социально-экономического развития возможно лишь на основе глубокого знания современной экономической теории. Эти знания вооружают всех, кто стремится постичь законы общест­венного развития, новыми теоретическими положениями, выводами и фактическими данными, позволяющими лучше понять содержание всемирно-исторического процесса интеграции мировой эконо­мики.

Место общественных наук в системе высшего образования экономистов определяется следующим:

во-первых, они имеют общее образовательное значение, давая студенту-экономисту систему знаний о законах развития современного мира, а это необходимо для широты его кругозора, высокой общей культуры;

во-вторых, они необходимы экономистам-специалистам для их полноценной экономической и хозяйственной деятельности;

в-третьих, они имеют огромное воспитательное значение.

4.6. Роль фундаментальных экономических наук в подготовке дипломированного специалиста

Экономика, являясь частью общественных наук, широко ис­пользует достижения других современных наук и в том числе ин­форматики, математики, компьютерных технологий, социологии и др. Особенно возрастает роль фундаментальных наук в подготовке экономиста любой специальности в условиях научно-технической революции. Непременным условием овладения такими важнейши­ми прикладными дисциплинами, как маркетинг, менеджмент, про­гнозирование и планирование, и др., является приобретение навы­ков фундаментального, теоретического мышления, а также наличие глубоких знаний общих математических и естественно-научных дисциплин.

Будущему экономисту необходима более глубокая и целена­правленная фундаментальная экономическая подготовка по теории информатики, психологии, педагогике; концепциям современного естествознания, теории регионалистики, экономической географии и др. Без знаний общих фундаментальных концепций современного естествознания нельзя изучать такие сложные науки, как экономи­ка природы, общества и человека.

В настоящее время в экономическую практику успешно вне­дряются компьютерные технологии, Интернет с помощью которых выполняются сложнейшие экономические работы.

Чтобы использовать достижения мировой экономической нау­ки, современный экономист должен в совершенстве владеть одним, лучше двумя или несколькими иностранными языками, включая традиционный английский язык, который является общим для всех экономистов.

Современная экономическая наука охватывает ряд частных спе­циальностей, количество которых возрастает с каждым десятилети­ем, что объясняется прежде всего расширением знаний и необхо­димостью обеспечить техникой проведение соответствующих меро­приятий.

Особенно большое внимание современная экономическая наука уделяет диагностике, используя в этих целях такие специальности, как маркетологи, аналитики прогнозисты; создавая в ходе специ­альных исследований всевозможные экспериментальные модели. Такое использование теоретических специальностей в практических целях имеет огромное положительное значение и для развития этих специальностей.

Вместе с тем следует отметить, что продолжающееся расчлене­ние когда-то единой экономической науки на макро-, микроэко­номику и др. имеет и свои отрицательные стороны. Одна из отри­цательных сторон заключается в некоторой разрозненности и фраг­ментарности общетеоретических представлений. Будущий эконо­мист, впервые встречаясь с реальной многоаспектной и сложной хозяйственной практикой, должен приступить, к овладению глубо­кими знаниями по фундаментальным дисциплинам.

Фундаментальная теоретическая подготовка студента — залог успешной деятельности будущего экономиста.

Глава 5 Образовательные заведения, обучающие экономистов

Подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием проводится государственными и коммерческими высшими учебными заведениями, факультетами и кафедрами в со­ответствии с кадровой политикой Министерства образования Рос­сийской Федерации.

Эти учебные заведения призваны осуществлять деятельность, Направленную на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований, обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования, повышения образовательного уровня специалистов.

Выполнение требований Государственного образовательного стандарта является основным условием успешной аттестацииобра­зовательного учреждения (получения права на ведение образовательной деятельности) и последующей его аккредитации(получения права на выдачу диплома государственного образца).

Общие положения организации вуза

Высшее учебное заведение является учреждением высшего про­фессионального образования.

Учредителем государственных высших учебных заведений являлся Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Каждый вуз, обучающий экономистов, должен иметь лицензию, Выданную Госкомвузом Российской Федерации, на право реализовывать программы высшего профессионального образования раз­личных ступеней, программы послевузовского профессионального Образования в области гуманитарных и экономических наук.

Вуз считается имеющим государственную аккредитацию, если она получена в соответствии с постановлением Госкомвуза России.

Вуз в своей деятельности руководствуется:

Ÿ Конституцией Российской Федерации;

Ÿ Федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

Ÿ Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным поста­новлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. № 597;

Ÿ нормативными правовыми актами Министерства образова­ния РФ;

Ÿ Уставом, а также локальными актами (приказами, распоря­жениями и другими актами), регламентирующими его дея­тельность.

Вуз обладает автономностью, то есть самостоятелен в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, приводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом вуза

Высшее учебное заведение:

Ÿ является самостоятельным субъектом с правами юридического лица;

Ÿ имеет собственную печать с изображением Государственно­го герба Российской Федерации;

Ÿ имеет свое наименование, штамп, самостоятельный баланс

Ÿ имеет права оперативного управления государственным имуществом, закрепленным за ним учредителем;

Ÿ имеет свою официальную символику, утверждаемую Уче­ным советом вуза;

Ÿ может иметь филиалы.

Наши рекомендации