Основной целью государственной экономической политики в каждой стране является обеспечение динамичного характера экономики на основе устойчивого экономического роста.
Таблица 4.2
Показатели эффективности производства
Эффективность использования фактора производства | Название показателя | Формула расчета | Экономический смысл показателя: характеризует |
1. трудового | А. производительность труда | выпуск ВВП за 1 отработанный чел./час. | |
Б. трудоемкость продукции | трудозатраты на рубль ВВП | ||
2. материального | А. материалоотдача | выпуск ВВП на рубль материальных затрат | |
Б. материалоемкость продукции | материальные затраты на рубль ВВП | ||
3. капитального (основного капитала) | А. фондоотдача | выпуск ВВП на рубль основных произв. фондов | |
Б. фондоемкость | затраты основных произв. фондов на рубль ВВП | ||
В. фондовооруженность | количество основных произв. фондов на одного занятого |
Международные экономические отношения и их формы. Внешняя торговля и торговая политика России. Платежный баланс. Валютный курс.
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными) корпорациями в системе мирового хозяйства.
Основными формами в структуре международных экономических отношений являются:
- международная торговля товарами и услугами;
- международное движение капиталов;
- международная миграция рабочей силы;
- международный обмен технологиями;
- международные валютно-финансовые и кредитные отношения;
- международная экономическая интеграция.
Международные таможенные отношения (МТО).
Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг, а также целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.
Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт.
Самая старая форма международных отношений – это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.
Свободная торговля – это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства.Свободная торговля является политикой весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.
В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ.