Предмет, функции и структура современной экономической теории. Основные этапы развития экономической теории
Безграничные потребности людей и ограниченность ресурсов общества. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. Закон возрастания альтернативных издержек.
Целью функционирования экономики является удовлетворение потребностей человека на основе использования в производстве трудовых, научных, природных и других ресурсов. Только на ранних ступенях развития общества люди удовлетворяли свои потребности за счет присвоения готовых продуктов, данных им природой. Полученные таким путем блага называются свободными (неэкономическими). С развитием общества и возрастанием потребностей их удовлетворение происходит за счет изготовления товаров и услуг, поступающих на рынок путем взаимного обмена на основе спроса и предложения. В условиях рыночной экономики как сами потребности, так и полученные для их удовлетворения материальные и духовные блага, а такжеучаствующие в производстве ресурсы называются экономическими. Потребность (нужда в чем-либо) для каждого человека и общества в целом представлена как многообразная совокупность потребительских свойств товаров и услуг, в которую включены:
1) материальные потребности, представленные предметами первой необходимости, нужными для нормальной жизни(хлеб, жилье, одежда), и предметами роскоши (драгоценности, яхты и др.); предметами текущего потребления (продукты питания) и длительного пользования (легковые автомобили);
2) духовные потребности(приобретение книг, посещение театров и музеев, кино и т. д.);
3) потребности в оказании услуг(химическая чистка одежды, ремонт и уборка жилья и т. д.).
В последнее время большое значение придается удовлетворению так называемых социальных потребностей(занятость трудом,участие в управлении производством, здоровье, безопасность), а также экологических(чистый воздух, вода, почва и т. д.).
Развитие потребностей является основной движущей силой общественного развития. Оно происходит в соответствии с проявлением фундаментального (всеобщего, присущего любому способу производства) закона возвышения потребностей. Потребности безгранично растут, стимулируя расширение производственных возможностей для их удовлетворения. При этом по мере удовлетворения низших, более простых потребностей, они, в соответствии с принципом перехода количества в качество, трансформируются, переходя на новый более сложный уровень, чем стимулируют новый рост производства.
Сдерживающим фактором развития экономики и удовлетворения потребностей являются экономические ресурсы, отличительной чертой которых является их ограниченность и редкость.
В связи с этим в центре экономической теории находятся две проблемы, тесно связанные между собой: потребности индивидуумов и общества в целом растут, они безграничны (по закону возвышения потребностей), а экономические ресурсы, которые выступают и факторами производства (труд, капитал, земля), имеются в ограниченном количестве. Многие природные ресурсы невоспроизводимы (нефть, уголь, газ) или трудно воспроизводимы (почва в земледелии). Вследствие редкости производственных ресурсов и ограниченных возможностей экономики удовлетворить все потребности, перед производством встает проблема выбора: что, сколько, как и для кого производить.
Проблема выбора в экономической теории исследуется на основе модели производственных возможностей экономики (общества), которая иллюстрирует все альтернативные варианты производства двух видов товаров (производственных и потребительских) в условиях ограниченных экономических ресурсов, имеющихся в экономике.
Допустим, что ресурсы общества позволяют произвести 5 млн шт. потребительских товаров (товар Х) или 15 тыс. шт. производственных товаров (товар Y), а также различные комбинации этих товаров при полном использовании имеющихся экономических ресурсов. Значения альтернативных возможностей использования экономических ресурсов приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Основные понятия и категории
Экономика. Экономическая теория: позитивная и нормативная. Политическая экономия, экономикс. Экономические школы: меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия. Неоклассическое, неокейнсианское и институционально-социологическое направления современной экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Функции экономической теории: познавательная, практическая, методологическая, критическая, идеологическая. Методы экономической теории: материалистическая диалектика, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического, графический, экономико-математическое моделирование. Экономические категории и экономические законы. Потребности: материальные, духовные, социальные, экологические. Закон возвышения потребностей. Свободные и экономические блага. Экономические ресурсы. Проблема выбора. Производственные возможности общества. Альтернативныеиздержки. Закон возрастания альтернативных издержек.
4. Собственность: правовое и экономическое содержание. Триада прав собственность западная теория «пучка» прав собственности.
Экономическое содержание собственности:
Собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ.
Собственность с экономической точки зрения это фактические отношения между субъектами разного рода по поводу производства, распределения и присвоения условий и результатов производства.
В экономической теории определены некоторые общие признаки, присущие собственности в любом обществе:
1. Собственность – это общеэкономическое явление, существующее на всех исторических ступенях общественного развития.
2. Собственность – это социальное отношение. Она не только порождена обществом, но и может реально существовать лишь внутри. Для определения собственности необходимо, чтобы субъект собственности вступил по поводу ее объекта в отношение с другими лицами.
3. Собственность является основным отношением, поскольку именно собственность связывает в единое целое производственные отношения, превращая их из "совокупности" в "систему".
4. В качестве субъектов собственности (собственников) могут выступать "индивид" (человек, гражданин), "группа" (семья, коллектив), "общество" (народ) при практически неограниченном числе объектов собственности (средств производства и предметов потребления).
Если имеется имущество, то имеется и отношение принадлежности (имущество не может быть вне этого отношения – оно всегда либо принадлежит, либо не принадлежит). Если есть принадлежность, значит, есть и объект, по поводу которого она имеет место. С учетом этого выделятся субъекты и объекты собственности.
Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, полностью или в какой-то степени принадлежащих субъекту.
Собственность есть прежде всего не вещь, а отношение – отношение между людьми по поводу вещи. Именно отношение между людьми по поводу вещи, а не отношение данного конкретного человека к данной конкретной вещи. Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.
Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации.
Правовое содержание собственности:
Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.
Право владения – это непосредственное фактическое удержание вещи субъектом собственности. Владение представляет собой фактическое обладание вещью, либо документально подтверждающее правомочия обладать объектом собственности. Владение объектом дает право использовать его, передавать объект в распоряжение другим лицам, продавать, дарить, наследовать.
Распоряжение – это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца. Право распоряжения – это право определения юридической судьбы имущества. Речь идет о праве субъекта собственности по своему усмотрению включения объекта собственности в экономический оборот путем совершения таких распределительных действий, как купля-продажа, передача в залог, дарение, сдача в наем и др.
Право пользования – это право собственника на извлечение и присвоение полезных свойств имущества.
Владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделенными между различными субъектами. Другими словами, владение и пользование можно рассматривать не только как элементы триады права собственности. Пользоваться имуществом можно, не будучи ее владельцем, и наоборот, можно быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это право в соответствии с законодательством другому субъекту.
В переходный период к рыночной экономике в России широкое распространение получила практика передачи права управлять своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора траста он не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные инвестиционные фонды, доверительные общества и т.д.).
Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).
Собственность, с юридической точки зрения есть закрепленная государством систематизированная совокупность норм, правил, регулирующих имущественные и прочие виды экономических отношений, и обязательных для всех субъектов права.
Существование этих фактических отношений совсем не обязательно может быть санкционировано и оформлено государством, что тем самым превращает их в юридические нормы, поддерживаемые мощью государственного принуждения. Правовое оформление отношений собственности, как правило, следует, развивается за изменениями фактических, волевых отношений.
Между фактическими, волевыми отношениями и их государственным санкционированием, юридическим оформлением лежит сфера отношений, принятых различными частями, слоями, группами в обществе в виде норм, правил, традиций, обычаев, которым в разной степени подчиняются, следуют различные субъекты отношений. Часть таких отношений носит название обычного права, хотя оно в большей части вообще не оформлено юридически. Другая часть норм, правил, обычаев, традиций вообще долгое время никак не оформляется, но, тем не менее, является для разных сообществ регулирующей нормой отношений и поведения.
Юридическое определение собственности содержит указания на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. При всей абсолютности своих прав собственник не может пользоваться ими за пределами, которые ограниченны законом и административными распоряжениями.
Собственность является понятием правовым, т.е. представляет собой вид правового отношения, регулируемого гражданским правом. Это означает, что собственность есть вид гражданского правоотношения.
Понятие собственности, существующее единственно в форме объект правового регулирования является понятием юридическим, под которым следует понимать, прежде всего, вид имущественного отношения. Под имущественными отношениями традиционно понимаются отношения по приобретению и использованию имущества: вещей, прав и обязанностей по поводу вещей и иных материальных благ.
.Концепции «пучка» прав собственности
У источников теории прав собственности стояли два известных американских экономиста Р. Коуз и А. Алчиан .В дальнейшем в разработке этой теории принимали участие И. Байерицель, Г. Беккер, Д. Норт , Н.С. Ченг и др.
Совокупность всех прав собственности названа ими «пучок прав по использованию ресурса», который представлен как иерархическая вертикаль, состоящая из хозяйствующих субъектов, имеющих доступ к какому - нибудь благу, а совокупность прав - как система исключений из доступа к ресурсам.
Полный «пучок» прав состоит из 11 элементов
1. Право владения , т.е.право исключительного физического контроля над благами.
ПРАВОМОЧИЕ ВЛАДЕНИЯ - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.
Владение вещью может быть и незаконным. ЗАКОННЫМ называется владение, которое опирается на какое-либо правовое основание, т.е. на юридический титул владения. Законное владение часто именуют титульным. НЕЗАКОННОЕ владение на правовое основание не опирается. Вещи, по общему правилу, находятся во владении тех, кто имеет то или иное право на владение ими. Указанное обстоятельство позволяет при рассмотрении споров по поводу вещи исходить из презумпции законности фактического владения. Иными словами, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не доказано обратное.
2. Право пользования , т.е.право применения полезных свойств благ для себя.
ПРАВОМОЧИЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления, так и в производственных целях. Так, швейную машину можно использовать для пошива одежды не только своей семье, но и на сторону за плату. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Но иногда можно пользоваться вещью, и не владея ею. Например, ателье по прокату музыкальных инструментов сдает их напрокат с тем, что пользование инструментом происходит в помещении ателье, скажем, в определенные часы и дни. То же и при пользовании игровыми автоматами.
3. Право распоряжения, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование блага.
ПРАВОМОЧИЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении той вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью. Если собственность приносит доход, то она экономически реализуется.
4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования блага.
5. Право суверена, т.е право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага
6. Право на безопасность ,т.е.право на защиту от экспроприации блага и от вреда со стороны внешней среды.
7. Право на передачу прав в наследство
8. Право на бессрочность обладания блага
9. Запрет на использование способом ,наносящим вред внешней среде
10. Право на ответственность в виде взыскания ,т.е.возможность взыскания блага в уплату долга
11. Право на остаточный характер ,т.е право на существование процедур и институтов ,обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, традициями .обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми ,которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.
Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов : без какой - либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношение собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, следовательно, они - ничьи, никому не принадлежат или - что одно и тоже - принадлежит всем ,ибо имеется свободный к ним доступ, Согласно данной теории такие ресурсы не составляют объекта собственности.
Поведение производителя в условиях рынка совершенной конкуренции. Спрос на товар конкурентной фирмы. Определение максимальной прибыли методом сравнения валового дохода и валовых издержек. Принцип максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизмов имеет важное аналитическое значение для выявления взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование рынка чистой конкуренции имеет особое теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.
Таблица 20.1. Рыночные структуры
Модель рынка | Число фирм и их размеры | Условие вступления в отрасль и выхода из нее | Тип продукции | Контроль над ценой | Формы конкуренции | Доступность информации |
1.Совершенная конкуренция 1.1. Чистая конкуренция | Множество мелких фирм | Очень легко, никаких затруднений | Однородная, стандартизированная | Отсутствует | Ценовая | Равный доступ ко всем видам информации |
2. Несовершен-ная конкурен-ция | ||||||
2.1. Монополистическая конкуренция | Относительно много небольших фирм | Сравнительно легкое, имеются отдельные препятствия | Разнородная, дифференциро-ванная | Имеется контроль в узких рамках | Ценовая. Неценовая: дифференциация продукта, реклама, торговые знаки, торговые марки,. | Сравнительно незначительные ограничения |
2.2. Олигополия | Число фирм невелико, как правило, средние и крупные фирмы | Наличие существенных препятствий | Разнородная или однородная | Ограни- ченный (при взаимной зависимости) либо значительный (при тайном сговоре) | Ценовая. Неценовая: тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка, реклама. | Существенные ограничения |
2.3. Монополия | Одна фирма | Наличие непреодолимых препятствий, полная блокировка | Уникальная, не имеющая заменителей | Значительный либо полный | Неценовая: связи с общественными организациями | От некоторых ограничений до полной информационной блокады |
Рассмотрим модель чистой конкуренции. Для рынка чистой конкуренции характерен целый ряд уже знакомых нам признаков. Прежде всего речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов, которые выявляют наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартизованная, однородная продукция.
Зона прибыльности
Сравнение совокупного дохода и общих издержек с целью выявления возможности максимизации прибыли представлено на рис. 20.3. Графики кривых валового дохода (Двал) и общих издержек (Иобщ) построены в соответствии с данными, содержащимися в графах 3 и 4 табл.20.2. Экономическая прибыль получается в тех случаях, когда совокупный, или валовой доход превышает полные общие издержки. На рис. 20.3 видно, что получение прибыли возможно на том отрезке кривой общих валовых издержек, который находится ниже кривой совокупного дохода, т.е. на отрезке AB.
Рис. 20.3. Максимизация прибыли по принципу «валовой доход – валовые издержки»
Точки A и B указывают на достижение критических объемов производства, когда валовые общие издержки становятся равными валовому доходу. При любом объеме выпуска продукции, находящемся между его величинами QА и QВ , предприятие получает экономическую прибыль. Максимальная величина экономической прибыли достигается при таком объеме производства продукции, при котором разность между совокупным доходом и полными общими издержками достигает максимальной величины. На рис. 20.3 таким объемом продукции являются 8 ед. Максимальной величине прибыли соответствует отрезок CД при объеме производства продукции QСД . Прямая, изображающая на рисунке доход
предприятия и проходящая через начало координат, имеет угловой коэффициент, который выражает собой отношение изменения дохода к изменению объема выпуска продукции, т.е. предельный доход. Угловой коэффициент линии общих издержек представляет собой отношение изменения издержек производства к изменению объема выпуска продукции, т.е. предельные издержки. Причем если провести касательную прямую к кривой общих издержек в точке, соответствующей объему производства, обеспечивающему получение максимальной прибыли (точка Д), то она пройдет параллельно линии общих доходов.
Таким образом, угловые коэффициенты линии общих доходов и линии общих издержек в точках, соответствующих достижению максимальной прибыли, равны между собой, что означает равенство предельного дохода и предельных издержек. К данному положению мы вернемся в дальнейшем, где оно будет рассмотрено более подробно.
Зона убытков
Что касается объемов выпуска продукции, которые лежат за пределами QА и QВ , т. е. в точках, расположенных ниже или выше точек A и B на линии валового дохода, то им будут соответствовать объемы производства продукции (меньше QА и больше QВ), при которых предприятие будет не только получать экономическую прибыль, но и нести экономические убытки. Последние на графике находятся в зонах, заштрихованных горизонтальными линиями, а величина убытков графически измеряется перпендикулярами, соединяющими точки, лежащие на линии общих издержек и линии валового дохода. Убыточные зоны свидетельствуют о превышении общих издержек над общими доходами.
Рис. 5.12. Совершенная ценовая дискриминация
На практике совершенная ценовая дискриминация почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.
Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).
Предположим, что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р', при объеме от Q* до Q** цена Р''.
Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р', то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р'Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р'ABCQ**.
Рис. 5.13 Ценовая дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)
Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.
В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:
§ скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);
§ кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);
§ ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.
Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.
Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.
Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:
§ авиабилеты туристского и первого классов;
§ спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;
§ скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
§ плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);
§ гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.
После того как фирма разделит своих потенциальных покупателей на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих цен для каждого сегмента. Рассмотрим, как это происходит.
Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка (анализ может быть использован и для большего числа сегментов). Его цель, как и прежде, максимизация прибыли от реализации продукции на обоих рынках.
Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может быть записано как
MC=MR1,
где MR1 — предельный доход от реализации на первом сегменте.
Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид:
MC=MR2,
где MR2 — предельный доход от реализации на втором сегменте рынка, то есть
MC=MR1=MR2.
Мы знаем, что предельный доход фирмы соотносится с коэффициентом эластичности спроса по формуле MR=P(1+1/Ed), поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как
P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2),
или
P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).
Из данного равенства видно, что в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами,
если |Ed1|>|Ed2|, то Р1
Например, если эластичность спроса для 1-го сегмента равна -2, а для 2-го сегмента -4, то цена для 1-го сегмента должна быть в 1,5 раза выше, чем для 2-го.
Р1/P2=(1-1/4)/(1-1/2)=(3/4)/(1/2)=1,5
Очевидно, что если бы эластичность спроса во всех сегментах была одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна.
ВВП
1. Частные потребительские расходы.
2. Валовые частные внутренние инвестиции (амортизация + чистые инвестиции).
3. Государственные расходы на покупку товаров и услуг.
4. Чистый экспорт (экспорт – импорт).
Минус: амортизация.
ЧВП
Минус: косвенные налоги.
НД:
1. заработная плата с отчислениями на социальное страхование;
2. рента;
3. доход на капитал;
4. прибыль.
Минус: отчисления из зарплаты на социальное страхование.
Минус: налог на прибыль фирм.
Минус: нераспределенная прибыль фирм.
Плюс: государственные трансфертные платежи.
ЛД
Минус: индивидуальные налоги.
ЛРД
ЧВП (чистый внутренний продукт)отражает стоимостной объем национального производства (ВВП) за вычетом амортизации, которая идет на замену изношенного основного капитала (зданий, сооружений, станков, оборудования) и необходима для восстановления экономики в неизменном масштабе.
НД (национальный доход) представляет собой часть стоимостного объема национального производства (ВВП) за вычетом амортизации и косвенных налогов(НДС, акцизы, налог на продажи, таможенные пошлины), которые идут на пополнение казны государства и выполняют исключительно фискальную функцию. НД отражает сумму всех доходов, полученных в экономике владельцами факторов производства. Распределение НД между владельцами факторов производства представляет собой первичное распределение доходовв экономике.
В современной рыночной экономике государство частично(через налоги и государственные трансфертные платежи) перераспределяет НД.
ЛД (личный доход)представляет собой ту часть национального дохода, которую получает население страны. С него государство также собирает налоги, поэтому используется еще один показатель – ЛРД (личный располагаемый доход), отражающий ту часть личного дохода, которая остается в распоряжении населения страны после уплаты индивидуальных налогов(налог на доходы физических лиц, налог на имущество, налог на дарение, налог на наследство). ЛРД – это доход, которым располагает население страны и распоряжается им по своему усмотрению. Выделяют два направления использования ЛРД – на текущее потребление (частные потребительские расходы) и личные сбережения.
Важная задача в экономике – превратить личные сбережения населения в инвестициидля обеспечения экономического роста и повышения благосостояния самого населения страны.
3) Рассчитанный по добавленной стоимостиВВП представляет собой сумму первоначальной стоимости материалов, а также всей заработной платы и прибыли, полученных на всех стадиях производства.
Расчет ВВП по добавленной стоимости на примере производства бульдозера, представлен в табл. 2.1:
1000 + 4418 + 5281 = 10699 (руб.)
Таблица 2.1
Расчет ВВП по добавленной стоимости
Продукт | Стадии производства | Стоимость материалов | Зарплата | Прибыль | Всего |
Чугун | |||||
Сталь | |||||
Прокат | |||||
Детали | |||||
Мотор | |||||
Трактор | |||||
Бульдозер | |||||
Общая стоимость |
Если бы расчет производился по полной, а не добавленной стоимости, то общая стоимость бульдозера составила бы 32288 руб., в которой основную часть (22589 руб.) составляла бы стоимость материалов, которые учитывались несколько раз. Это привело бы к многократному завышению объема национального производства (повторному счету).
Важно иметь в виду, что при подсчете ВВП не включается:
1) промежуточный продукт, считается только добавленная стоимость;
2) непроизводительные сделки:
а) чисто финансовые сделки:
- государственные трансфертные платежи (пособия, стипендии и пр.);
- частные трансфертные платежи (частные денежные переводы);
- купля-продажа ценных бумаг на вторичном рынке;
б) продажа подержанных вещей.
Сравнительно недавно в качестве основного показателя объема национального производства использовался ВНП (валовой национальный продукт). Если ВНП характеризовал весь объем конечной продукции национальных предприятий, в том числе и функционирующих за рубежом, то ВВП включает весь объем конечной продукции, произведенной всеми предприятиями (и иностранными) внутри страны. ВНП отличается от ВВП на сумму факторных доходов, полученных от ресурсов данной страны, использующихся за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности; переведенная заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Эта разница невелика – не более 1 %.
ВВП считается лучшим показателем:
1) для измерения объема национального производства;
2) для измерения уровня национального благосостояния – ВВПд (ВВП на душу населения):
3) для измерения производительности общественного труда (ПТ):
Показатели уровня цен
Общий уровень цен в национальной экономикевыражает относительное изменение среднего уровня цен на товары и услуги за определенный период времени и подсчитывается на основе определения индексов цен. Индекс цен характеризует темпы роста или падения цен, т.е. во сколько разрастут или снижаются в среднем цены. Различают несколько видов индексов цен:
1) дефлятор ВВП (см. п. 2.2);
2) индекс цен производственных товаров (индекс оптовых цен или инвестиционных товаров);
3) индекс потребительских цен, который рассчитывается на основе определения стоимости потребительской корзины, состоящей из наиболее потребляемых товаров и услуг. Этот индекс используется для определения динамики реальной заработной платы работников и реальных доходов населения с целью определения изменения их жизненного уровня.
Индексы цен рассчитываются тремя способами:
1) на основе формулы (индекса) Ласпейреса путем сравнения цен текущего (p1) и базового периодов (p0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) – q0. Индекс Ласпейреса показывает, насколько фиксированная товарная корзина базового периода становится дороже в текущем периоде:
(1)
2) на основе формулы (индекса) Пааше. Индекс Пааше показывает, во сколько раз фиксированная товарная корзина текущего периода (q1) дороже или дешевле, чем в базовом периоде:
(2)
3) на основе индекса Фишера. Первые два рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров и услуг. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. С целью более точного отражения динамики цен и, соответственно, динамики стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных товаров и услуг) испо<