Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей.

Фискальная политика включает в себя:

Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей. - student2.ru разработку основных направлений использования финансовых ресурсов государства;

Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей. - student2.ru методы финансирования;

Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей. - student2.ru главные источники покрытия государственных расходов;

Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей. - student2.ru проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга.

Главная задача фискальной политики – сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке.

Фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального объема производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Теоретическим обоснованием этих действий стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Графически кривая Лаффера выглядит следующим образом (рис. 41).

r (ставка процента), %
R (масса налогов)
r2
r0
r1
R0
R2
R1

Рис. 41. Кривая Лаффера

По абсциссе на этом графике откладывается величина процентной ставки r, а по ординате – величина налоговых поступлений R. Если r = 0, государство никаких налоговых поступлений не получит. А если r = 100 %, начисто отпадают всякие стимулы к производству (ибо все доходы производителей изымаются), т.е. результат для государства аналогичный – нулевой. При любых же других значениях r (0 < r < 100 %) государство налоговые поступления в том или ином размере получает. При каком-то конкретном значении ставки (r = r0) общая сумма этих поступлений становится максимальной (R0 = Rmax). Отсюда вытекает следующий вывод. Рост процентной ставки только до определенного значения (r = r0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0 < R1, R0 < R2.

Общие свойства кривой Лаффера могут быть охарактеризованы следующим образом. Поскольку при ослаблении налогового пресса одни субъекты производства начинают работать более интенсивно, максимизируя свой доход, а другие достигают желаемой величины последнего с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является пологой и относительно слабо реагирует на незначительные изменения налоговых ставок. Кроме того, реакция экономических субъектов на динамику этих ставок проявляется не мгновенно, а через какой-то временной интервал.

Кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время теоретически выявить величину r0 невозможно, и она определяется эмпирическим путем. При этом крайне важно выяснить, где находится фактическая налоговая ставка – справа или слева от r0. А поскольку кардинальные макроэкономические эксперименты чреваты серьезными потрясениями, на этот вопрос обычно отвечают на основе анализа реакции производителей на налоговые льготы в тех или иных конкретных отраслях.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики.

Дискреционная форма фискальной политики представляет собой маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции.

Дискреционная политика – это сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов для воздействия на экономику (через налоговые ставки, правительственные и государственные закупки, размеры трансфертных выплат).

Недостатками дискреционной политики являются довольно длительный период между принятием решений и длительный период разработки проектов, в течение которого социально-экономическая ситуация может в корне измениться.

Автоматическая политика (политика встроенных стабилизаторов) основана на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Встроенные (автоматические) стабилизаторы – это экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства (например, налог на доходы физических лиц, ранее – подоходный налог).

Проводя фискальную политику, государство опирается на возможности налоговой системы. Характер и цели налоговой системы определяет налоговая политика государства.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика по своей сути шире категории фискальной политики. Фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Налоговаяполитика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др.

Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие илисдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста (увеличение объема ВНП). Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни. При превышении ставки совокупного налогообложения 50-60 % начинается крах производства.

Наши рекомендации