Агрегирование – это метод макроэкономического анализа, основанный на выведении и исследовании динамики совокупных показателей.
При агрегировании отдельные экономические агенты или процессы объединяются по определенным качественным признакам в агрегаты (совокупности), которые рассматриваются как единое целое. При этом особенности отдельных элементов, входящих в агрегат, не рассматриваются. Национальная экономика при макроэкономическом подходе предстает в таком виде, как если бы она состояла из одного совокупного потребителя, инвестора, одной фирмы, производящей совокупный продукт.
Агрегирование распространяется на все ключевые элементы экономической системы: экономические субъекты, рынки, экономические взаимосвязи, товарные и денежные потоки, экономические показатели. Использование метода агрегирования неизбежно приводит к потере части информации, упрощает экономическую действительность, но в то же время позволяет исследовать глобальные экономические закономерности, которые невозможно объяснить с позиций поведения отдельных экономических агентов и их взаимодействия на рынках отдельных товаров.
Очевидными издержками макроэкономического агрегирования являются частичная потеря информации и повышение уровня абстракции экономических исследований. В то же время благодаря агрегированию облегчается выявление сущности сложнейших народнохозяйственных процессов. Чтобы агрегированные показатели не потеряли экономический смысл и научную ценность, необходимо соблюдать определенные правила агрегирования.
Представленная в агрегированном, обобщенном виде национальная экономика остается сложной системой, исследование которой ведется с помощью макроэкономического моделирования.
Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрощенным, абстрактным отражением реальности, так как все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна, не исчерпывающа, не всеобъемлюща. Она не дает единственно правильных ответов, но с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других эндогенных экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.
В макроэкономическом анализе функционирование национальной экономики представляется в виде хозяйственной деятельности агрегированных экономических агентов, взаимодействующих друг с другом на национальных рынках.
С макроэкономической точки зрения в национальной экономике действуют лишь четыре макроэкономических субъекта:
сектор домашних хозяйств;
предпринимательский сектор;
государственный сектор;
сектор заграницы (внешнеэкономический сектор).
Итак, макроэкономика изучает закономерности поведения макросекторов в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Рассмотри подробнее эти секторы и связи между ними.
Сектор «Домашние хозяйства» – объединяет все семьи, ведущие автономный семейный бюджет. В рыночной экономике этому сектору принадлежит большая часть национальных ресурсов (трудовые ресурсы, предпринимательская способность, земля и ее недра преимущественно находятся в частной собственности семей). Этот сектор выполняет функцию конечного потребления и накопления сбережений, а также предоставляет ресурсы в производительное использование для получения доходов в виде заработной платы, прибыли, ренты и процента.
Сектор «Фирма» – объединяет предприятия всех форм собственности (включая государственные) и всех сфер деятельности и отраслей, которые функционируют на коммерческой основе, т.е. финансируют свои издержки за счет выручки от реализации продукции (услуг) и стремятся к получению прибыли. В расширенном понимании к этому сектору относятся и финансовые организации (банки, фонды, страховые компании), которые так же, как и другие фирмы, преобразуют ресурсы в конечную продукцию (в данном случае – особые финансовые услуги) и реализуют их на рынке. Таким образом, главная функция сектора фирм – производство за счет привлечения ресурсов и предложение своей продукции на рынке.
Сектор «Государство»(правительственный) – включает органы государственной власти всех уровней (местные, региональные, федеральные) и всех ветвей власти (исполнительная, законодательная, судебная), а также все другие бюджетные организации, финансируемые преимущественно или полностью из бюджета, т.е. функционирующие не на коммерческой основе (например, милиция, пожарная служба государственное учебное заведение и т.д.). Функции этого сектора в рыночной экономике были определены выше.
Сектор «Внешний мир»– совокупность связей наших внутренних трех секторов с макросекторами других стран. Эти связи включают торговые отношения (экспорт и импорт товаров и услуг), межнациональное движение мобильных ресурсов (труд, капитал, предпринимательская способность, информация) и доходов от них, а также межнациональных трансфертов (переводы, помощь, гранты и т.п.). Между макросекторами происходит постоянный «обмен веществ», т.е. движение ресурсов и конечной продукции, сопровождаемое встречным потоком денежных средств.
Поведение основных макроэкономических субъектов, принимаемые ими решения и соответствующие действия определяют состояние национальной экономики, краткосрочные изменения конъюнктуры и долгосрочные тенденции экономического роста. Поэтому, чтобы объяснить, как работает экономика, необходимо прежде всего выяснить характер поведения хозяйствующих субъектов и описать его теоретически. Для этих целей также применяется метод агрегирования. Поведение каждого сектора описывается с помощью обобщенных показателей и функциональных зависимостей. В исследовании, например, используется единая потребительская функция, которая устанавливает связь между совокупными потребительскими расходами, величиной национального дохода и другими макроэкономическими показателями. Применяются также агрегированные функции сбережений, инвестиций, производственная функция и др.
Наконец, в макроэкономике в агрегированном виде рассматривается и система хозяйственных связей, имеющих преимущественно рыночный характер. Все многообразие рыночных отношений сводится к функционированию четырех национальных рынков, к которым относятся:
рынок товаров и услуг (конечная продукция), на котором реализуются как потребительские, так и инвестиционные товары;
рынок факторов производства (рынок ресурсов)(труда, земли, капитала). В краткосрочных моделях он представлен рынком труда, поскольку запас других факторов (капитала, земли) в краткосрочном периоде считается неизменным;
финансовый рынок,объединяющий рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала. В моделях открытой экономики выделяется также валютный рынок. Основная макроэкономическая функция данного рынка – трансформация национальных сбережений в инвестиции;
денежный рынок,на котором взаимодействуют предложение денег (т.е. фактически находящаяся в обращении денежная масса) и спрос на деньги, представляющий собой величину денежного запаса, который желают иметь экономические агенты при данном уровне дохода.
Взаимодействие спроса и предложения на четырех национальных рынках – это механизм, посредством которого решения, принимаемые в рамках каждого сектора, в совокупности определяют значения основных макроэкономических параметров (объемов выпуска, уровня цен занятости и безработицы).
В общей форме система взаимосвязей между различными секторами национальной экономики представлена в модели экономического кругооборота(рис. 25).
Рис. 25. Модель экономического кругооборота
Итак, домашние хозяйства предоставляют имеющиеся у них ресурсы на рынок ресурсов (причем не только на внутренний, но и на внешний) ради получения денежных доходов (заработной платы, прибыли, ренты или процента), а фирмы, которым нужны ресурсы для производства продукции, предъявляют на них спрос и оплачивают эти ресурсы. Но то, что является доходами поставщиков ресурсов, для сектора фирм выступает издержками производства, которые нужно возместить за счет выручки от реализации продукции на рынке конечной продукции.
Таким образом, фирмы осуществляют предложение товаров и услуг на этом рынке, а домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги и выкупают часть конечной продукции. Домашние хозяйства, таким образом, используют полученные факторные доходы двояко – часть доходов превращается в потребительские расходы, а неизрасходованная часть становится сбережениями сектора домашних хозяйств и утекает из кругооборота. Следует отметить, что часть конечной продукции в виде инвестиционных товаров (элементов реального капитала) предлагается на рынок одними фирмами, а выкупается на основе инвестиционных расходов другими фирмами, и этот процесс на схеме не представлен. Если рассматривать кругооборот только между двумя частными секторами – фирмами и домашними хозяйствами, то он называется простым и полностью замкнутым. Но на него оказывает существенное корректирующее влияние сектор государство в рамках выполняемых им функций. Выше, на схеме отражены две его важнейшие функции:
1) перераспределение ресурсов для создания общественных и квазиобщественных благ, которые частные фирмы не производят совсем (маяки, дорожные знаки, фундаментальная наука) или производят в недостаточном количестве (услуги образования и здравоохранения);
2) перераспределение доходов в социальных целях.
Итак, государство собирает чистые налоги с сектора фирм и домашних хозяйств, формируя доходы государственного бюджета. Чистые налоги – это разница между валовыми налоговыми поступлениями и трансфертами (налогами наоборот, т.е. пенсиями, стипендиями, субсидиями, которые государство вернет представителям частных секторов, нуждающимся в его поддержке). За счет полученных доходов государство закупает ресурсы на рынке ресурсов, отвлекая их от производства частных благ и направляя на создание общественных, которые оно предоставляет «бесплатно» (а на деле – за налоги) фирмам и домохозяйствам. В то же время для выполнения этих функций государство осуществляет государственные закупки конечной продукции потребительского и инвестиционного характера (например, лекарств и оборудования для государственных больниц, офисную технику для госучреждений).
Кроме того, на схеме видно, что все три внутренних сектора могут предлагать и приобретать ресурсы и конечную продукцию с внешних рынков ресурсов и конечной продукции и, следовательно, получать за это доходы или выручку от реализации, идущие из внешнего мира (кроме государства, которое собирает налоги только со своих секторов).
Таким образом, модель становится сложным кругооборотом и описывает функционирование открытой рыночной экономики с государственным участием. На основе данной модели делается вывод о всеобщей взаимозависимости на макроуровне, так как изменение в поведении одного сектора отразится на всех остальных и в конечном счете, на нем самом, поскольку расходы одного сектора – это доходы другого. Деньги в данной модели играют пассивную роль, опосредуют движение ресурсов и продукции, выполняя функции средства обращения, платежа и сбережения. В то же время, если определенным образом суммировать годовые денежные потоки на данной схеме, можно получить важнейшие макроэкономические показатели, которые делятся на показатели потоков, запасов и экономической коньюнктуры.
Макроэкономические показатели потоковотражают процессы передачи ценностей от одних экономических субъектов к другим в течение определенного периода.