Способы регулирования денежного рынка
Для регулирования денежного рынка в экономической практике используются следующие механизмы, или инструменты: 1) операции на открытом рынке; 2) политика учетной ставки; 3) изменение нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке – это операции на вторичном рынке государственных ценных бумаг, где осуществляется купля-продажа казначейских обязательств Центральным банком с целью регулирования денежных средств в обращении.
Если на рынке наблюдается излишек денег, то для его ограничения Центральный банк начинает предлагать для продажи коммерческим банкам и населению государственные ценные бумаги. Так как предложение казначейских обязательств увеличивается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, что делает их привлекательными для покупателей. Население и банки начинают активно скупать ценные бумаги государства, что в конечном итоге приводит к сокращению банковских резервов, а это в свою очередь уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору (кривая предложения денег на графике денежного рынка сдвинется влево, а процентная ставка возрастет).
Если на денежном рынке наблюдается недостаток денег, то Центральный банк начинает скупать казначейские бумаги у банков и населения. Тем самым увеличивается спрос на государственные ценные бумаги, их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает. Население и банки начинают их активно продавать, что ведет к увеличению банковских резервов и к увеличению предложения денег.
Политика учетной ставки (дисконтная политика). Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор последней инстанции. Центральный банк предоставляет кредиты не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности. Учетную ставку (в России ставка рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает займы для коммерческих банков дешевыми и они стремятся получить больше кредитов (политика «дешевых» денег). При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обороте. Увеличение учетной ставки, наоборот, делает займы у Центрального банка невыгодными (политика «дорогих» денег). Некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, потому что они становятся очень дорогими. Политика учетной ставки обычно проводится в сочетании с операциями Центрального банка на открытом рынке.
Изменение нормы обязательных резервов. Действие этого инструмента происходит следующим образом. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков и к мультипликационному сокращению денежных средств в обращении. В случае уменьшения нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на динамику ВВП, занятость и уровень цен. Допустим, что в национальной экономике наблюдается спад производства и нарастание безработицы. Для стимулирования производства Центральный банк увеличивает денежное предложение. Ставка процента при этом уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса и росту ВВП (должен быть блокирован бесконтрольный отток денег за рубеж). Спад производства останавливается, безработица уменьшается, доходы в обществе растут. Рост доходов ведет к увеличению спроса на деньги. Величина процентной ставки начинает расти. Это приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, что влечет за собой снижение темпов роста ВВП. При этом изменение темпов роста (снижения) денег и ВВП происходит на мультипликационной основе.
ТЕМА 10. ФИНАНСОВАЯ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМЫ
Содержание финансов.
Виды и структура бюджетов
Финансы – это система экономических отношений, возникающих в обществе, по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов или фондов денежных средств. Финансовые отношения возникают между всеми экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмами и государством) в различных сочетаниях. Таким образом, финансы служат экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП, орудием контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях (распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной), которые выполняют соответствующие учреждения финансовой системы.
Финансовая система – это совокупность учреждений, осуществляющих мобилизацию денежных средств и их распределение на различные нужды общества. Звеньями финансовой системы являются бюджеты различных уровней, федеральное казначейство, фонды социального страхования, денежные фонды фирм и некоммерческих организаций, валютные средства государства и прочие денежные фонды.
Структурно финансы включают: 1) финансы населения; 2) финансы хозяйствующих субъектов (фирм, организаций); 3) финансы государства.
Доходную часть финансов населения образуют доходы семей, которые складываются из различных источников, а расходную – затраты на все нужды семьи плюс сбережения. Информация о финансах населения получается из обследований семейных бюджетов.
Основу финансовой системы страны образуют финансы предприятий, где создается ВВП. Основным источником, характеризующим состояние финансов предприятий, служит бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков.
Центральным звеном финансовой системы страны является государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств, которым располагает исполнительный орган власти для выполнения необходимых управленческих и социально-экономических функций. Через государственный бюджет в развитых странах перераспределяется до 40% ВВП.
Бюджет строится по принципу двусторонней таблицы, в левой части которой отражаются доходы, а в правой – расходы. Доходы бюджета делятся на налоговые (налог на прибыль предприятий, на доход от собственности, подоходный налог с физических лиц, налог на товары и услуги, платежи за пользование ресурсами, государственные пошлины, сборы, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды) и неналоговые (доходы от использования и продажи государственного имущества, в т.ч. прибыль Центрального банка, от внешнеэкономической деятельности, доходы дорожного, экологического и других фондов).
Расходы бюджета используются на государственное управление и местное самоуправление, национальную оборону, поддержку отдельных отраслей производства, социально-культурные нужды, охрану окружающей среды, обслуживание государственного долга и другие цели. Бюджет России строится по принципу фискального федерализма, суть которого сводится к четкому разграничению средств между отдельными звеньями финансовой системы. При таком подходе единый объединенный (консолидированный) бюджет государства включает в себя: 1) федеральный бюджет (бюджет правительства страны); 2) бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей); 3) местные бюджеты (городов, районов, поселений).
Бюджет правительства финансирует все расходы, касающиеся нации в целом: оборона, общегосударственное управление, фундаментальная наука, внешние экономические связи, частично социально-экономические нужды, обслуживание государственного долга.
Бюджеты субъектов федерации финансируют систему жизнеобеспечения и развития своей территории.
Местные бюджетыфинансируют содержание детских дошкольных и школьных учреждений, содержание городской инфраструктуры, учреждений здравоохранения, частично коммунальных предприятий. Для обеспечения всех этих расходов доходная часть местных бюджетов формируется из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбалансированным, дефицитным и профицитным.