Совокупный спрос и финансовая политика государства

Вопрос об учете совокупного спроса и совокупного предложения имеет большое социально-экономическое значение, поскольку ответ на этот вопрос характеризует состояние экономического развития данной страны на данный отрезок времени. Совокупный спрос - это объем товаров и услуг, который потребители, предприятия, правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. На состояние совокупного спроса оказывает влияние множество факторов, одним из основных по значению является уровень цен на товары и услуги. Чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства .Среди причин объясняющих такого рода состояния совокупного спроса следует указать на так называемый эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок. Эффект процентной ставки заключается в том, что при повышении цен, процентные ставки повышаются. Это ведет к тому, что потребитель сокращает спрос на потребление товара, сокращаются также инвестиции из-за дороговизны кредита. Эффект богатства свидетельствует о том, что при высоком уровне цен реальные покупательные способности, накопленных финансовых средств, находящихся у населения, уменьшается. В этом случае население в целом станет беднее, и поэтому следует ожидать, что оно в целом сократит свои покупки. Эффект импортных закупок. Если в стране имеет рост цен и государство вынуждено по тем или иным причинам закупать импортные товары, которые к тому же являются и более дешевыми, то это приводит к уменьшению совокупного спроса на товары отечественного производства .Чтобы наиболее полно ответить на вопрос, какие причины порождают изменения в объеме национального продукта, следует отличить изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен от изменений в совокупном спросе, вызванных факторами неценового характера. Глубокий и всесторонний анализ перечисленных выше факторов в их влиянии на изменение совокупного спроса дает возможность целенаправленно корректировать экономическую политику как на отраслевом, так и на государственном уровне. К примеру, рост благосостояния и снижения личных налогов вызовет увеличение потребительских расходов и, как следствие, увеличение совокупного спроса. Ожидание повышения темпов инфляции приведет к таким же последствиям, потребители постараются купить товары теперь, а не после повышения цен, вызванных инфляцией. Если у потребителей образовался высокий уровень задолженности, возникший в результате прежних закупок в кредит, то в последующий период будет наблюдаться сокращение расходов, чтобы выплатить имеющиеся долги. Следствием всего этого будет сокращение потребительских расходов. Уменьшение процентных ставок, возможности более эффективного использования кредита, большие инвестиции и ожидание больших прибылей, внедрение новых технологий, отсутствие избыточных производственных мощностей - все эти факторы приводят к увеличению инвестиционных расходов м увеличению совокупного спроса. К аналогичному результату приведет увеличение курса национальной валюты к иностранным валютам, так как подобное изменение курса эквивалентно удорожанию продукции страны ввозящей товары из вне, тоже можно сказать и о последствиях сокращения спроса на товары импортного производства при девальвации местной валюты по отношению к валюте страны-экспортера товаров. Финансовая политика государства — политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. Взаимодействие государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и более широкие экономические мероприятия. Государство может поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). От состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля.



Наши рекомендации