Государственный бюджет и перераспределение доходов
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов.
Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Бюджет представляет собой финансовый план государства, он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:
• размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;• покупательной способности национальной валюты;• демографических тенденций;• традиционно сложившихся функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры органов власти и полномочий каждого уровня власти;• доли теневой экономики в ВВП.
В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:• установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;• единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;• утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;• упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;• индексация доходов и сбережений.
Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:• эмиссию денег;• контроль над инфляцией и валютным курсом;• налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;• налоговые льготы малому предпринимательству;• тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.
16. Типы, формы и виды собственностиПо мере развития общества совершенствовались отношения собственности, принимая самые разнообразные типы и формы. Под типом собственности понимается качественно особый этап в развитии собственности, а под ее формой - специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов общественного производства его основным субъектам. Взаимосвязь между типами и формами собственности показана на
Типысобственности:Первобытнообщинная,Рабовладельческая,(азиатская,античная),Феодальная,Капиталистическая,Социалистическая
Формы собственности: Частная индивидуальная,Коллективная,Государственная
Тип и форма собственности находятся в непосредственной зависимости, предопределяются конкретно-историческими условиями общественной жизни. При этом тип собственности обусловлен существованием определенной социально-экономической системы Традиционно такая классификация типов собственности называется формационной, хотя и не совпадает с ней полностью.Типам собственности соответствуют различные формы собственности. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Коллективная (групповая) собственность выражает коллективное единство труда и собственности, т. е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции. Общественная собственность представляет совместное достояние, принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. В условиях рыночной экономики, где господствующей является частная собственность, государственная собственность может возникать в результате:
национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);
строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;
покупки государством контрольного пакета акций частных компаний.