ТЕМА 10. Бюджетно-налоговая система
1. Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств.
2. Система налогообложения.
3. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства.
1. Удовлетворение всей совокупности потребностей общества в целом и отдельных его граждан связано с использованием разнообразных продуктов и услуг, движение которых от производителя до потребителя обеспечивается противоположным по направлению движением денежного потока. На разных уровнях народного хозяйства в воспроизводственном процессе образуются фонды денежных средств. В связи с этим необходим специальный механизм регулирования самого процесса образования, распределения и использования этих средств различными субъектами (государством, предприятиями и населением) для выполнения ими хозяйственных, социальных и политических функций.
Государственный бюджет – это денежные средства государства, которые необходимы для выполнения его функций, или годовой план формирования и расходования денежных средств государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.
Принципами построения государственного бюджета являются следующие:
1) принцип единства – в бюджете должны быть сосредоточены все доходы и все расходы;
2) принцип полноты – в каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;
3) принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства;
4) принцип гласности – обязательное информирование населения об основных источниках доходов и направлениях расходов бюджетных средств.
Государственный бюджет выполняет ряд функций: 1) фискальная – создание финансовой базы функционирования государства; 2) экономи-ческое регулирование – использование государством налогов и трансфертов для проведения стабилизирующей политики; 3) социальная – использование госбюджета для перераспределения национального дохода.
Бюджет современного государства представляет собой сложный многоплановый документ, состоящий из двух частей: доходной и расходной. В доходной показано, откуда поступают денежные средства, в расходной – на какие цели направляются эти средства.
Доходная частьформируется из: 1) налоговых платежей; 2) ненало-говых доходов (от имущества, которое находится в государственной собственности, от приватизации, внешнеэкономической деятельности и т.д.); 3) доходов целевых бюджетных фондов; 4) поступлений из внебюджетных фондов (пенсионного, социально-страхового и т.д.); 5) про чих доходов.
Расходы бюджета – это затраты государства, связанные с выполнением им экономических, социальных, политических и административных функций. По предметной направленности денежные средства используются на следующие цели: 1) расходы на социально-культурные нужды: на образование, здравоохранение, культуру, науку;
2) на развитие хозяйства страны, т.е. вложение денежных средств в реальную экономику (строительство новых предприятий, дорог, осуществление других крупных народнохозяйственных проектов; 3) на обеспечение безопасности страны (содержание армии, других силовых органов, милиции, разведки и др.); 4) на развитие фундаментальной науки; 5) на содержание управленческого аппарата; 6) обслуживание государственного долга и др. Дополнительно могут выделяться средства на выполнение приоритетных государственных программ (расходы на ликвидации последствий природных и погодных катаклизмов, например).
Соотношение между доходами и расходами составляет баланс. Бюджет только тогда сбалансирован, когда расходы бюджета равны доходам. Добиться этого не удается практически ни одному из правительств как в странах с рыночной экономикой, так и странам иной ориентации.
Профицит бюджета – ситуация, когда доходы превышают расходы и образуется бюджетный излишек. В этом случае правительство может использовать его на непредусмотренные бюджетом расходы или перенести его в доход следующего бюджета.
Если расходы бюджета превышают его доходы, возникает бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит, будучи отражением состояния социально-экономической ситуации в стране, покрывается (финансируется) различными методами и способами, основные из них:
1) внутренние и внешние займы в виде продажи государственных ценных бумаг, субсидии из внебюджетных фондов (например, из фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и с помощью банковских кредитов; 2) изыскание дополнительных доходов через увеличение собираемости налогов, более эффективное управление государственной собственностью и т.д.); 3) сокращение неэффективных расходов; 4) дополнительная эмиссия денег. Данный способ особо неэффективен, ибо его последствия общеизвестны – неконтролируемая инфляция.
Бюджетный дефицит не является негативным явлением, даже самые развитые страны имеют дефицитный бюджет. Но неизбежным следствием дефицита является государственный долг, который представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов, или сумму задолженности по непогашенным государственным займам.
Государственный долг может быть внутренним – задолженность гражданам и организациям своей страны и внешним – задолженность государству и организациям других стран. Внутренний долг – это самый тяжелый, поскольку его рост может привести к инфляции.
В современных условиях большинство государств имеет внешний долг. На 1 февраля 2006 г. РФ была должна другим странам 274,7 млрд.долларов, в то же время нам должны 62 млрд.долларов («АиФ»,. 2006, № 34, с.6 и № 40, с.11).
В странах с федеральным устройством госбюджет имеет три уровня: 1) местные (муниципальные) бюджеты органов местного само-управления; 2) региональные бюджеты – субъектов Федерации; 3) Феде-ральный бюджет – центрального правительства.
В странах унитарного устройства госбюджет имеет два уровня: местный (муниципальный) и государственный.
Консолидированный бюджет – это сумма бюджетов всех уровней.
Кроме госбюджета есть внебюджетные государственные фонды, которые имеют четко определенные цели и задачи; это: пенсионный фонд, фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Средствами этих фондов распоряжаются как центральные, так и региональные органы власти.
Есть и целевые бюджетные фонды, входящие в соответствующие бюджеты. Например, территориальные дорожные фонды, средства которых используются строго по назначению.
Если к консолидированному бюджету прибавить внебюджетные государственные фонды, получится бюджет расширенного прави-тельства.
Совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюд-жетных фондов называется бюджетной системой.
2.Среди источников доходной части госбюджета наибольший вес имеют налоги, которые представляют собой обязательный взнос населения и предприятий в бюджет соответствующего уровня в порядке и на условиях, определенных законодательством. Налоги существуют с возникновения государства, всегда стремившегося создать такую систему налогообложения, которая обеспечивала бы наибольшие поступления в его казну.
Совокупность налогов, форм и методов их установления и взимания, а также система мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства, называется налоговой системой. В настоящее время налоговая система Российской Федерации основывается на Налоговом кодексе, состоящем из двух частей: общие и теоретические положения; перечень и характеристики отдельных налогов, а также инструкции по их начислению и уплате.
Основными элементами налоговой системы является субъект налога, объект налога, налоговая база, налоговая ставка, единица обложения, налоговые льготы. Субъект налога – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог. Объект налога – то, что подлежит обложению налогом. Объектом может служить доход в широком смысле слова (прибыль, рента, дивиденд, процент, заработная плата и т.п.), капитал (движимое и недвижимое имущество), земля, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость товаров и услуг и др. Единица обложения – единица измерения объекта налога. Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Налоговая база – величина дохода или имущества, подлежащего налогообложению. Налоговые льготы – частичное или полное освобождение физических и юридических лиц от налогов.
Организационные принципы российской налоговой системы определены «Налоговым кодексом» и Конституцией РФ.
1. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Именно поэтому не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства страны, т.е. недопустимо как введение региональных налогов, которые могут ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которые могут позволить формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий.
2. Принцип подвижности (эластичности): налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. Подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов в налоговом законодательстве страны. Поскольку не все налоги обладают подвижностью, то налоговая система государства в обязательном порядке должна содержать в себе и такие налоги, которые при увеличении потребностей можно было бы увеличить.
3. Принцип стабильности: налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до новой реформы. Налоговая реформа должна проводиться в исключительных случаях в строго определенном порядке. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно влечет к резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет, а для восстановления равновесия необходим ряд лет.
4. Принцип множественности налогов включает в себя несколько аспектов: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения: недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться; эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.
Современная теория и практика выработали определенные принципыналогообложения. К ним можно отнести следующие:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение носило однократный характер.
3. Обязательность уплаты налогов.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Применение трех основных способов взимания налогов: а) у источника дохода: изъятие налога до получения дохода плательщиком; б) по декларации: взимание налога после получения дохода плательщиком по представленному им документу, в котором сделан расчет дохода и налога с него; в) по кадастру: взимание налога по списку, содержащему перечень типичных объектов обложения, классифици-руемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта.
Виды налогов классифицируются по нескольким основаниям.
По методу взимания:
1) прямые – налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;
2) косвенные – налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги, т.е. налогоплательщик – потребитель товаров и услуг (акцизы, пошлины и др.).
По методу пользования:
1) общие – налоги, поступающие в общую доходную часть бюджета и используемые на текущие расходы;
2) специальные – налоги, используемые строго на определенные цели.
По уровню бюджета:
1) федеральные – налоги, устанавливаемые законодательными актами, которые принимает Федеральное собрание (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д.);
2) региональные;
3) местные (налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства и другие сборы).
По видам налоговых ставок:
1) твердые – налоги, устанавливаемые в твердой сумме на единицу обложения, от размеров дохода не зависят;
2) пропорциональные – налоги, предполагающие действие в одинаковом процентном отношении к объекту налога;
3) прогрессивные – налоги, предполагающие повышение налоговой ставки по мере повышения дохода;
4) регрессивные – налоги, предполагающие снижение налоговой ставки по мере роста дохода.
По функциональному принципу: налоги с доходов, имущества юридических и налоги с доходов, имущества физических лиц.
В хозяйстве страны налоги выполняют следующие функции:
1) фискальная – с помощью налогов образуются государственные денежные фонды;
2) экономическая – налоги используют для воздействия на эконо-мику через перераспределение национального дохода. Здесь можно выделить также функции: регулирующую, распределительную, контрольную;
3) социальная – сглаживание различий в уровнях доходов различ-ных групп населения, защита менее обеспеченных граждан.
Для государства всегда было важно, сколько средств поступает в его бюджет в форме налогов. Величина таких поступлений зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимым является уровень налоговой ставки.
Американский экономист А.Лаффер показал, что при ставке налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, поскольку предпринимателям становится невыгодной их деятельность, т.к. значительная доля доходов превращается в налоги. А более низкие ставки стимулируют производственную активность, что способствует расширению выпуска продукции, а значит росту налоговой базы, поступлений налогов даже при низкой их ставке (см. «Кривая Лаффера». Рис. 1)
100% 80%
60%
45%
Налоговые поступления
Рис.1
В силу важности выполняемых налогами функций проблема совершенствования системы налогообложения всегда была актуальной в экономической политике государства.
3. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства как одно из направлений его экономической политики – это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов, налогообло-жения и состояния государственного бюджета, которая направлена на достижение экономического роста, полной занятости, равновесия платежного баланса и производство ВВП. Основными целями такой политики являются: 1) сглаживание колебаний экономического цикла; 2)обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости при умеренном уровне инфляции. Реализация этих целей предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются, во-первых, использование всех возможных средств, чтобы не допускать нежелательной разбалансированности бюджета («жить по средствам»), во-вторых, обеспечение формирования своих доходов в такой мере, чтобы оно могло эффективно осуществлять свои социальные и экономические функции.
Различают два типа бюджетно-налоговой политики современного государства:
1. Дискреционная – целенаправленное изменение величин расхо-дов, налогов, в результате специальных решений правительства. Они направлены на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции. Она бывает двух видов: стимулирующая (увеличение государственных расходов и снижение налогов или сочетание этих мер) и сдерживающая (увеличение налогов и снижение государственных расходов или сочетание этих мер во время экономического подъема).
2. Недискреционная – это автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она не требует решений правительства, изменение налоговых поступлений и расходов государства происходит автоматически. Степень стабильности экономики зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, выполняющих функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.
Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) госбюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфер-тов на фоне спада (подъема) деловой активности. Иногда возникает структурный дефицит (излишек), разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета при полной занятости.
Итак, дефицит (излишек) бюджета возникает автоматически в результате действия «встроенных» (автоматических) стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, который позволяет снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска без изменения экономической политики. К таким стабилизаторам относятся прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, система участия в прибылях. Эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства, что снижает амплитуду циклических колебаний, уровня занятости, выпуска продукции, совокупного спроса.
И дискреционная, и недискреционная фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако они не являются всеисцеляющим средством от всех экономических бед. Тем не менее, разумное использование инструментов этих типов политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, на снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Контрольные вопросы
1. Что такое государственный бюджет?
2. Какие уровни бюджета выделяют в федеральном государстве?
3. Что называется консолидированным бюджетом?
4. Что входит в бюджетную систему?
5. Всегда ли полезен или вреден дефицит государственного
бюджета?
6. Что такое налог?
7. Из каких элементов состоит налоговая система?
8. Назвать и объяснить основные принципы налогообложения.
9. В чем заключается роль системы налогообложения в социально-
экономической жизни общества?
10.Каковы цели и задачи бюджетно-налоговой политики государства?
Литература
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, 1997, 2001, гл.25,36.
2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. – Киров: «АСА», 2002, гл.22.
3. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова.- М.: Юристъ, 2001; Экономика, 2005, гл. 29,30,31.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева.-М.: ВЛАДОС, 2002, гл. 16,18.