Тема 8. Региональные финансы. Бюджетно-налоговая система

Вопрос 1 Финансовая система региона

Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения региональных социально-экономических задач субъектов РФ.

Финансовые ресурсы региона являются мощным рычагом его развития и включают в себя:

- региональный бюджет;

- средства предприятий;

- региональные внебюджетные фонды.

В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ, объединяющий бюджет региона и все местные бюджеты. Бюджет региона - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они участвуют:

- в формировании денежных фондов, необходимых для финансового обеспечения деятельности региональных органов власти, при помощи которых эти фонды распределяются и используются отраслями хозяйства и социальной сферой;

- в контроле финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, подчиненных местным органам власти;

- в финансировании мероприятий по осуществлению рыночных реформ.

Финансовые ресурсы предприятий складываются из прибыли и амортизационных отчислений. В дореформенный период они в значительной мере ис­пользовались на поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Особенно много средств тратили на эти цели градообразующие предприятия. Сегодня большинство предприятий передало объекты социальной сферы местным органам власти, которые финансируют их из средств региональных и местных бюджетов, поэтому финансы предприятий утрачивают прежние позиции в региональных финансах. Нагрузка же на региональные и местные бюджеты существенно возрастает.

Региональные внебюджетные фонды образуются за счет добровольных взносов предприятий, населения и других источников. В последние годы предприятия все чаще объединяют свои средства со средствами региональных органов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и весьма перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и региональных органов, более рациональному их использованию и достижению социального эффекта и по мере выхода страны из кризиса будет приобретать все большее значение.

Для управления региональными внебюджетными фондами создаются коллегиальные органы из представителей региональных органов власти и заинтере­сованных предприятий. Они принимают решения об, использовании средств этих фондов.

Создание внебюджетных фондов:

- концентрирует средства для развития социально-бытовой инфраструктуры

- усиливает материальную заинтересованность региональных органов в результатах своей деятельности, укрепляет их финансовое положение;

- способствует более эффективному использованию средств, исключая их распыление;

- освобождает предприятия от выполнения несвойственной им функции по развитию местного хозяйства.

Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с его конституцией или уставом. Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ. Средства бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав собственности субъекта РФ.

Органы исполнительной власти субъекта РФ могут быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти РФ в области финансовых отношений в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.

Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами региональные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и другое), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ если они прямо не установлены федеральным законодательством.

Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта РФ и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. Для разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ.

Наши рекомендации