Платежный баланс страны: понятие, структура и методы регулирования. Состояние и динамика показателей платежного баланса РБ.
Платежный баланс – балансовый счет международных операций – это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических и международных связей страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Это стоимостное количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. Баланс охватывает не только платежи и поступления на определенную дату, но и показатели по международным требованиям и обязательствам. Структура платежного баланса. Основные его разделы:
1) торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров (поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период, активное сальдо торгового баланса используется для экспорта капитала, пассивное сальдо обычно оценивается как признак слабости позиций страны);
2) баланс услуг и некоммерческих платежей (транспортные перевозки, страхование, туризм, связь, обмен информацией, реклама, торговля лицензиями, ноу-хау, лизинговые операции, выплаты и поступления доходов по инвестициям и процентов по международным кредитам, сделки военного характера;
3) баланс текущих операций, включающий движение товаров, услуг и односторонних переводов (субсидии по линии экономической помощи, пенсии, взносы в международные организации, частные операции);
4) баланс движения капиталов и кредитов. Это соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов.
Методы регулирования платежного баланса:
1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.
3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Так, в конце 70-х — начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.
4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).
5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.
Состояние платежного баланса Беларуси быстро ухудшается: валютные доходы страны снижаются, а правительство и банки увеличивают заимствования за рубежом
30.08.2013 г.
По данным Национального банка РБ, по итогам января - мая сальдо текущего счета платежного баланса страны сложилось отрицательным в размере минус 3.368,5 млн. USD, увеличившись за месяц на 396,7 млн. USD. Такие данные приведены в аналитическом обозрении Нацбанка "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере РБ" за январь - июнь 2013 г.
В январе - мае 2012 года сальдо было положительным и равнялось 469 млн. USD, что объяснялось поступлением в страну значительных валютных средств от экспорта растворителей и ряда других продуктов нефтепереработки.
Сальдо первичных доходов РБ в январе - мае сложилось отрицательным в размере минус 2.242 млн. USD, ухудшившись в 2,5 раза по отношению к январю - маю 2012 года, что связано, как сообщил Нацбанк, с выплатами доходов прямым инвесторам. Сальдо первичных доходов в январе - апреле было отрицательным в размере минус 2.076,3 млн. USD, то есть в мае к сальдо добавилось еще 165,7 млн. USD.
По статье вторичных доходов сальдо за 5 месяцев текущего года также оказалось отрицательным: минус 1.420,3 млн. противминус 1.599,7 млн. USD в январе - мае 2012 года. За май текущего года отрицательное сальдо приросло еще на 221,4 млн. USD.
Потери доходов были компенсированы притоком капитала. По финансовому счету платежного баланса чистый приток капитала за рассматриваемый период составил 2.088,2 млн. USD против чистого оттока в размере 976,6 млн. USD в январе - мае 2012 года. В мае 2013 года чистый приток капитала составил 201,6 млн. USD.
При этом прямые инвестиции в экономику страны за январь - май текущего года равнялись 1.781,4 млн. USD, увеличившись в 2,3 раза по сравнению с январем - маем 2012 года. В мае данные инвестиции выросли всего на 45,9 млн. USD. Но говорить об успехах по привлечению новых инвесторов не приходится, так как 78,9% от общего объема прямых инвестиций составило реинвестирование полученных в Беларуси зарубежными инвесторами доходов.
По операциям правительства и Нацбанка на чистой основе за январь - май было выплачено 578,4 млн. USD, что обусловлено погашением РБ внешних обязательств, в том числе основного долга по кредиту МВФ. Этот показатель в мае даже снизился (на 55,2 млн. USD), то есть правительство и Нацбанк в мае позаимствовали средств за рубежом больше, чем вернули.
По нефинансовому сектору в январе - мае наблюдался приток капитала в размере около 40 млн. USD, обусловленный главным образом привлечением кредитов и займов. В январе - апреле приток капитала в данном секторе был больше - 216,3 млн. USD, то есть в мае произошел отток капитала по данной статье в размере 176,3 млн. USD.
Этот отток с лихвой компенсировали банки. Привлечение капитала в банковский сектор за январь - май составило 844 млн. USD и было обеспечено в основном привлечением краткосрочных кредитов и займов. За май банки привлекли 275,6 млн. USD.
В целом по итогам января - мая отрицательное общее сальдо платежного баланса Беларуси составило минус 544 млн. USD. В январе - апреле оно было минус 422,4 млн. USD, то есть в мае произошло дальнейшее ухудшение ситуации.
Как сообщил Нацбанк, сальдо за январь - май текущего года было профинансировано с помощью привлечения четвертого и пятого траншей стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 880 млн. USD.