Национальная экономика и основные макроэкономического цели. Индекс цен

Национальная экономика - экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая совокупным экономическим потенциалом, включающим:

- природно-экологическую,

- трудовую,

- производственную,

- научно-техническую

- технико-технологическую,

- информационно-управленческую,

- финансовую

составляющие, функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений.

Охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны:

- межгосударственный,

- общегосударственный,

- отраслевой,

- региональный,

- муниципальный,

- хозяйствующих субъектов,

- предпринимателей,

- домашних хозяйств.

Как наука — изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений.

Секторы национальной экономики:

- государственный;

- частный;

- иностранный секторы экономики.

Макроэкономика- отрасль экономической науки, изучаю­щая поведение экономики как единого целого с точки зрения обес­печения условий устойчивого экономического роста, полной за­нятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

ü дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связи, именуемой рыночным механизмом;

ü рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Макроэкономический анализ позволяет выделить ряд проблем, решение которых возможно только на уровне общества в целом:

· экономический рост

· полная занятость;

· экономическая эффективность;

· стабильный уровень цен;

· экономическая свобода;

· справедливое распределение доходов;

· экономическая обеспеченность;

· торговый баланс;

· охрана окружающей природной среды и т.д.

Центральной проблемой макроэкономики:проблема общего экономического равновесия.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования:

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

- политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Макроэкономика изучает поведение нац экономики как единого целого; объект анализа – совокупные показатели: ВВП, НД(нац доход), AD, AS, U, П, e, торговый и платежный баланс страны.

Макроэкономика служит теор базой для эк политики.

Направления эк политики: кредитно-денежное и бюджетно-налоговое

Впервые в данной теории проблему макроэкономики в 30х 20века рассмотрел и обосновал Кейнс в работе «Общая теория занятости процента и доллара».

Основные цели макроэкономики:

1) стабильный эк рост

2) высокий уровень занятости

3) стабильный уровень цен, устойчивая динамика ставки процента, денежной массы

4) равновесие платежного баланса и обменного курса нац валюты

ВВП=y=c+I+G+x основное макроэк тождество (c-личные потребит расходы, I-общие инвестиции, G-гос расходы, x-чистый экспорт)

ВНД=ВВП+сальдо

Показатели уровня цен в экономике:

1) индекс цен потребительских товаров (Consumer Price Index - CPI),

2) индекс цен производителей (Producer Price Index- PPI),

3) дефлятор ВВП (deflator GDP).

Индекс цен - это отношение совокупности цен определенного набора товаров и услуг в данном периоде к совокупности цен сходного набора товаров и услуг в базовом периоде, умноженное на 100.

Национальная экономика и основные макроэкономического цели. Индекс цен - student2.ru

Напр.: стоимость корзины в 2007 г.-72 $, стоимость корзины в 2005 г.- 60$:

Национальная экономика и основные макроэкономического цели. Индекс цен - student2.ru

1)Индекс потребительских цен (CPI) - это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.

2)Индекс цен производителя (PPI) - представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году.

Валовой внутренний продукт различается:

1) Номинальный (nominal GDP) (абсолютный) — рассчитывается в ценах текущего года.

2) Реальный (real GDP) (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года.

В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.

Так, в нашем примере для 2007 г. Номинальный ВНП (72$, индекс цен (120%.):

Национальная экономика и основные макроэкономического цели. Индекс цен - student2.ru

//Реальный ВВП – более точнее характеризует национальную экономику.

Если индекса цен < 1, то происходит корректировка номинального ВВП в сторону увеличения, который называется - инфлированием.

Если индекс цен > 1, то происходит дефлирование – корректировка номинального ВВП в сторону снижения.

3) Дефлятор ВВП – это индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.

Национальная экономика и основные макроэкономического цели. Индекс цен - student2.ru

Индекс цен является дефлятором ВВП. Он включает цены потребительских товаров и услуг, цены на товары производственного назначения, покупаемые государ­ством, и цены товаров и услуг, купленных и проданных на ми­ровом рынке.

Дефлятором ВВП- более емкий показатель по сравнению с индексом цен производителя или индексом потребительских цен.

Он включает:

- цены и потребительских товаров,

- товаров производственного назначения.

- продукты питания,

- транспорт,

-фабричные здания,

- услуги парикмахерской,

- стоимость образования и т.д.

Паритетом покупательной способности (purchasing power parity - PPP) - называется формулировка закона единой цены для международных рынков: покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностранную валюту.

Напр.: если один и тот же набор потребительских товаров, скажем потребительская корзина, стоит 1600 руб. в России и 50 долл. в США, то паритет покупательной способности составляет: 1600 / 50 = 32 руб. на 1 долл.

Наши рекомендации