Трансакционные издержки. Типы трансакционных издержек. Теоремы А. Смита и Р. Коуза.
Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют
- издержки сбора и обработки информации,
- издержки проведения переговоров и принятия решений,
- издержки контроля
- издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка.
Задачей теории трансакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных экономических операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении экономических целей. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами.
Теорема А. Смита, или теорема обмена, сводится к тому, как добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам. С помощью этой теоремы устанавливается связь рынка, разделения труда и эффективности производства. Развитие рыночных отношений и обеспечение выгод в процессе обмена достигается рациональностью предпринимательской деятельности, которая возникает в результате специализации, основанной на разделении труда. За счет этого происходит увеличение объемов производства и увеличение масштабов обмена. Расширение сферы реализации товаров сопровождается ростом трансакционных издержек. При этом возникает противоречивый процесс. С одной стороны, в целом издержки снижаются за счет специализации, с другой - за счет расширения территориальных границ рыночных отношений - трансакционные издержки растут. В результате выгоды от разделения труда могут быть сведены к нулю за счет роста трансакционных издержек. Отсюда следует, что границы рыночных отношений, в рамках которых выгоды от разделения труда сравниваются с трансакционными издержками, выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений.
Сущность теоремы Р. Коуза состоит в том, что если права собственности четко определены, то положительные или отрицательные результаты могут решаться между заинтересованными сторонами без вмешательства государства. Эта теорема основана на том, что трансакционные издержки, возникающие в процессе использования собственности, делятся на собственно издержки, связанные с ее функционированием, и дополнительные издержки: по координации распределения собственности государством между заинтересованными сторонами. Отсюда следует, что расширение границ рыночных отношений наталкивается на двойной барьер. Первый связан непосредственно с издержками по расширению сферы действия режима частной собственности (анклава режима частной собственности). Второй связан с издержками помощи государства по координации распределения. В этом случае затраты резко возрастут, что неизбежно скажется на сужении границ рыночных отношений. Во избежание дополнительных затрат по координации стороны решают возникающие проблемы путем негласного соглашения и получают за счет этого возможности по расширению границ своего функционирования.
13. Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения.
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость .То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.
Рис. 3.1. Графики кривой спроса:
Р – цена, Q – количество приобретаемого товара, D1, D2 – кривые спроса; спрос на товар Q1 и Q2 при одинаковой цене.
Предложение
Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Рис. 3.3. Кривая предложения
QS = f (P) Предложение – функция от цены
(при цене Р1 – предложение Q1), (при Р2 – предложение Q2)
Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 4.1.
S-предложение, D-спрос, точка Е- равновесная цена на товар.
Рис. 4.1. Взаимодействие спроса и предложения