Трансакционные издержки и теорема Коуза

Издержки производства, в соответствии с новой институциональной экономи­ческой теорией, состоят из двух частей – трансакционных и трансформационных издержек.

Первое, наиболее общее определение трансакционных издержек основано на определении трансакции. Трансакционные издержки – это ценность ресурсов (денег, времени, труда и т.п.), затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контро­ля выполнения взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.

Трансформационные издержки свя­занны с изменением или воспроизводством физических характеристик благ. Трансакционные издержки отражают изменение или воспроизводство пра­вовых, а в более общем плане институциональных, характеристик.

Понятие трансакционных издержек имеет ключевое значение в новой институ­циональной теории, поскольку институты объясняются не через призму кон­фликта классовых интересов, а с точки зрения возможностей экономии на тран­сакционных издержках.

Для объяснения феномена трансакционных издержек наиболее существенны два момента: несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов и феномен неопределенности. Неопределенность определяется не только через фрагментарность и, как правило, искаженность располагаемой индивидами информации, но и ограниченные возможности ее переработки, ко­торыми они (агенты) обладают.

На возможности извлечения выгод от обмена влияет не только общая величина тран­сакционных издержек, но и распределение их бремени между участниками обмена. Эффектив­ность размещения ресурсов зависит не только от общего уровня трансакционных издержек и распределения между заинтересованными сторонами, но и от структуры, определяемой направ­лениями потенциальных и реальных соглашений между экономическими агентами.

Учитывая наличие двух аспектов в объяснении трансакционных издержек, их можно интерпретировать как издержки по координации деятельности экономи­ческих агентов и снятию распределительного конфликта между ними. Посколь­ку координация – это ключевой компонент любой организации, то без учета трансакционных издержек в явном виде или имплицитно экономический ана­лиз был бы малопродуктивным

Отсутствие прямой связи между эффективными институтами и их существова­нием, которое объясняется с помощью трансакционных издержек, является важным направлением исследования эволюции институтов. Эволюцию объясняют как изменения, зависящие как от траектории предшествующего развития, так и от несовершенства механизма обратной связи и отбора, посредством которых субъекты, принимающие решение, обучаются, а внешняя среда обусловливает выживание и развитие в наибольшей степени адаптировавшихся субъектов, которые, в свою очередь, оп­ределяют ход дальнейшего развития.

Такая интерпретация трансакционных издержек позволяет выявить взаимосвязь между ними и институтами, а через них – между институтами и благосостоя­нием. Двойственная основа трансакционных издержек обусловлена, с одной стороны, проблемой координации ввиду существования неопределенности, а, с другой стороны, – проблемой распределительного конфликта ввиду противоре­чий интересов экономических агентов в условиях ограниченности ресурсов. Данное обстоятельство указывает на возможность существования неоднозначной зави­симости между ними и институтами, поскольку интересы одной группы могут заключаться в повышении уровня неопределенности для других и в получении преимущества в силе за счет других, Это позволяет повысить благосостояние данной группы без увеличения размеров выпуска продукта.

Если бы трансакционные издержки были равны нулю, то, следуя предпосылкам новой институциональной и неоклассической теории, ресурсы распределялись и использовались бы там, где они обладают наибольшей ценностью (если не принимать во внимание эффект дохода) вне зависимости от первоначального распределения прав собственности между экономическими агентами. В соот­ветствии с предпосылкой о нулевых трансакционных издержках интерпретато­рами Р. Коуза была сформулирована теорема, носящая его имя. Кратко теорему Коуза формулируют следующим образом: если трансакционные издержки равны нулю, то окончательное размеще­ние ресурсов Парето-оптимально вне зависимости от первоначального распределения прав собственности. Существуют и другие ее определения:

– первоначальное распределение титулов собственности не имеет значения с точки зрения эффективности, или Парето-оптимальности, если они могут свободно обмениваться.

– первоначальное распределение титулов собственности не имеет значения с точки зрения Парето-оптимальности окончательного размещения ресурсов, если трансакционные издержки пренебрежимо малы.

– первоначальное распределение титулов собственности не имеет значения с точки зрения эффективности в условиях совершенной конкуренции.

– в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки будут равны.

Теорема имеет значение в том плане, что косвенным образом показывает: положительные трансакционные издержки имеют значение при различных вариантах первоначального распределения прав собственности с точки зрения эффективности конечного размещения ресурсов. Это позволяет объяснить существование различных режимов прав собственности (частная, государствен­ная, коммунальная, свободный доступ) с функциональной точки зрения, а не только с морально-этической, которая имеет как самостоятельное, так и произ­водное от функционального основания значение.

Учет трансакцион­ных издержек позволяет объяснить сравнительную эффективность различных способов интернализации внешних эффектов как способа полного учета в про­цессе принятия решений издержек и выгод, возникающих в результате их выполнения. Теорема дает возможность объяснить возникно­вение и пределы распространения различных форм институциональных согла­шений, или институциональных устройств. Кроме того, анализ трансакцион­ных издержек имеет значение и в интерпретации институциональной трансфор­мации, выражающейся, в частности, в реструктуризации режимов прав собст­венности, например, в переходе от свободного доступа к частной, государствен­ной или коммунальной собственности, изменении правил, образующих инсти­туциональную среду. С помощью данного понятия можно опреде­лить условия возникновения и соотношение между различными институцио­нальными соглашениями в экономической истории.

Р. Коуз никогда не говорил о модели с нуле­выми трансакционными издержками в позитивном плане. Его работы основаны на предпосылке о ненулевых трансакционных издержках

Свойства существующих институтов ощутимо влияют на характеристики эко­номических результатов, что подтверждается исследованиями, в соответствии с которыми страны с высоким качеством институтов оказывались в более выгод­ном положении, чем страны с более высоким качеством макроэкономической политики и большим запасом человеческого капитала, но низким качеством ин­ститутов.

Изменения в технологии влияют на уровень транс­формационных издержек, тогда как институциональные изменения приводят к росту или снижению трансакционных издержек. Однако существуют как мини­мум еще две формы зависимости между трансакционными и трансформационными издержками. Во-первых, влияние из­менения в технологии на уровень трансакционных издержек и, во-вторых, влия­ние институциональных изменений на трансформационные издержки. Включе­ние в анализ этих зависимостей позволяет преодолеть ограниченность версии, в соответствии с которой при данном состоянии техники выби­рают такие институты, которые обеспечивают минимизацию трансакционных издержек. Данный подход позволяет ответить на вопрос, действи­тельно ли технологические изменения, обусловливающие снижение трансфор­мационных издержек, приводят к росту трансакционных издержек, адапти­рующихся к институциональным изменениям.

По мнению К. Эрроу, в ценовой системе трансакционные издержки вбивают клин между ценами продавцов и ценами покупателей и тем самым приводят к потерям, нанося с точки зрения традиционной экономической теории ущерб общественному благосостоянию. С этой позиции трансакционные издержки действуют как налог. Однако распределение бремени трансакционных издержек во многом зависит от результативности стратегического поведения соперничающих сторон. Вместе с тем налоги иногда включают как один из элементов в трансакционные издержки. В частности, это возможно, если предположить, что налоги – плата за оказываемые государством трансакционные услуги по спе­цификации и защите прав собственности.

Таким образом, трансакционные издержки являются препятствием для взаимовыгодного обмена. В связи с этим возникает вопрос о средствах, которые позволяют снизить уровень трансакционных издержек и обеспечить их распределение таким образом, чтобы добровольный обмен стал возможным. Разнообразие трансакционных издержек обусловливает и многообразие средств, позволяющих снизить данные издержки.

Наши рекомендации