Общественное производство. Производство, распределение, обмен, потребление.
Процесс производства является основой жизни и развития человеческого общества. Т.к. производственный процесс всегда осуществляется в обществе, производство даже отдельного ремесленника или фермера является общественным.
Процесс производства состоит из следующих элементов:
- труд – целесообразная деятельность, предполагает применение способностей и трудовых навыков людей, приложение их физических и умственных способностей;
- предметы труда – это все то, на что направлен человеческий труд: почва, ткань, сырье, материалы;
- средства труда – это машины, оборудование, инструменты, с помощью которых работники воздействуют на предметы труда.
В совокупности средства и предметы труда составляют средства производства.
Структура производства:
- материальное производство – изготавливает вещественные блага в различных отраслях и оказывает материальные услуги (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.);
- нематериальное производство – создает духовные, нравственные и др. ценности и оказывает разнообразные услуги (здравоохранение, образование и др.).
Фазы общественного производства
Хозяйственная деятельность людей включает четыре стадии:
Производство ⇒ распределение ⇒ обмен ⇒ потребление
Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.
Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.
Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.
Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Экономические потребности. Экономические ресурсы и их виды. Проблема экономического выбора.
Экономическая теория, как общественная наука, изучает экономическую, производственную деятельность человеческого общества, исходя при этом из двух взаимосвязанных предпосылок:
1. Человеческие потребности безграничны.
2. Возможности их удовлетворения ограниченны.
Экономическая теория имеет дело с экономическими (материальными) потребностями. Экономические потребности представляют собой внутренние мотивы, побуждающие к экономической (производственной) деятельности. Они делятся на первичные (жизненно важные) и вторичные (все остальные). В качестве примеров первичных потребностей можно привести потребности в пище, одежде, жилище и т.д. К вторичным потребностям можно отнести потребности досуга (занятия спортом, искусством, развлечения и т.д.) Конечно, это деление условно, но в целом к первичным можно отнести потребности, которые не могут быть заменены одна другой, вторичные же потребности – могут.
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ.
К экономическим ресурсам относятся:
• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
• трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
• капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
• предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;
• знания, необходимые для хозяйственной жизни.
Выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства для решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов является основным задачей экономики.
Так как ресурсы ограниченны, то перед обществом возникает новая проблема - проблема выбора. Для того, чтобы разобраться сущности экономических процессов, выделяют главные проблемы экономики:
1. Что из товаров и услуг необходимо производить?
2. как нужно производить эти товары и услуги?
3. Кто сможет купить и использовать эти товары и услуги?