Тема 5. Факторы производства и факторные доходы

Основные вопросы:

1. Теории рынка труда и зарплаты.

2. Сущность прибыли и норма прибыли.

3. Понятие о средней прибыли и цена производства.

4. Особенности формирования прибыли в торговле и банковском деле.

5. Ссудный процент и дивиденд акционеров.

6. Сущность ренты и ее разновидности.

Дополнительные вопросы:

1. Как определяется спрос и предложение на рынке труда?

2. В чем состоит взаимосвязь повременной и сдельной оплаты труда?

3. Чем объясняется разнообразие систем зарплаты?

4. В чем различия между прибылью и прибавочной стоимостью?

5. Объясните суть эффекта замещения и эффекта дохода на рынке труда.

6. Назовите «плюсы» и «минусы» принципа распределения по труду.

7. Есть ли различия между прибылью торговца и прибылью купца?

8. Принцип деления прибыли на процент и предпринимательский доход.

9. Смысл закона тенденции нормы прибыли к понижению.

10. Задача 1.

Промышленный капитал – 850 ед., прибавочный продукт – 228 ед., торговый капитал – 170 ед., чистые издержки обращения – 24 ед. Определить размер промышленной и торговой прибыли.

11. Задача 2.

Собственный капитал банка – 20 млрд. лир, заемный капитал – 340 млрд. лир, резерв – 10%, содержание банковского персонала – 2 млрд. лир. Какова прибыль банка, если он платит вкладчикам 6%, а ссуды выдает под 8% годовых?

12. Задача 3.

Имеется 3 месторождения нефти – А, Б и В, в каждое из которых вложено по 10 млн. фунтов. Средняя норма прибыли в промышленности – 20%. Из-за различий в дебитах скважин, годовая добыча из каждого месторождения составила: А – 6 млн. т, Б – 7 млн. т, В – 10 млн. т. Определить величину дифференциальной ренты на каждом месторождении.

Тема 6. Распределение доходов. Общее равновесие

И благосостояние

Основные вопросы:

1. Причины неравенства доходов.

2. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

3. Роль государства в перераспределении доходов.

4. Сущность внешних эффектов в экономике.

5. Теорема Коуза и общественные блага.

Дополнительные вопросы и упражнения:

1. Что такое «функциональные» доходы?

2. Что такое «вертикальные» доходы?

3. Какими законами государство влияет на отрицательные экстерналии?

4. Приведите примеры положительных экстерналий.

5. На какие части делится доход, получаемый физическими лицами?

6. Упражнение.

Известно, что в современном мире 20% наиболее богатой части населения Земли имеют в своем распоряжении 85% мирового объема доходов. Постройте упрощенную кривую Лоренца и определите значение коэффициента Джини.

Тема 7. Введение в макроэкономику и основные макроэкономические показатели

Основные вопросы:

1. Общественное воспроизводство и макроэкономика.

2. Макроэкономические показатели и их измерение.

3. Совокупный спрос и совокупное предложение.

4. Основные варианты моделей макроэкономического равновесия (Сэй, Маркс, Леонтьев).

Дополнительные вопросы и упражнения:

1. Что такое добавленная стоимость?

2. В чем заключаются отличия системы национальных счетов от советской системы учета валового продукта?

3. Могут ли совпасть количественно ВОП и ВНП?

4. Как рассчитать предельную склонность к потреблению?

5. Как используется прибыль при расширенном воспроизводстве?

6. Приведите данные о структуре и динамике ВВП России.

7. Что такое национальное богатство?

8. Почему амортизация и косвенные налоги не входят в состав национального дохода?

Тема 8. Проблемы государственного регулирования экономики. Налоговая и фискальная политика

Занятие 1

Основные вопросы:

1. Основные теоретические концепции роли государства в экономике.

2. Кейнсианская модель «инвестиции-сбережения» и эффект мультипликатора.

3. Сущность налогов и их виды.

4. Принципы налогообложения.

5. Налоговая система России.

Дополнительные вопросы:

1. Чем отличается кейнсианская модель от монетаристской?

2. Назовите методы прямого и косвенного вмешательства государства в экономику.

3. В чем суть основного психологического закона по Кейнсу.

4. Имеются ли принципиальные различия между НДС и акцизами?

5. Приведите примеры налогов, которые Вы лично платите.

Занятие 2

1. Финансовые функции государства.

2. Государственный бюджет.

3. Государственные расходы и совокупный спрос.

4. Государственный долг.

Дополнительные вопросы:

1. Что входит в понятие государственных финансов?

2. Всегда ли бюджетный дефицит – отрицательное явление экономики?

3. Что такое государственная субсидия и субвенция?

4. Для чего создаются внебюджетные фонды?

Тема 9. Деньги и денежно-кредитная политика

Основные вопросы:

1. Денежные системы.

2. Измерение денежной массы.

3. Сущность и формы кредита.

4. Банковская система.

5. Методы денежно-кредитной политики.

Дополнительные вопросы:

1. Что такое ликвидность?

2. Есть ли различия в понятиях «разменная монета» и «металлические деньги»?

3. Как понимать выражение: «банки создают деньги»?

4. Как влияет кредит на эффективность экономики?

5. Отличия лизинг-кредита от аренды.

6. В чем эффект факторинга?

7. Преимущества коммерческого банка перед государственным?

8. Что называется учетной ставкой?

9. Пояснить последствия деноминации.

10. Упражнение 1.

Проанализируйте данные о денежной массе, определив скорость обращения денег по агрегатам М1 и М2 и сравнив с темпами роста экономики:

Год
М1
М2
ВНП 82-

Тема 10. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы

Основные вопросы:

1. Инфляция и ее виды.

2. Причины и экономические последствия инфляции.

3. Формы относительного перенаселения.

4. Проблема безработицы в развитых странах.

5. Инфляция и безработица в России.

Дополнительные вопросы:

1. Понятие механизм инфляции под воздействием «шоков предложения».

2. Какой экономический субъект выигрывает от инфляции?

3. В чем суть закона А. Оукена?

4. Что показывает кривая А. Филлипса?

5. Объясните механизм стагфляции.

6. Что понимается под естественной безработицей?

7. Проанализируйте статистику безработицы в наиболее развитых странах ОЭСР.

8. Проанализируйте статистику безработицы в России за 10 лет.

9. Тест. Какое из перечисленных действий выступает как средство, с помощью которого можно подстраховаться от риска непредсказуемой инфляции:

a) включение в контракт пункта об обязательной индексации зарплаты в долгосрочном периоде;

b) индексирование ставок по закладным, учитывающее инфляцию;

c) предложение другу ссуды, процент которой ниже банковского;

d) открытие нового бизнеса на основе банковских кредитов;

e) верны все предыдущие ответы.

10. Упражнение 1.

Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения занятости по категориям: 1) занятые, 2) безработные, 3) не включаемые в состав рабочей силы:

a) работник, уволившийся по собственному желанию;

b) работник, работающий в режиме неполного рабочего дня;

c) учитель, переведенный на инвалидность по болезни;

d) уволенный рабочий, который прекратил поиски работы;

e) студент дневного отделения учебного заведения;

f) студент вечернего отделения, работающий в дневное время;

g) домашняя хозяйка.

Наши рекомендации