Факторы производства и факторные доходы

Развитие экономики зависит от ресурсов страны

Ресурсы – материальные источники (ценности, запасы, возможности, источники доходов), которые могут быть использованы.

Ресурсы:

1. Первичные (земля);

2. Вторичные (капитал), (предпринимательство);

3. Информационные;

4. Человеческие.

Люди используют ресурсы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть свободными и ограниченными.

Ограниченные блага – это экономические блага (платные блага).

Производство – это процесс создания материальных благ.

Структура экономики:

1. производство;

2. распределение;

3. обмен

4. потребление

Экономическая деятельность – это деятельность по превращению ресурсов в нужны экономические блага.

Схема экономической деятельности:

Ресурсы – производство – распределение – потребление (обмен).

Обмен – экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь

Главный принцип экономической деятельности – принцип рациональности (получить наибольший экономический результат с минимальными затратами всех ресурсов).

Макроэкономика – экономическая наука, которая исследует экономику как единое целое (проблема безработицы, бедности, роли государства в регулировании экономики).

Микроэкономика – часть экономической науки, изучающая экономические отношения между отдельными хозяйственными субъектами, их влияние на национальную экономику.

Мировая (международная) экономика – изучает законы развития мирового хозяйства (международная торговля, международные валютные отношения).

Основные факторы производства:

1. Земля (в широком смысле) – все природные ресурсы.

2. Труд (важный фактор) – от него зависит как будут использоваться все остальные факторы.

3. Капитал – оборудование, здания, запасы, которые используются в процессе производства.

4. Предпринимательские способности.

5. Информация (кто владеет информацией, тот правит миром).

Вывод: Количество факторов производства ограниченно (всего 5).

Издержки производства, затрат

:

1. Постоянные – та часть общих издержек, которая не зависит от объема выпускаемой продукции (арендная плата за помещение, затраты на подготовку кадров, заплата управленцев, расходы на коммунальные услуги, амортизация, расходы на рекламу, проценты по кредиту). Амортизация – уменьшение стоимости капитальных ресурсов по мере их износа в процессе производственного использования. Постоянные издержки предприятие несет всегда (даже, если не работает).

2. Переменные – та часть общих издержек, величина которых зависит от объема производства и реализации. Переменные издержки возрастают с увеличение объем, сокращаются – с уменьшением.

ü расходы на сырье

ü расходы на топливо

ü расходы на электроэнергию

ü расходы на сдельную зарплату работникам

ü расходы на тару и упаковку

Эффективность производства – результативность

Показатель эффективности – рентабельность.

Рентабельность = прибыль/затраты.

Факторы производства и факторные доходы

1. Труд – Зарплата;

2. Земля – Рента (плата за использование земли);

3. Капитал – Процент;

4. Предпринимательские способности – Прибыль (Прибыль – разница между выручкой и затратами на производство)

Рынок труда – вид рынка, который характеризует систему социально-трудовых отношений.

Основные фигуры: работодатели и наемные работники.

Спрос на трудовые услуги предъявляют предприниматели, они выступают в качестве покупателей, а предлагают трудовые услуги – наемные работники.

Зарплата – форма материального вознаграждения наемных работников за их труд.

Зарплата: 1. Повременная; 2. Сдельная.

Государство устанавливает минимальный размер заработной платы. Он определяется прожиточным минимумом (уровень доходов, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека) и не может быть ниже прожиточного минимума.

Уровень зарплаты связан с:

1. человеческим капиталом- уровень образования, квалификация работника;

2. особенностями региона;

3. спецификой отрасли;

4. условиями труда;

5. уникальностью труда;

6. степенью риска

Биржа труда – осуществляет посредничество на рынке труда, регистрирует безработных, способствует их трудоустройству.

Измерители экономической деятельности.

Валовой национальный продукт (ВНП) – это сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данной страны в течение года на территории страны.

ВВП – ВВП на душу населения (удобен для сравнения

Факторы производства и факторные доходы - student2.ru количество граждан экономического уровня жизни населения разных стран). Это один из основных показателей уровня жизни нации.

ВВП:

1. Реальный (его объем выражен в неизмененных ценах произведенных продуктов).

2. Номинальный (его объем измеряется в текущих ценах).

ВВП на душу населения в развитых странах составляет 25 000 долларов в год, а в менее развитых – 225 долларов в год.

Порочный круг бедности – даже если наблюдается рост ВВП, это не увеличивает доходы населения, потому что само население растет еще более быстрыми темпами.

Прожиточный минимум – минимум средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность человека (на питание, промтовары, лекарства, коммунальные услуги).

Границы бедности – стоимость минимально необходимых ежемесячных расходов на потребление.

Национальный доход – вновь созданная стоимость во всех отраслях материального производства страны за определенный период (год).

Национальный доход – это разница между стоимостью совокупного общественного продукта и стоимостью израсходованных на его создание средств производства.

Пути экономического роста.

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Факторы экономического роста:

1. Труд;

2. Земля;

3. Капитал.

Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но не использованные ресурсы).

Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Факторы интенсивно роста:

1. Научно-технический прогресс;

2. Повышение квалификации работников;

3. Рациональное распределение ресурсов;

4. Экономия на масштабе (крупное предприятие работает более эффективно).

Экономический рост состоит из циклов.

Экономический цикл – это чередование подъема и спада ВВП. Состоит этот цикл из 4 фаз:

1. экономический подъем (все показатели достигаются пика);

2. экономический спад или рецессия (сокращение производства и потребления, падение уровня ВВП);

3. депрессия (экономика достигает дна и топчется на месте);

4. оживление (постепенный рост производства).

XX век – циклы короткие. Самый продолжительный кризис – Великая Депрессия 1929-1933 годов.

Вывод: Экономические циклы (особенно фаза кризиса) ведут к негативным явлениям – безработица, инфляция. Но есть и плюсы – именно кризис помогает выявить наиболее работоспособные фирмы, продолжить развитие экономики на более новой технологической основе.

Экономическое развитие – это кардинальные изменение в хозяйственной жизни страны преобразования в структуре экономики.

Страны бывают развитыми, с переходной экономикой и развивающимися.

Типы экономических систем.

Три главных вопроса экономики (из-за ограниченных ресурсов):

1. Что производить;

2. Как производить;

3. Для кого производить.

Экономическая система – способ регулирования деятельности производителей в условиях разделения труда.

Типы экономических систем:

1. Традиционная – натуральное, замкнутое хозяйство, основные вопросы решаются на основе традиций, товарно-денежные отношения отсутствуют.

2. Централизованная (командная):

Ø Одна форма собственности (государственная);

Ø Отсутствие экономической свободы;

Ø Отсутствие конкуренции.

3. Рыночная:

Ø Многообразие форм собственности (государственная, частная, акционерная, кооперативная, коллективная);

Ø Экономическая свобода товаропроизводства;

Ø Свобода ценообразования;

Ø Конкуренция.

4. Смешанная:

Ø Экономическая свобода товаропроизводства;

Ø Регулирующая роль государства.

командная рыночная
1. Какие формы собственности есть?
Государственная(единственая) Многообразие (в том числе частная собственность)
2. Есть ли экономическая свобода?
нет есть
3. Есть ли конкуренция?
нет есть

Конкуренция.

Конкуренция – экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучшего результата.

Участники конкуренции:

4. Отдельные производители;

5. Фирмы;

6. Страны.

Цель – получить в свое распоряжение больше ограниченных ресурсов.

Конкуренция способствует эффективному развитию экономики.

Конкуренция приводит к:

1. рациональному использованию ограниченных ресурсов;

2. снижению издержек производства;

3. повышению эффективности производства;

4. улучшению потребительских свойств товаров.

Методы нечестной конкуренции – промышленный шпионаж, ложная информация и реклама, сговор против конкурентов.

Монополия – один производитель

Монопсония – один производитель, он же единственный потребитель (оружие)

Олигополия – несколько производителей. Их может быть много, но их можно посчитать (рынок сотовой связи)

Совершенная конкуренция – множество производителей (посчитать невозможно)

- рынок зерна

- рынок рыбы

Рынок

Рынок – экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение, цена.

Рынок координирует деятельность покупателей (потребителей) и производителей.

Производитель – главное лицо экономической деятельности (физическое и юридическое лицо) – изготавливает и продает товары и оказывает услуги.

Цель – получить большую прибыль.

Потребитель – тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Цель – извлечь максимально полезную выгоду от потребления товаров и услуг.

Черты рынка:

1. свободный обмен между покупателями и продавцами (стимул – выгода от сделки);

2. реальная материальная ответственность;

3. конкуренция.

Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной и покупателю и продавцу.

Основные законы рынка:

1. Закон спроса.

2. Закон предложения.

Закон спроса – чем выше цена, тем меньше спрос со стороны покупателей, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. Цена падает – спрос растет, цена растет – спрос падает.

Спрос – желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время, в конкретном месте и по конкретной цене.

Спрос:

1. Индивидуальный (одного лица, по отдельным товарам);

2. Совокупный.

На спрос влияет:

1. доход потребителя;

2. цена;

3. мода;

4. время года;

5. религиозная принадлежность;

6. географическое положение;

7. климатические условия.

Закон предложения – чем выше цена, тем больше предложений со стороны продавцов, и чем ниже цена, тем меньше предложений со стороны продавцов. (Цена растет – прредложение растет, цена падает – предложение падает).

Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары или услуги по конкретным целям.

Предложение меняется, если:

1. меняется технология;

2. производство сократиться;

3. товар придерживается, пока не появятся более выгодные условия продажи.

Изменение спроса и предложения ведет к изменению цен.

Выше цена – больше прибыль, ниже цена – меньше прибыль.

Вывод: Рынок регулирует производство, через цены сигнализирует что, как и для кого производить.

Значение экономических законов рынка:

1. рынок побуждает к снижению производственных издержек;

2. поощряет повышение производительности труда;

3. поощряет совершенствование техники и технологии;

4. регулирует распределение ресурсов.

Это и есть рыночный механизм регулирования производства.

Рыночное равновесие – такая ситуация на рынке, когда спрос и предложении уравновешиваются (то есть при такой цене количество товаров, предлагаемых производителями, совпадает с количеством товаров, которые готовы купить покупатели).

Деление рынка:

По объектам:

1. рынок товаров и услуг;

2. рынок труда;

3. рынок капитала;

4. рынок информации.

По субъектам:

1. рынок покупателей;

2. рынок продавцов.

По географическому положению:

1. местный;

2. мировой.

По степени ограниченности конкуренции:

1. свободный;

2. монополистический.

По соответствию законодательству:

1. легальный;

2. нелегальный.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг).

Собственность.

Собственность – это то, чем мы владеем, пользуемся, распоряжаемся. Право собственности – естественное и неотчуждаемое.

Собственниками могут являться:

1. гражданин;

2. семья;

3. государство;

4. местные органы власти и самоуправления;

5. общественные организации.

Объектами собственности могут являться все, что есть на земле, исключая человека.

Приватизация – продажа или безвозмездная передача государственного имущества в собственность физических и юридических лиц.

Национализация- переход собственности в руки государства.

Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям.

Собственник владеет, пользуется, распоряжается:

1. Владение – фактическое обладание вещью.

2. Использование – извлечение из имущества полезных свойств.

3. Распоряжение – возможность изменять его принадлежность, состояние, назначение.

Основания для приобретения права собственности:

1. человек сам, с соблюдением закона изготовил какую-либо вещь для себя;

2. он может стать собственником доходов, продукции, полученных в результате использования имущества;

3. получает по наследству имущество;

4. приобретает имущество (покупка, обмен, сделка);

5. в законном порядке может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника;

6. является членом жилищного, дачного, гаражного кооперативов.

Формы собственности:

1. Индивидуальная (частная);

2. Акционерная;

3. Государственная;

4. Кооперативная;

5. Коллективная (совместная);

6. Муниципальная.

Форма собственности Кому принадлежит предприятие Кто управляет Кому достается прибыль Достоинства Недостатки
Индивидуальная (частная) Частному лицу Собственник Собственник Полная самостоятельность и заинтересованность Ограниченность финансовых средств
Акционерные общества (корпорации) Акционерам Совет директоров, избранный собранием акционеров и наемные менеджеры Распределяется в виде дивидендов между акционерами Возможность привлечения дополнительного капитала; профессиональное управление Громоздкость управления. Необходимость заинтересовать держателей акций.
Государственная Государству Директор, назначенный государством Государству Государственный контроль Тенденция к бюрократизации. Отсутствие стимула к рациональному использованию ресурсов
Кооперативная Членами кооперативов на паевой основе Избираемые членами кооперативов в органы управления. Собрание членов кооператива Распределяется между членами кооператива с учетом индивидуального трудового вклада и пая Самоуправление, самостоятельность, соединение интересов труженика и собственника. Быстрая реакция на потребности рынка Стремление превратить прибыль в потребительский доход
Коллективная («народные» предприятия), совместная собственность Общая собственность коллектива работников предприятия Избранный коллективом орган управления и наемные менеджеры Коллективу предприятия Соединение интересов тружеников и собственников, самоуправление Стремление превратить прибыль в потребительский доход

Частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности равноправны.

Пай – взнос:

А) денежный

Б) трудовой

Государственное регулирование.

Экономические функции государства:

1. Стабилизация экономики;

2. Защита прав собственности;

3. Регулирование денежного обращения;

4. Перераспределение доходов;

5. Контроль над внешне экономической деятельностью;

6. Производство общественных благ;

7. Поддержка фундаментальной науки;

8. Решение глобальных проблем;

9. поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

Государственное регулирование (в условиях рыночной экономики) – система экономических мероприятий государства, посредством которой государство воздействует на экономическое развитие общества.

Регулирование общества:

1. прямое;

2. косвенное.

Прямое регулирование общества (непосредственное вмешательство):

1. государственный сектор в экономике (транспорт, связь, оборона);

2. выдача лицензий (разрешение на предпринимательскую деятельность);

3. безвозвратное финансирование отдельных отраслей экономики, предприятий;

4. государственные заказы.

Косвенное регулирование общества:

1. бюджетно-налоговая (фискальная) политика;

2. кредитно-денежная (монетарная) политика;

3. правовое регулирование;

4. программирование и прогнозирование.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

1. Фискальная политика;

2. Монетарная политика;

3. Правовое регулирование.

Бюджетно-налоговая политика.

Бюджетно-налоговая политика – это политика в сфере налогообложения, государственного бюджета.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Принимается на 1 год; утверждается парламентом; исполняется правительством.

Основные расходы: национальная оборона, правоохранительная деятельность, судебная власть, государственное управление, обеспечение безопасности, экономическое развитие, социальное обеспечение.

Источники доходов государства:

1. налоги;

2. доходы от приватизации;

3. доход от внешней экономической деятельности.

Основной источник доходов – налоги.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами (недобор налогов ведет к дефициту).

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Налоги – обязательные платежи государству, большинство налогов безвозвратны.

Налоги:

1. Федеральные;

2. Региональные;

3. Местные.

Налоги:

1. Прямые;

2. Косвенные.

Налог прямой – налог, взимаемый непосредственно с какого-либо дохода или имущества:

1. налог на прибыль (для юридических лиц);

2. подоходный налог (налог с зарплат);

3. поимущественный налог (автотранспортный налог).

Прямые налоги устанавливаются на физические и юридические лица.

Налог косвенный – налог на продажи товаров и услуг в виде надбавок к цене:

1. налог с продаж;

2. НДС (налог на добавленную стоимость);

3. таможенная пошлина;

4. акцизный сбор.

Налоги:

- прогрессивные

- регрессивные

- пропорциональные

Прогрессивный налог – это налог, ставка которого увеличивается при увеличении дохода (налог на роскошь). Плюсы – хорошая наполняемость бюжета, минусы – коррупция

Регрессивный налог - налог, ставка которого уменьшается при увеличении дохода. Плюсы – приоритетное развитие отраслей, необходимых для экономики, минусы – недопоступление средств в бюджет.

Пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной (увеличение или уменьшение дохода не влияет на ставку налога). Подоходный налог – 13%.

Налоги – один из способов регулирования экономики:

Увеличивая налоги, государство сокращает производство;

Уменьшая налоги, государство увеличивает производство.

Функции налоговой системы:

1. Фискальная (финансирование государственных расходов);

2. Социальная (выравнивание доходов разных групп населения);

3. Регулирующая (стимулирует или сужает рыночные отношения).

Социальные налоги – это целевые налоги в спец. фонды: пенсионный, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

Основа расчетов – от суммы начисленной зарплаты – 13%, для предпринимателя (доход).

Причины неравенства доходов:

1. владение собственностью;

2. уровень и качество образования;

3. различие в способностях;

4. нетрудоспособность;

5. дискриминация.

Выводы:

1. Налоги – главный источник доходов государственного бюджета;

2. С помощью налогов государство может содействовать развитию одних предприятий и сдерживать развитие других;

3. Собирая налоги, государство контролирует всю финансово-хозяйственную деятельность страны;

4. Налоги имеют непосредственное отношение к распределению доходов граждан, налоговая политика может усиливать или сглаживать неравенство доходов.

Направление в экономической теории по вопросу вмешательства государства в рыночную экономику.

Монетаризм (Юм) – как можно больше освободить экономику от опеки государства. Сократить налоги, дать возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивость экономики.

Кейнсианство (Д. Кейнс) – один рыночный механизм не в состоянии решить проблемы экономики. Нужны правительственные меры.

Денежно-кредитная (монетарная) политика.

Монетарная политика – контроль над денежной массой в экономике.

Центральный Банк (ЦБ) – проводник денежно-кредитной политики государства.

Центральный банк контролирует коммерческие банки.

Центральный банк:

1. коммерческие банки;

2. финансово-кредитные учреждения (пенсионный фонд, инвестиционные компании, страховые компании, фондовые биржи).

Основные функции ЦБ:

1. осуществление денежно-кредитной политики государства;

2. контроль за кредитованием коммерческих банков;

3. поддержание устойчивости национальной денежной единицы;

4. хранение запасов денежных средств и золота;

5. обеспечение финансовой стабильности.

Коммерческие банки – деловое предприятие. Цель – получение прибыли.

Коммерческие банки:

1. отраслевые (Газбанк);

2. межотраслевые (Русский национальный банк);

3. региональные (Сбербанк).

Операции коммерческого банка:

1. Пассивные – операции по мобилизации денежных ресурсов: прием вкладов, выпуск собственных ценных бумаг.

2. Активные – предоставление кредитов.

Учетная ставка процента – норма процента, под который ЦБ дает разрешение кредитовать коммерческим банкам.

ЦБ либо увеличивает, либо уменьшает учетную ставку процента.

Если кредиты дорогие, меньше желающих их брать, количество денег в обращении сокращается – уменьшается инфляция.

Понижая учетную ставку – кредит дешевеет, увеличивается число заемщиков, что ведет к инфляции.

Так же ЦБ использует норму обязательных резервов для коммерческих банков.

Увеличение нормы обязательных резервов приводит:

1. у коммерческих банков уменьшается количество денег для кредитования;

2. сокращается число заемщиков, сокращается денежная масса.

Уменьшение нормы обязательных резервов приводит:

1. у коммерческих банков больше средств для кредитования населения;

2. увеличивается число заемщиков, рост денежной массы.

Банковая система – совокупность действующих в стране банков и других кредитных организаций.

1. Банк – финансовое учреждение, которое занимается привлечением свободных денег с последующим их предоставлением в кредит, осуществлением денежных расчетов между гражданами и организациями.

2. Пенсионный фонд – фонд, создаваемый частными и государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в этот фонд.

3. Инвестиционные компании – финансово-кредитный институт, собирающий денежные средства частных инвесторов через продажу им собственных ценных бумаг.

4. Страховые компании – организации, оказывающие страховые услуги.

Межгосударственные финансово-кредитные учреждения:

1. Мировой банк;

2. Международный валютный фонд;

3. Европейский банк реконструкции и развития;

4. Международный банк экономического сотрудничества.

Инфляция.

Инфляция – процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги.

Инфляция, как экономическое явление возникает, когда объем денежной массы значительно возрастает, а количество товаров и услуг не увеличивается.

В зависимости от величины роста цен инфляция бывает:

1. ползучая (темп роста цен в год – 10%);

2. галопирующая (скачкообразный рост цен);

3. гиперинфляция (50% в месяц).

Особенности современной инфляции:

1. повсеместный характер;

2. хронический характер.

Естественная инфляция – небольшая инфляция (5% в год).

Инфляция спроса – спрос превышает предложение (это ведет к росту цен).

«Слишком много денег охотятся за слишком малым количеством товаров»

Инфляция издержек (предложения) – повышение издержек на единицу продукции (повышение цен на электроэнергию, газ – рост потребительских цен).

Негативные последствия инфляции:

1. перераспределение национальных богатств;

2. снижение зарплата;

3. ухудшение условий жизни;

4. обесценивание сбережений.

Антиинфляционная политика государства:

1. жесткие ограничения на увеличение денежной массы;

2. сокращение бюджетного дефицита;

3. совершенствование налоговой системы;

4. стимулирование производства.

Деньги. Ценные бумаги.

Деньги – товар, который используется в качестве равноценного мерила стоимости всех других товаров.

Функции денег:

1. Деньги – средство обмена (обмениваются на любой другой товар);

2. Деньги – мера стоимости (ценности) товара. Цена – стоимость товара, выраженная в деньгах;

3. Деньги – средство накопления (сбережения);

4. Деньги – средства платежа (принимаются в оплату за товар или услугу).

Важно не только умело тратить деньги, но и правильно разместить свои сбережения:

1. сберегательный счет в банке (доход по вкладу);

2. доход от приобретения ценных бумаг (дивиденд);

3. приобретение на недвижимость (цены на недвижимость растут быстрее, чем обесцениваются деньги);

4. страхование жизни, здоровья, имущества.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) – это система экономических отношений между покупателями и продавцами ценных бумаг.

Фондовый рынок отличается от других видов рынка спецификацией товара – эмиссионные ценный бумаги.

Эмиссия (выпуск) ценных бумаг:

1. Частная;

2. Государственная.

Ценные бумаги – финансовые документы, в которых зафиксированы права владельца.

Ценная бумага – это товар, который, не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене.

Ценные бумаги:

1. Акция;

2. Облигация (выдает государственное предприятие или государство);

3. Чек;

4. Вексель (выдает частное предприятие или лицо).

Акция – ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. Акция – именная ценная бумага.

Облигация – ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение в предусмотренный срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Доход от облигации - % (на предъявителя).

Роль рынка ценных бумаг:

1. Инвестиции (свободные средства и сбережения собственника централизуются и направляются на финансирование производства).

2. Условия для передела собственности;

3. Покрытие дефицита текущего бюджета.

Основа рынка ценных бумаг – фондовая биржа (учреждение, где происходит покупка-продажа ценных бумаг).

Валютная биржа – осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты.

Экономические и бухгалтерские издержки. Прибыль.

Издержки производства – это затраты производителя на приобретение и использование факторов производства.

Экономические издержки – это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах.

Экономические издержки:

1. Внутренние (неявные) издержки;

2. Внешние (бухгалтерские или явные) издержки.

Внутренние издержки – это затраты ресурсов, принадлежащих собственнику (преимущественно, которые в собственности).

Внешние издержки – это оплата факторов производства, не являющихся собственность владельца производства. Внешние издержки очевидны, отражаются в бухгалтерских документах – бухгалтерские издержки.

Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой и экономическими издержками.

Прибыль – главная экономическая цель.

Прибыль = выручка – издержки.

Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками.

Вывод – Если бухгалтерская прибыль меньше экономической прибыли, то применение ресурса неэффективно.

Мировая экономика.

Мировая экономика – это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или иной продукции.

Экспорт – это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.

Импорт – это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.

Сальдо торгового баланса – разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период.

Протекционизм – это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.

Методы протекционистской политики:

1. Тарифные методы:

Ø Таможенные тарифы на импорт – это пошлины на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства.

Экспортный тариф – это тариф на товары отечественного производства с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно, если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня.

Таможенные союзы – это объединение стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран.

2. Нетарифные методы регулирования:

Ø Установление квот – это количественное ограничение ввоза или вывоза определенного товара.

Ø Экономические санкции – эмбарго – это установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной.

Наши рекомендации