Характеристика мирового финансово-экономического кризиса 2008-2012гг.
"Мировая экономика вступила в опасную фазу", — пишет Всемирный банк в докладе о глобальных экономических перспективах. "Европа уже, вероятно, вошла в рецессию, а темпы роста крупных развивающихся стран — Бразилии, Индии, России, ЮАР, Турции — замедлились, в большей степени из-за ужесточения экономической политики".
Развивающиеся страны сейчас в гораздо более уязвимом положении, чем накануне прошлого кризиса. Тогда они располагали и собственными ресурсами, и в значительной степени стали выгодоприобретателями тех вложений, которыми Мирвая финансовая система стимулировала планетарные экономики. Сейчас богатые страны уже не располагают прежними ресурсами, и развивающиеся, бюджеты которых сильно ухудшились после антикризисных мер, будут вынуждены сокращать расходы. Поэтому полномасштабный кризис вызовет спад более продолжительный, чем два года назад.
Ситуация развивается быстро и по сценарию, считавшемуся пессимистическим полгода назад. Эксперты Всемирного банка значительно понизили прогноз полугодовой давности. Темпы роста мировой экономики составят 2,5 и 3,1% в 2012 и 2013 гг. — против ожидавшихся летом 3,6% в оба года. ВВП развитых стран в 2012 г. вырастет на 1,4% (2,7% в прежнем прогнозе), а еврозоны — сократится на 0,3% (+1,8%); рост ВВП развивающихся стран замедлится до 5,4% (6,2%).
Прогноз по России понижен с 4,4 до 3,5%.
Это базовый сценарий. «В негативном варианте повторится все то же самое, что произошло после крушения Lehman Brothers, а может, даже хуже. Средоточием кризиса станет Европа, но больше всех пострадают развивающиеся страны — их ВВП за год сократится на 4%», — говорит ведущий автор доклада Эндрю Бернс.
Цены на нефть в негативном сценарии снижаются на 20% (в базовом — на 5,5% до $98 за баррель), что будет иметь серьезные последствия для экспортеров сырья, продолжает Бернс, и, если каким-то странам предстоят большие выплаты по долгам, необходимо уже сейчас иметь четкие договоренности с кредиторами; если запланированы большие расходы — выстроить приоритеты на случай сокращения доходной базы.
Российская ситуация осложняется выборным периодом и «тяжелым» бюджетом, в котором запланирована высокая цена нефти, что свидетельствует о намерении поддерживать очень высокие бюджетные расходы, размышляет Николай Кащеев из департамента операций на финансовых рынках Сбербанка.
В негативном сценарии Минэкономразвития (замедление мировой экономики до 3,4%, падение цены нефти на 20%) инвестиции и потребительский спрос замирают, сокращение госрасходов усугубляет негативный эффект и темпы роста России замедляются в 2012 г. до 2,5%. При рецессии в мире падение экономики России неизбежно.
Евросоюз уже вступил в рецессию, его проблемы носят долгосрочный характер, сказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина на Гайдаровском форуме, в такой ситуации экономика России может расти на 2-3% в год. Мировые проблемы несут риски замедления не только внешнего, но и потребительского спроса. «Это один из основных вызовов, на который страна должна ответить новой моделью экономического роста», — считает министр. Экономика России может расти и на 5-6% в год, уверена она, но для этого необходимо кардинальное улучшение делового климата.
Экспорт вряд ли будет сильно расти и вряд ли повторится «потребительское чудо» — у компаний нет возможности наращивать зарплаты, а банки вряд ли пойдут на наращивание кредита, говорит эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Но рост на 5-6% вполне возможен, согласен он с Набиуллиной, вопрос в том, как быстро удастся запустить рост инвестиций и конкурентоспособности, чтобы подтолкнуть импортозамещение: «Но за этим стоит не инвестиционная, а социальная политика». Быстро растущая экономика при сокращающихся трудовых ресурсах — большая редкость, это возможно при повышении ее эффективности, продолжает он. Рост производительности труда сопряжен с массовым высвобождением работников — и значит, с необходимостью обеспечить их переквалификацию, переезд, жилье.
Для повышения энергоэффективности нужны не только инвестиции в ТЭК, но и взаимодействие центра и регионов в сфере ЖКХ, продолжает Белоусов. Нужно привлекать и адаптировать в России западные компании; нужна система поддержки экспорта — Россия может повысить экспорт машиностроения в 2-2,5 раза, уверен Белоусов. Все вопросы в итоге упираются в эффективность госуправления, подводит итог Дмитрий Белоусов.